Как показывает практика, платить за услуги ЖКХ торопятся далеко не все белорусы. Коммунальщики жалуются: ежегодно до них не доходят сотни миллионов рублей. Злостные неплательщики, на которых не могут повлиять ни увещевания, ни угрозы отключить электроэнергию и воду, есть во всех областях и городах. Журналист гродненской региональной газеты «Перспектива» проехался вместе с мастером местного ЖЭСа Анатолием Анищиком по проблемным адресам и описал все увиденное.
— Ситуации, конечно, бывают разные. Кто-то уехал в длительную командировку и не успел оплатить «коммуналку» в срок, у кого-то временные трудности с деньгами. Но обычно такие люди быстро погашают долг. А вот от некоторых денег не то что месяцами, годами не дождешься! Последние, как правило, выпивают, нигде не работают. Им все наши уговоры, как говорится, до лампочки. Есть еще безответственные мамаши, которые прикрывают свой образ жизни наличием малолетних детей. Вообще, нужно злостных должников выселять в менее благоустроенное жилье. Одного, второго, третьего, а там смотришь — сработает эффект сарафанного радио, и остальные задумаются, — рассуждает Анатолий Анищик.
У жильцов квартиры, в которую мы направляемся, долг почти в девять миллионов рублей. Здесь за «коммуналку» не платили чуть больше трех лет. Стучимся в дверь. Через минуту на пороге появляется женщина, которая услужливо предлагает войти. На резонный вопрос, когда погасите задолженность, не раздумывая отвечает:
— Да нет сейчас денег. У меня четверо детей, трое несовершеннолетних. Младшей дочке всего девять месяцев. Понятное дело, нигде не работаю — в декретном отпуске. Тех двух миллионов, что я теперь получаю, на все не хватает. Одно время была сложная ситуация, пришлось уволиться с работы. Тогда-то и появилась первая незначительная задолженность, потом она стала расти. Вот с весны планирую дочку в ясли отдать и устроиться на работу. С первой же зарплаты начну гасить долг, хотя и теперь при возможности стараюсь хотя бы немного, но платить.
Направляемся в следующую квартиру. В ней никого нет, но дверь не заперта. Заходи, бери что хочешь. Правда, домушникам и поживиться здесь нечем было бы. В комнатах — бардак, на полу валяются какие-то вещи, снуют тараканы, стоит неприятный запах.
— Тут не напоминать жильцам об оплате по счетам нужно, а найти их сначала, — подсказывает Анатолий Анищик. — Видать, уже давно не появляются…
На очереди — еще две квартиры. В первой хозяева отсутствовали. Во второй удалось поговорить с хозяйкой, которая, еще не дослушав наш вопрос, стала оправдываться:
— Мне на работе зарплату задержали — не могла никак рассчитаться. Сегодня вот только получила свои честно заработанные. Так что после обеда обязательно погашу 470 тысяч долга и впредь обещаю платить вовремя.
Что ж, хотелось бы верить.
Во второй день вместе с мастером ЖЭСа Гродненского района Александром Будило держим курс на новые адреса. Здесь жильцы задолжали 1,8 миллиона рублей.
— Да откуда мне деньги взять на все? — жалуется хозяйка квартиры. — Вот получу три миллиона зарплаты и прям не знаю, куда их деть… Конечно, старюсь платить, но у меня шестеро детей, всех одень, накорми, на ноги поставь. И так еле концы с концами свожу…
В этой же деревне живет еще один неплательщик. У него не оплаченных счетов за коммунальные услуги на три миллиона рублей.
— Вы ведь знаете, что за неуплату можем воду отключить, свет? — интересуется Александр Будило.
— Да, без электричества туго будет, — соглашается хозяин. — А вот воду отключайте, я всю жизнь из колодца ею пользовался. Может, хоть за коммунальные услуги платить меньше буду. А то у меня шестеро детей, четверо несовершеннолетних еще… Зарплаты в два миллиона не хватает на все. Теперь, правда, уволился, подыскиваю другую работу. Жена тоже не работает по состоянию здоровья. Вот только я не понимаю, почему мне так много за воду приходится платить? Да счетчиков нет, хотя летом дети часто в бассейн во дворе воду набирали. Эх, видно, тогда и набежало. Да разве ж уследишь за всем…
В других деревнях неплательщиков либо не было дома, либо они опять ссылались на отсутствие средств, чтобы оплатить «жировки».
— Списки неплательщиков развешиваем на досках объявлений в городе, подаем в газеты, — рассказывают коммунальщики. — Бывает, что такие меры помогают. Но большинству все равно, что о них скажут соседи или родственники. Среди них есть многодетные семьи, которым мы не можем отключить даже воду, потому что в квартире прописаны несовершеннолетние дети. Если дело доходит до суда, то у некоторых из должников и описывать нечего. А вот случаев выселения пока не было. Ведь кроме правового есть еще и моральный аспект. Разве можно многодетную мать с детьми отправить на улицу?