Надземный тоннель, замурованный вестибюль и другие малоизвестные факты о минском метро

 
16 октября 2013 в 10:48
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков, http://www.abandoned-legacy.net, GIBBON, http://minsk-metro.net/forum, http://www.respublica.by, http://minchanin.esmasoft.com
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков, http://www.abandoned-legacy.net, GIBBON, http://minsk-metro.net/forum, http://www.respublica.by, http://minchanin.esmasoft.com

Минский метрополитен — сравнительно молодой и небольшой, потому и своих тайн у него немного. Впрочем, и в нашей подземке есть загадочные места, овеянные слухами и легендами: закрытые вестибюли и переходы, служебный тоннель, пустоты между станциями. Конечно, минчане, хорошо знакомые с историей метро, в курсе всех этих секретов. Для остальных же читателей, надеемся, наш обзор окажется познавательным.

Участок тоннеля, проложенный по поверхности земли

Минское метро само по себе неглубокое. Лишь немногие участки перегонов (например, между «Площадью Победы» и «Октябрьской») достигают глубины 25 метров. Но есть в городе одно место, где метростроевцы не спускались под землю и не вгрызались лопатами в грунт, а проложили тоннель прямо по поверхности. Этот участок — часть перегона между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод».

Если выйти на «Пролетарской» и пойти на восток по улице Судмалиса, то через 10 минут окажешься на пустыре, на первый взгляд, ничем не примечательном. Пройдя немного вперед и осмотревшись по сторонам, понимаешь, что стоишь на вытянутой в длину возвышенности. И тут, шагая по тропе, можно внезапно почувствовать легкую вибрацию — прямо под ногами проносятся электропоезда.

Холм протянулся примерно на 500 метров и заканчивается за автостоянкой, расположенной параллельно улице Клумова.

О наличии поблизости метро напоминает вентшахта.

Проходка под речкой Слепянкой представлялась метростроителям тяжелейшим занятием. Потому два тоннеля сначала вывели на поверхность, а затем основательно засыпали землей. Обошлись минимальными трудозатратами и сэкономили деньги.

Закрытый вестибюль на «Пролетарской»

Когда поезда прибывают на «Пролетарскую», все пассажиры устремляются в западный конец платформы. На восточном выхода нет — только мраморная стена и скульптура бравого пролетария. Однако стена эта, хоть и выглядит основательно, вовсе не глухая. За ней расположены вестибюль, кассы, есть даже будка контролера. Все это было создано в годы строительства второй линии.

Законсервированный вестибюль выглядит так. Фото с сайта аbandoned-legacy.net датированы 5 декабря 2007 года:

Выход на поверхность.

Ступеньки ведут, как ни странно, во двор трехэтажного дома №5 на улице Судмалиса. Это старое общежитие «Спецстроя».

Постройка не очень-то похожа на вход в метро, скорее напоминает спуск в защитное укрытие гражданской обороны. Металлические двери наглухо заварены.

Почему второй выход не используется? Скорее всего, строили его с заделом на будущее, а пока открывать вестибюль ради нескольких трехэтажных домов смысла нет. Пассажиропоток в этом направлении будет минимальным.

Не востребован пока второй выход и на «Борисовском тракте». Заграждение на станции, в сравнении со стеной на «Пролетарской», выглядит явно временным.

Второй вестибюль «Борисовского тракта». Фото с форума сайта minsk-metro.net.

Закрытый выход со станции обращен к автостоянке и долгострою «Футурис». Иностранные инвесторы планировали воздвигнуть здесь целый комплекс высотных зданий, вдохнуть жизнь в эту почти безлюдную окраину Минска, но затем у бизнесменов возникли разногласия. Стройка не движется уже больше года, а неприметный выход из метро ждет своего часа.

На станции «Спортивной» тоже один действующий вестибюль. Власти города решили, что пассажиропоток на станции слишком мал, чтобы сооружать полноценный второй выход с 10-метровым эскалатором, потому был построен только аварийный выход. Нет здесь и вестибюля. Но проектировщики уверяют: если в будущем возникнет необходимость, можно реконструировать служебные помещения и сделать второй вестибюль с эскалатором.

Служебный тоннель между двумя линиями

Перед самым въездом на «Октябрьскую» со стороны «Площади Победы» поезд замедляется и, стоя справа, вглядываясь в «пляшущие» по стене вереницы проводов, можно рассмотреть кое-что необычное. Тоннель расширяется и раздваивается — еще одни рельсы уходят непонятно куда. Есть даже смешная легенда о том, что этот тоннель ведет в засекреченную ветку метро.

