Топ-15 лучших зданий мира 2013 года

 
03 января 2014 в 9:00
Автор: darriuss. Фото: archdaily.com
Автор: darriuss. Фото: archdaily.com

Закрученные в форме спирали небоскребы и океанариумы, отели-подковы и отели-цилиндры, аэровокзалы-змеи, стальные конференц-залы и новый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке — 2013 год был богат новыми зданиями, в очередной раз доказавшими, что фантазия архитекторов неисчерпаема, а возможности строителей безграничны. Onliner.by отобрал для своих читателей 15 лучших сооружений, украсивших планету в прошлом году.

15. Оперный театр, Линц, Австрия.

К «десятым» годам XXI века архитектура середины предыдущего столетия уже воспринимается как историческое наследие, которое можно вовсю осваивать, творчески его при этом переосмысливая. Вот и новое здание Оперы в австрийском Линце выглядит очевидной аллюзией на традиционную театральную модернистскую архитектуру 1950—60-х годов.

Авторы проекта решили использовать занимающий целых два квартала и неудобный с первого взгляда участок сложной формы максимально эффективно. Итогом их творческих усилий стал грандиозный комплекс, выполненный из бетона, стекла, дерева и натурального камня, внешний вид и интерьеры которого доставил бы безусловное удовольствие классикам послевоенной архитектуры. Несомненный успех команды британца Терри Поусона.

14. One World Trade Center, Нью-Йорк, США.

Проектирование нового Всемирного торгового центра, взамен разрушенного в результате терактов 11 сентября 2001 года, ставило перед архитекторами чрезвычайно ответственные задачи. Вместо уничтоженных икон минимализма 1970-х, тем не менее ставших полноценными символами крупнейшего города США, требовалось найти новый художественный образ, столь же мощный, но при этом без особенно ярких контрастов с башнями-близнецами Минору Ямасаки. Итогом совместной работы звезды деконструктивизма Дэниела Либескинда и Дэвида Чайлдса из крупнейшей архитектурной корпорации мира Skidmore, Owings and Merrill стал 104-этажный небоскреб-многогранник, строительство которого закончилось в прошлом году.

На фоне фантастических высоток, массово строящихся сейчас в Китае или в Объединенных Арабских Эмиратах, One World Trade Center выглядит, прямо скажем, не очень эффектно. Зато небоскреб наполнен символизмом — его высота составляет 1776 футов (1776-й — год получения США независимости, 541 метр), а без учета антенны — 417 метров, как и у разрушенных в 2001 году «близнецов». Как бы то ни было, Нью-Йорк на обозримое будущее получил свое высочайшее здание, и теперь его жителям и гостям придется привыкать к обновленному силуэту Манхэттена.

13. Sheraton Moon Hotel, Хучжоу, Китай.

Это как раз пример того самого архитектурного аттракциона, которым ныне славится Китайская Народная Республика. Высотная 100-метровая гостиница на 321 номер в Хучжоу своим обликом мгновенно концентрирует на себе внимание, тем более что и конкурентов у нее в округе, в общем-то, нет, по крайней мере пока.

Гигантская арка из стекла и белого алюминия с панорамными видами из всех своих помещений и яркой светодиодной иллюминацией по ночам — как-то так в представлении фантастов XX века и должна была выглядеть архитектура будущего. Авторы проекта из молодого местного бюро MAD Architects футуристических экспериментов не боятся, и, благодаря этому, отбоя в клиентах у них нет.

12. Центр современного искусства, Кордова, Испания.

В создании новой арт-галереи в Кордове специалисты мастерской Nieto Sobejano Arquitectos вдохновлялись арабским наследием этого испанского города. Многочисленные ломаные ниши на стеклофибробетонных фасадах здания создают особый рисунок, напоминающий о традиционном мавританском зодчестве Пиренейского полуострова.

Стены выставочных залов шестиугольной формы выполнены из брутального монолитного железобетона, специально оставленного в «природном» неоштукатуренном виде — по задумке авторов, интерьер не должен отвлекать посетителя от созерцания предметов искусства. В фасадных же нишах смонтированы светодиодные светильники, позволяющие превращать их в пространства для световых инсталляций.

11. Аквариум «Голубая планета», Копенгаген, Дания.

Стальной водоворот, стальной винт или даже стальной кит — художественный образ одного из крупнейших океанариумов мира дает пространство для толкований, но любое из них напрямую связано с назначением здания, содержащего внутри себя объемные экспозиции, посвященные обитателям планетарной гидросферы.

