Ожившие дома: история передвижения зданий

 
7816
27 сентября 2013 в 9:04
Автор: darriuss. Фото: pastvu.com, flickr.com, panoramio.com, lj.com, wikipedia.org
Автор: darriuss. Фото: pastvu.com, flickr.com, panoramio.com, lj.com, wikipedia.org
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Конструкцию весом в десятки тысяч тонн аккуратно отрезают от фундамента, заменяя его массивной металлической рамой. С помощью системы роликов, рельсовых путей и специальных гидравлических устройств капитальный многоэтажный дом, порой даже с жильцами внутри, начинает свой путь в десятки метров на новое место, где ему предстоит провести остаток своей жизни. Передвижка зданий и сейчас непростая инженерная задача, что уж говорить про первую половину XX века, когда эта практика приобрела особенную популярность. Onliner.by изучил, как человечество заставило дома двигаться, и разобрался в технологии этого непростого, но по-прежнему удивительного процесса.

Искусство перемещения тяжелых объектов на большие расстояния довольно успешно было освоено еще цивилизациями различной степени древности. Например, египтяне за несколько тысяч лет до наступления нашей эры двигали так любимые ими статуи фараонов и прочие обелиски собственным богам благодаря примитивным, но эффективным приспособлениям вроде деревянных катков, полозьев и некоторого количества людей.

Впрочем, особой сложности работа с подобными монолитными сооружениями не представляла. До передвижки многоэтажных сооружений с внутренними, порой ненадежными, перекрытиями человечество дозрело намного позже. Первое документально зафиксированное событие такого рода случилось в середине XV века в Италии. 40-летний инженер и архитектор Аристотель Фиораванти в 1455 году шокировал жителей города Болонья, переместив на целых 13 метров колокольню местной церкви Санта-Мария-Маджоре высотой с современный 9-этажный дом. Для этого Фиораванти использовал систему из блоков, катков и полозьев, а саму башню для предотвращения возможной деформации заключил в плотный деревянный каркас.

Заказчик выполненной работой был так доволен, что отсыпал талантливому инженеру премию в целых 50 золотых дукатов. Впоследствии Фиораванти выполнил еще несколько похожих по сложности операций, например выпрямление ряда покосившихся башен. Одна из них, правда, через 2 дня после процедуры рухнула, после чего автор проекта счел за лучшее вернуться к более традиционным инженерным задачам. Позднее Фиораванти переехал в Великое княжество Московское и стал известен как автор Успенского собора в Кремле. На снимке современный вид церкви Санта-Мария-Маджоре в Болонье.

После этих итальянских опытов передвижка зданий, по крайней мере крупных, перестала интересовать заказчиков и архитекторов на несколько столетий. Вновь популярность она приобрела в США второй половины XIX века, где стоимость нового строительства была все еще высока, а деревянные в основном дома не были привязаны к старому участку сложной системой инженерных коммуникаций. Подобные одно-, двухэтажные постройки, по существу автономные объекты, перевозить с места на место было сравнительно легко, порой даже экзотическими способами, например на плотах.

Аппетиты и масштабы перевозок росли прямо пропорционально состоятельности заказчиков и ходу научно-технического прогресса. Например, в Нью-Йорке в апреле 1888 года крупный Brighton Beach Hotel на Кони-айленде переместили на 150 метров вглубь островной территории. Участок, где стояло деревянное каркасное здание, постоянно размывался океаном, что угрожало вполне предсказуемыми и печальными последствиями.

Трехэтажную в основе своей постройку длиной 150 метров и весом 5000 тонн, украшенную пятью башнями, приподняли на гидравлических домкратах и установили на 112 специальных тележек. Те, в свою очередь, расположились на 24 проложенных под зданием железнодорожных путях. После этого в дело оставалось вступить 6 небольшим паровозам, которые всего за 2 дня и передвинули гостиницу на новое место дислокации.

В XX веке архитекторы и инженеры сделали следующий шаг — приступили к передвижке кирпичных зданий. Одним из крупнейших проектов подобного рода стало перемещение в американском Индианаполисе восьмиэтажного конторского здания 1908 года постройки, где размещалась штаб-квартира компании Indiana Bell Telephone Company.

