Слепили по-быстрому. Долгострой в Минске сдали с многочисленными недоделками и браком

 
20 декабря 2013 в 10:04
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский, only_law, Leola, forum.onliner.by
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский, only_law, Leola, forum.onliner.by

После резонансного совещания у президента власти Минска и застройщики любой ценой пытаются сдать проблемные дома, избавиться от долгостроев. Сроки сроками, а чрезмерная спешка к добру не приводит. Там, где работа скатывается в аврал, возникают строительный брак и халтура. Нужны примеры? Десятиэтажка под окнами администрации Ленинского района Минска, на улице Полевой. Посетив квартиры после недавней сдачи дома в эксплуатацию, дольщики долго не могут прийти в себя. «Как можно так строить? И как комиссия могла подписать акт приемки-передачи?» — недоумевают люди, ожидание ключей для которых растянулось на три года.

У дома №25 на Полевой трудная судьба. Разрешение на его строительство было получено в марте 2010 года. К моменту истечения срока сдачи, в IV квартале 2011-го, стройка не «шагнула» дальше первого этажа. Застройщик — УКС Ленинского района — имел свойство выбирать сомнительных генподрядчиков. Вначале «Беллегпромпроект» «нахимичил» с фундаментом и ушел с объекта в апреле 2011 года, обеспечив всего 1% готовности. Затем за дом взялась «Стройэксполиния». Новому генподрядчику УКС перечислял внушительные авансы, в то время как значительного прогресса на стройплощадке не наблюдалось. Фирма была отстранена, не отработав и не вернув 4 миллиарда рублей.

Отчасти тормозили стройку и не рассчитавшие свои финансовые возможности дольщики. По данным УКСа, за некоторыми из них числились долги по 115 миллионов рублей...

Дела на стройке вроде бы наладились, когда в августе 2012 года дом перешел третьему генподрядчику — Стройтресту №4. В графике Мингорисполкома сроком сдачи многоэтажки на Полевой значился ноябрь 2013 года. Строители торопились, работали в две смены. Акт сдачи объекта в эксплуатацию комиссия подписала 29 числа. В теленовостях бравурно отрапортовали о завершении очередного долгостроя.

Только придя на приемку квартир, дольщики поняли, какой ценой дались темпы последних месяцев. На форуме Onliner.by будущие новоселы делятся впечатлениями от увиденного, выкладывают десятки фотографий строительных «косяков». Претензий множество: от протекающей крыши до кривых потолков, плесени и негерметичных стеклопакетов.

Заходим во второй подъезд новостройки. Довольно странное проектное решение — лифтовая коробка на первом этаже вплотную примыкает к стене. В итоге почтовые ящики перекрывают выход из лифта:

Пустоты между ступенями лестницы и стеной. На некоторых маршах зазоров нет, на других – имеются:

Разная высота ступенек:

Поручни без накладок:

Красной линией обозначен уровень пола первого этажа относительно лестницы:

Похоже, строителям не хватало декоративной штукатурки. Местами краску наносили прямо на голые стены:

Трещины на штукатурке почти на каждом этаже:

Технический этаж. Все признаки дырявой кровли:

— Когда лил дождь, здесь был потоп, текли ручьи, — говорит нам один из дольщиков. — Представляете, что начнется, когда грянут морозы? В квартирах на верхних этажах сырость, подтеки не просыхают.

Дольщик ведет нас в свою квартиру на 9-м этаже. На потолке и стенах обильные подтеки и рыжие пятна — следы ржавеющей арматуры, вывести которые будет не так-то просто.

Однослойные стекла на лоджии покрыты конденсатом. Вода стекает, смывая краску с перегородки, пропитывает влагой пол. Под окном накладки скрывают 10-сантиметровый слой монтажной пены:

Зазор между открытым окном и полом — пару миллиметров. Как положить хотя бы линолеум?

— Теперь самое интересное. Между окном и металлической решеткой со стороны улицы зияет провал шириной почти 30 сантиметров, — показывает дольщик. — Туда вполне может провалиться взрослый человек, не говоря уже о ребенке.

На лоджиях в других квартирах мы видели те же подтеки и конденсат, а вот решетки там были установлены правильно, на безопасном расстоянии.

Переходим в квартиру другого дольщика, расположенную несколькими этажами ниже. Лазерной рулеткой он замеряет расстояние от пола до потолка в противоположных углах комнаты. На трех метрах — разбежка в 4 сантиметра. От 264 до 268 см.

От двери в прихожей до ванной перепад составляет уже 7 сантиметров. Замеряем высоту дверного проема.

— 203 сантиметра, а по СНиПу надо 210. Стандартная дверь сюда не станет, — выносит вердикт дольщик.

Плесень в туалете:

Створки стеклопакетов на разных уровнях:

Пропитанная влагой стена:

На наших глазах подносят зажигалку к вентиляционной решетке в ванной и огонек тут же задувает. Воздух не вытягивается, а нагнетается в квартиру.

— И сколько вы заплатили за это жилье? — интересуемся мы.

— Изначально, в 2010 году, метр стоил что-то около 3 миллионов. Потом несколько раз стоимость повышали. В марте был такой расклад: 8,6 миллиона для нуждающихся и 9,1 миллиона для остальных. Если переводить в доллары с индексацией, метр уже обошелся нам в среднем от 1100 до 1300 долларов. И это не окончательная цена. Скоро будет последний перерасчет. При этом нас пытаются убедить, что дом строился по себестоимости.

Заходим еще в одну квартиру. Проблемы те же.

Строители будто не знали, чем себя занять.

Состояние асфальта на парковке:

Детская площадка:

— Некоторые недоделки, конечно, не критичны. Понятно, трещины можно отыскать в любой новостройке. Но протекающая кровля, «гуляющие» ступеньки — как при таких обстоятельствах дом могли принять в эксплуатацию? — возмущаются дольщики.

— Ладно подписи остальных членов комиссии, но куда смотрел во время приемки председатель товарищества собственников? — спрашиваем.

— Накануне сдачи дома исполком провел экстренное собрание. Сказали, надо создавать товарищество и выбирать председателя. И тут же предложили своего ставленника — незнакомого нам человека. Мы от его услуг отказались и взяли несколько дней на обсуждение подходящей кандидатуры. Не прошло и недели — появился акт приемки дома с подписью навязанного нам председателя, которого мы не выбирали.

Какие дальнейшие действия? Некоторые дольщики уже написали индивидуальные жалобы в Госстройнадзор, в предстоящий понедельник люди планируют собраться возле дома и подписать коллективное письмо застройщику с требованием устранить брак и недоделки.

Как скоро строители исправят ошибки? Что помешало им выполнить свою работу качественно? Эти вопросы мы хотели задать директору УКСа администрации Ленинского района Сергею Мирголовскому. Но он разговаривать с журналистами не захотел. Оборвав нас на полуслове, повесил трубку и главный инженер этой организации Владимир Урусов.

В недавнем сюжете, показанном по одному из телеканалов, представители УКСа заверяли: как только будут собраны все замечания, приедет бригада и устранит недостатки. Впрочем, интуиция подсказывает дольщикам, что на этот раз торопиться строители не будут: дом-то уже сдан и выпал из поля зрения президентской комиссии. Как оно будет на самом деле — проверим позже.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by