Криволинейные фасады комплекса облицованы тысячами небольших матовых алюминиевых панелей. Отражая солнечный свет в разное время дня, они способны естественным образом менять цвет.

10. Библиотека и центр знаний Венского экономического университета, Вена, Австрия.

Как должна выглядеть современная библиотека? Процветающие страны выбирают простые и понятные народу алмазные формы ромбокубооктаэдров, водруженных на диски стилобата. В раздираемой экономическим кризисом и социальными волнениями Западной Европе зачем-то ищут иные образы. Яркий почерк автора этого здания узнается сразу — это звезда современной архитектуры, британка иракского происхождения Заха Хадид.

Активно работающая по всему миру, Хадид везде создает очень харизматичные силуэты, основным элементом которых являются плавные, но при этом удивительно динамичные линии. Для библиотеки Венского «нархоза» она предложила комплекс из двух поставленных перпендикулярно объемов, верхний из которых гигантской консолью нависает над нижним. Грандиозное панорамное окно в его торце при этом служит для естественного освещения основного читального зала центра знаний. Отсутствие ярких контрастных оттенков в оформлении фасадов здания — также фирменная черта самой известной иракской женщины. Объемы гармонично облицованы светло- и темно-серыми фибробетонными панелями.

9. Cayan Tower, Дубай, ОАЭ.

Главная архитектурная премьера года в эмирате Дубай — башня Cayan, спроектированная американской фирмой Skidmore Owings and Merrill. Мода на закрученные спиралью небоскребы, введенная выдающимся испанцем Сантьяго Калатровой и его высоткой Turning Torso в шведском Мальме, продолжает триумфальное шествие по миру. Очередной образец этого пусть уже несколько утратившего новизну, но по-прежнему эффектного приема — 307-метровый жилой небоскреб Cayan Tower.

Высотка SOM’а выглядит удивительно свежо на фоне господствующего в Дубае низкопробного архитектурного китча. В 75-этажной башне разместилось 495 квартир разной площади (от одной до четырех спален). От практически круглогодичной жары обитателям комплекса помогают спастись перфорированные экраны на его фасадах.

8. Выставочный комплекс Messe Basel, Базель, Швейцария.

Очередная работа известнейшего дуэта Herzog&deMeuron формально лишь реконструкция построенных еще в 1960—70-е годы старых выставочных павильонов. На деле у именитых швейцарцев получилось по сути новое здание, ничем не напоминающее о своем без малого полувековом прошлом.

Верхние этажи комплекса «одели» в ажурную отполированную алюминиевую решетку, выполняющую помимо прочего и солнцезащитную функцию. Кроме того, каждый из его этажей сместили по отношению друг к другу, образовав своеобразные консоли, придающие сооружению дополнительную выразительность. На уровне же первого этажа было образовано единое крытое пространство с магазинами и ресторанами, доступное всем желающим и выполняющее, таким образом, уже и общегородскую функцию.

7. Национальный музей деревянной скульптуры, Харбин, Китай.

Еще одна работа бюро MAD и столь же экспрессивная. В спальном районе Харбина, переполненном типичными для Китая одинаковыми многоэтажками, создается новый общественный центр, одним из главных элементов которого стал музей, посвященный традиционному для страны виду искусства. Парадоксально, но в экстерьере здания никто не найдет даже намека на дерево, ставшего основным элементом его содержимого.

200-метровой длины скрученный объем, облицованный панелями из полированной нержавеющей стали, как и в случае с отелем-аркой Sheraton в Хучжоу выглядит пришельцем из фантастических фильмов, инопланетным кораблем, каким-то образом оказавшимся посреди бетонного мегаполиса.

6. Институт молекулярных исследований, Мельбурн, Австралия.

Шестиэтажный научно-исследовательский центр в Мельбурнском университете своим внешним видом демонстрирует его специализацию. Сетка из бетонных сот-окон, формирующая фасад здания, должна напоминать молекулярные структуры.

Часть сотовых ячеек при этом образует своеобразные эркеры, дополнительно выделенные ярким цветом. Боковые фасады института асимметрично перфорированы окнами неправильной формы. Упорядоченность с некоторой долей хаоса — основная мысль спроектировавшего центр бюро Lyons.

5. Культурный центр «Город искусств», Рио-де-Жанейро, Бразилия.

