Если вы не многодетная семья, то шансы обзавестись участком для строительства коттеджа в Минске почти равны нулю. За те крохи земли, что попадают на аукционы, никто не хочет торговаться. Неликвид — это 4 сотки в Северном поселке по цене «однушки» или участок в двух метрах от кольцевой автодороги за миллиард рублей. Очередные торги по продаже в частную собственность земельных наделов намечены на 19 декабря. Мы решили поближе присмотреться к предложенным участкам и отправились в Заводской район столицы.
Шесть первых лотов выставлены на аукцион впервые, остальные — повторно.
На фоне других островков частного сектора Минска Северный поселок производит довольно тягостное впечатление. Добротные коттеджи здесь попадаются изредка. Домики в основном старые, с аляповатыми пристройками. Многие семьи ведут сельское хозяйство на огородах. Будто свернул с проспекта и оказался не в Минске, а на окраине райцентра. Что же здесь предлагают купить на аукционе? Перейдем к осмотру.
Улица Чекалина, 49.
4,4 сотки, 345 602 400 рублей ($37 161).
Самый небольшой и дешевый участок из выставленных на аукцион. Проезжая улицу Чекалина, мы сначала даже не заметили его и проскочили мимо. Пришлось сдавать назад и внимательно изучать нумерацию домов.
Интересующий нас земельный надел находится за забором. Там сложены доски, строительные материалы, автомобильные покрышки. Хозяин соседнего дома приспособил участок под склад.
Заметив, что мы фотографируем, из другого дома вышла женщина и завела разговор:
— Вы же видите, земли тут мало. Коттедж хотите построить? Да куда там. Вагончик только влезет. Участок этот много раз на аукцион выставляли. Люди приезжают смотреть, но никто не берет. За такие деньги лучше купить нормальную землю за городом и ездить в Минск на машине.
Соглашаемся с последней фразой и интересуемся обстановкой в Северном поселке. Комфортно ли здесь живется? Безопасно ли по вечерам ходить по улицам? Репутация у района ведь, прямо скажем, «хромает». Или все это предрассудки?
— А вы сами по улице пройдите. Наркоманов хватает, «синева» кругом — оно вам надо?
На Северный поселок застройщики пока не претендуют. Жильцам разрешают выполнять реконструкцию, делать пристройки. До 2030 года сносить этот частный сектор точно не собираются.
Улица Фучика, 7.
5,74 сотки, 453 454 720 рублей ($48 758).
— Поверните направо, увидите два коттеджа. Нужный вам участок напротив, — подсказывают нам дорогу прохожие.
Участок на Фучика выглядит получше предыдущего. Почти 6 соток на углу улицы, неподалеку лес. Почему же никто даже не пытался торговаться за него на аукционах? Быть может, кроме цены смущает людей и тот самый коттедж напротив?
Мы спрашиваем, правда ли в районе торгуют наркотиками. Старушка припоминает один случай:
— Раз среди ночи приехали три машины. Шум, разговоры — я проснулась. Вышли люди, пошли в хату через дорогу. А на утро в огороде рву щавель — что-то в палец как ужалит. Гляжу — шприц. Ах вы гады, думаю…
Улица Охотская, 166.
4,73 сотки, 396 176 700 ($42 599).
Участок за забором. Хозяева дома через своего сына передали нам, что ничего не знают про аукцион, и разговаривать на эту тему не захотели. Быть может, попросту не хотят новых соседей.
Улица Охотская, 138.
4,49 сотки, 376 074 150 рублей ($40 438).
Участок угловой, как и на улице Фучика. И его территория точно так же «удобрена» пустыми винными и водочными бутылками. Через дорогу — многоэтажки и школа.
Переулок Братский, 19.
5,33 сотки, 446 437 650 рублей ($48 004).
Переулок Братский, 29.
5,41 сотки, 453 135 450 рублей ($ 48 724).
— Участок этот мне выдавали давно как многодетной матери во временное пользование. В исполкоме сказали: пока живете — пользуйтесь, — говорит вышедшая из дома пожилая женщина. — Ну а если кто-то купит его, ничего не поделаешь — уступим. Только что здесь построишь — земли не густо…
Переулок Грибной, 46/19.
4,77 сотки, 374 645 700 рублей ($40 284).
Улица Сеченова, 33.
4,92 сотки, 412 097 700 рублей ($44 311).
— За что тут 45 тысяч? Одумайтесь, — приняв нас за покупателей, увещевает хозяйка соседнего дома. — Клочок земли. Магазины далеко, автобус далеко, пьянчуги ходят, на бутылку клянчат.
— Вообще, наш район не так плох, как о нем принято говорить. Вы сюда летом приезжайте, тогда все иначе смотрится, — разговорилась с нами девушка с коляской. — Все цветет, много зелени, недалеко лес — мы с ребенком там часто гуляем. Ну а контингент, конечно, специфический.
Проезд Енисейский, 7.
4,78 сотки, 375 460 800 рублей ($40 372).
Улица Ангарская, 219.
5,8 сотки, 485 800 950 рублей ($52 236).
Улица Ангарская, 213а.
5,6 сотки, 442 985 400 рублей ($47 632).
Первый переулок Артема, 17.
5,9 сотки, 471 860 520 рублей ($50 737).
— Участки в Северном поселке выставлялись на аукцион уже много раз, но желающих поторговаться не было, — рассказали нам в Минском городском центре недвижимости. — Все понимают: на 4—5 сотках разместить полноценный дом проблематично. Да и район пользуется нехорошей славой.
Специалисты поясняют: незастроенные земельные наделы выделялись местным жителям во временное пользование под огороды. Некоторое время назад свободные участки в Северном предлагались многодетным семьям — то, что они не захотели брать, попало на аукцион.
— Как правило, в частном секторе Заводского района участки на аукционе покупают те, кто живет рядом, — говорят в МГЦН. — Например, молодая семья уходит от родителей, чтобы построить недалеко свой дом. Но и таких примеров мало. За этот год мы продали всего один участок единственному заявителю — 4,7 сотки в Первом Детском переулке. Начальная стоимость там была 445 миллионов.
На торгах 19 декабря будут предложены и пять участков в районе Цнянского водохранилища, кочующих с одного аукциона на другой. Площадь здесь побольше — 6,3 — 7,3 сотки, начальная стоимость — от 80 до 92 тысяч долларов. 12,5 тысячи долларов за сотку! Впрочем, проблема, говорят, не в цене, а в торфяных почвах и высоком залегании грунтовых вод. Чтобы построить дом, надо забивать сваи на 8 метров.
Неликвидом оказались и участки на улице Хмаринской в бывшей деревне Цна. Были люди, готовые заплатить более 1 миллиарда рублей, но когда узнавали, что дом придется строить в нескольких метрах от кольцевой дороги, сразу теряли интерес.
Казалось бы, если товар не продается, надо снижать цену. У нас этот рыночный закон, увы, не действует. «Участки выставлены на торги по кадастровой стоимости и не могут быть проданы в частную собственность по более низкой цене», — поясняют организаторы аукциона.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by