На самом деле никаких секретов здесь нет. Под Октябрьской площадью существует служебный соединительный тоннель длиной около 250 метров, позволяющий ночью перемещать поезда с одной линии метро на другую для отправки в депо.

Редкий снимок соединительного тоннеля удалось сделать фотокорреспонденту газеты «Рэспублiка» Валерию Харченко в январе этого года. В конце правого тоннеля виднеется станция «Купаловская». Слева — служебный съезд на Московскую линию.

Днем составы по этому тоннелю не ездят, хотя в теории машинист может объявить на «Площади Победы»: «Следующая станция — Немига». И через пару минут пассажиры в полном недоумении прибудут на Автозаводскую линию.

Турникеты в никуда на «Октябрьской»

Еще одно загадочное место минской подземки — общий вестибюль станций «Октябрьская» и «Купаловская», где стоят старые неработающие турникеты. Если идти от эскалатора — они по левую руку, а за ними закрытые наглухо двери. Что за ними? По одной из версий, при строительстве «Октябрьской» проектировался выход в Александровский сад, но его так и не доделали, опять же из-за малого пассажиропотока. С другой стороны, если никакого выхода нет, то для чего ставили турникеты? Существует и вторая версия: за дверями находится пешеходный тоннель, соединяющий вестибюль с торговым центром над станцией «Октябрьская».

Пустота между «Молодежной» и «Фрунзенской»

Когда поезд едет с «Молодежной» к «Фрунзенской», посередине перегона справа есть какая-то пустота. Тут все просто. При строительстве второй линии делался задел под служебный соединительный тоннель с третьей линией (такой же, как между «Октябрьской» и «Немигой»). На первом этапе на третьей линии не будет своего депо, а поезда надо куда-то возить на обслуживание. Подземная «кишка» будет начинаться от станции «Площадь Франтишка Богушевича» и вольется во вторую линию между «Молодежной» и «Фрунзенской».

Мифическая «Комсомольская»

Пожалуй, самая известная легенда минского метро — недостроенная станция «Комсомольская», якобы расположенная между «Октябрьской» и «Площадью Ленина». Планы по ее сооружению возле здания КГБ — вовсе не слухи, а историческая данность. Об этом позволяет судить редчайший документ – едва ли не первая схема метрополитена от 1975 года с обозначенной «Комсомольской». Ее разместил в интернете минчанин Вадим Зеленков.

«Эту схему добыл где-то тридцать лет назад мой отец. Простите чудовищное качество, но в оригинале это почти нечитаемая ксерокопия, — пишет Вадим на сайте minchanin.esmasoft.com. — Вот таким был проект метро за два года до начала строительства. Ну, о трех станциях в Чижовке разговор шел не раз. Но как вам, например, маленькая ветка от нынешней „Пушкинской“ в Масюковщину? От „Площади Якуба Коласа“ вдоль одноименной улицы? Третья линия в Новинки? Мечты, мечты, где ваша сладость?»

Почему же «Комсомольскую» так и не построили? Очевидно, одним из главных аргументов против стал слишком короткий перегон между станциями.

«Социалистическая», «Волгоградская», «Центральная площадь»

Далеко не все станции минского метро сохранили свои проектные названия. Например, нынешняя «Московская» должна была называться «Волгоградской», поскольку расположена рядом с одноименной улицей. В начале 1980-х власти Минска задумали переименовать часть Ленинского проспекта от улицы Волгоградской в сторону Востока в Московский проспект. Станция получила новое имя и своеобразный интерьер, а проспект в итоге переименовывать так и не стали. Приезжие да и некоторые минчане до сих пор путаются — станция метро «Московская» и улица Московская находятся в разных частях города. Кстати, проектное название станции «Институт культуры» — «Московская».

«Академия наук» могла быть «Академической», «Октябрьская» — «Центральной площадью», а «Фрунзенская» — «Юбилейной». «Пролетарскую» хотели было назвать как и железнодорожную станцию — «Минск-Восточный».

Схема минского метрополитена 1979 года, напечатанная в книге «Минск и окрестности»:

А вот схема из книги Евгения Етчика «От конки до метро» 1991 года издания. За «Автозаводской» должна была идти «Социалистическая», позже переименованная в «Могилевскую».

Многим минчанам еще не забылись споры вокруг станции «Раковской». Начало им положил один из постоянных посетителей форума Мингорисполкома. Название «Раковская» у него вызывало ассоциации с раковой опухолью. Закончилась дискуссия принятием решения Мингорисполкома о переименовании станции в «Спортивную» за два года до ее официального открытия.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by