Сейчас архитекторы предпочитают работать с современными материалами: стеклом, металлом, деревом — тем необычнее выглядит их периодическое возвращение к пламенеющему брутализму 1960—70-х годов. Массивные постройки из монолитного железобетона, оставленные в их «естественном», ничем не декорированном виде, прославляющем «честность строительного материала», были популярны полвека назад, а сейчас в массовом сознании воспринимаются антигуманными экспериментами оторвавшихся от народа проектировщиков. Выдающийся французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Кристиан де Портзампарк не побоялся пойти против вкусов публики и обратиться к наследию брутализма в своем монументальном культурном комплексе «Город искусств», созданном в солнечном Рио.

Филармония, театральный зал, залы камерной и электроакустической музыки, музыкальная школа, 10 репетиционных студий, медиатека, три кинозала, рестораны и магазины объединены в сложном асимметричном объеме, возводился который на протяжении целого десятилетия специально к чемпионату мира по футболу-2014 и Олимпийским играм-2016. Незамаскированный декоративными излишествами бетонный монолит триумфально возвращает брутализм полувековой давности уже в современных формах на передовую архитектурной мысли.

4. Fletcher Hotel, Амстердам, Нидерланды.

Иногда, впрочем, нет ничего лучше простой формы. Специалисты Benthem Crouwel предложили решить гостиницу Fletcher в столице Нидерландов в форме обычного цилиндра, уделив, тем не менее, пристальное внимание оформлению его фасадов.

60-метровое здание решено в виде каркаса из металлоконструкций с бетонным сердечником, где размещены основные коммуникации и инженерная инфраструктура. Эта нехитрая конструкция при этом «одета» в двуслойную оболочку. Внутренний слой — фибробетонные панели, перфорированные круглыми окнами разного диаметра. Внешний — панорамное прозрачное голубое остекление со специальным рисунком из синих окружностей, дополняющих внутренние «иллюминаторы». Все вместе образует своеобразный паттерн, одинаково эффектный и днем, и ночью.

3. Жилой комплекс Ardmore, Сингапур.

36-этажный кондоминиум на 58 апартаментов, спроектированный голландской мастерской  UNStudio, — образцовый современный жилой комплекс. Сложный узор окон, балконов и солнцезащитных экранов, харизматичная пластика белоснежного здания напоминают об органических, свойственных природе текстурах и формах.

Квартиры размещены с восьмого этажа и выше, что обеспечивает абсолютно всех счастливых жильцов комплекса панорамными видами на город-государство. В основу планировки апартаментов архитекторы положили планы итальянских вилл эпохи Возрождения. Каждый из них разделен на 2 отдельные зоны с промежуточным пространством между ними, обеспечивающим необходимые для комфортного проживания визуальные связи.

2. Терминал 3, международный аэропорт Баоань, Шэньчжэнь, Китай.

Главная авиапремьера года — спроектированный итальянцем Массимилиано Фуксасом новый основной терминал одного из самых быстрорастущих городов Китая. Комплекс длиной в полтора километра и площадью в 500 000 кв. м способен обслуживать до 45 миллионов пассажиров в год. Огромное здание было построено менее чем за 3 года и обошлось в 734 миллиона евро.

Похожий на восьмиконечный крест трехэтажный терминал, по сути, представляет собой овальную в разрезе единую оболочку, сформированную из тысяч чередующихся металлических и стеклянных «сот». Последние обеспечивают прекрасное естественное освещение внутренних помещений, а все вместе формирует характерный рисунок как на внешних фасадах, так и в интерьерах.

1. Международный конференц-центр, Далянь, Китай.

К огромному комплексу на 90 000 «квадратов» с театральным и конференц-залами (крупнейший на 2500 человек) внутри сложно подобрать описание, но запоминается он совершенно определенно. Сложный объем длиной 60 метров, придуманный в недрах австрийского бюро Coop Himmelb(l)au, радует глаз и напрягает мысль бесконечными складками, плавными изгибами, выступающими консолями, образующими ни на что не похожий образ, немедленно ставший одной из главных достопримечательностей портового Даляня, еще 110 лет назад бывшего русским городом Дальним.

Металлическая мембрана, выполняющая роль оболочки центра, разрезана десятками горизонтальных щелей, служащих для освещения внутренних помещений. Для возведения комплекса было использовано 40 000 тонн стали, и это тот самый случай, когда каждый килограмм использован с пользой во славу инженерно-конструкторского триумфа. Китай все чаще становится площадкой для реализации порой немыслимых архитектурных фантазий, оставляя далеко позади феноменально богатые, но не отличающиеся особым художественным вкусом монархии Персидского залива.