Приобретенное в 1929 году сооружение очень нерационально использовало окружающий его участок. Первоначально новый собственник хотел вовсе снести здание и выстроить новое, но архитектор проекта Курт Воннегут-старший, кстати отец будущего знаменитого американского писателя, предложил элегантный выход из ситуации, позволивший бы сохранить и старый корпус и в то же время освободить место для возведения рядом требуемого современного. Для этого планировалось сначала сместить здание на 17 метров южнее, потом развернуть его на 90 градусов (!) и вновь передвинуть его еще на 35 метров западнее. На следующей серии снимков запечатлен весь этот непростой процесс. Снимок слева — Indiana Bell Telephone Company Building в оригинальном расположении, справа — после первого этапа передвижки до начала разворота.

Как и в случае с отелем Brighton Beach в Нью-Йорке, инженерам потребовалось сначала отрезать здание от фундамента с одновременной постепенной заменой его металлической рамой на бетонной подушке. Затем под созданную конструкцию подводились рельсовые пути с установленными на них 400 роликовыми катками. Локомотивы в сложной градостроительной ситуации использовать было невозможно, но инженерам вполне хватило парового двигателя и несколько сот металлических кабелей, которые, собственно, и тянули здание. На снимках запечатлено начало его разворота.

Передвижка зданий к 1930 году уже была достаточно обыденной операцией, но настоящим инженерным прорывом стало то, что весь месяц, в течение которого Indiana Bell Telephone Company Building двигалось, оно продолжало функционировать по назначению!

На этом снимке здание примерно на середине своего разворота. Обратите внимание на дугообразный крытый пешеходный переход, по которому на работу попадали сотрудники телефонной компании. Все коммуникации (газ, паровое отопление, канализация и так далее) с помощью гибких трубопроводов были по-прежнему соединены с общегородской системой, лифты продолжали работать, по сути персонал весь месяц просто не замечал, что здание, в котором он работает, не просто двигается, а при этом еще и разворачивается.

Разворот в динамике. На левом снимке положение здания 30 октября 1930 года, на правом — 1 ноября.

4 и 6 ноября соответственно. Здание одновременно и разворачивалось, и смещалось на запад на свое новое место.

8 и 11 ноября.

Наконец, в середине 12 ноября передвижка Indiana Bell Telephone Company Building была закончена, площадка под новое строительство освобождена. Заказчики, конечно, были в восторге от такой ювелирной работы Воннегута-старшего и его помощников.

Передвижка этого здания весом в 11 тысяч тонн недолго оставалась одной из крупнейших в мире, т. к. о нем каким-то образом узнали в Советском Союзе. Первый кирпичный дом в Москве передвинули еще в конце XIX века. Двухэтажное здание весом 1840 тонн освободили от меблировки и перегородок, разобрали печи, отрезали от фундамента и переместили на 100 метров западнее.

Инженер Осип Федорович, разработавший операцию и ею руководивший, довольно подробно и популярно объяснял свой способ, в принципе мало чем отличавшийся от практиковавшегося в США и Европе:

«Здание связано в трех местах поперек стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельс, на протяжении 20 сажен».

Работали на передвижке около сотни человек и 60 лошадей, и бывших основной тягловой силой. Бюджет проекта составил 4 тысячи дореволюционных рублей.

В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, в соответствии с которым некоторые улицы советской столицы необходимо было расширить, а выступавшие за их новые «красные линии» здания снести. Тем не менее отдельные дома по разным причинам решили сохранить. Например, так случилось с жилым домом 1929 года на Садовнической улице. 88-метровой длины Г-образное здание мешало съезду с нового Краснохолмского моста. Городские власти в 1937 году решили короткую часть сооружения оставить на прежнем месте, а длинную «ножку» весом в 9 тысяч тонн отодвинуть и развернуть на 19 градусов.

На этом снимке правое передвигаемое крыло уже отрезано от левой части, оставшейся на месте.

Технология использовалась все та же. Под передвигаемую половину подвели металлическую раму, стоящую на металлических же балках. Рама была установлена на 1200 стальных катках, в свою очередь расположенных на рельсовых путях. Прогресс тем не менее не стоял на месте. От дореволюционной практики использования лошадей решили отказаться, здание двигали 28 электрических домкратов. Новым было и то, что 600 жильцов дома решили не отселять, использовав примененную в Индианаполисе семью годами ранее систему временных гибких коммуникаций для водопровода, газового и электроснабжения, телефонной и радиосвязи.

За 103 часа правое крыло было передвинуто на 53 метра и развернуто на 19 градусов, помеха движению с моста было устранена.

Впоследствии оба крыла старого дома были вновь соединены 6-этажной вставкой. В 1960-е годы именно здесь произойдет взрыв бытового газа, вставка будет разрушена, погибнут 147 человек.

Одной из улиц, расширяемых согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года, стала ул. Горького (бывшая Тверская). Здесь было решено некоторое количество мешавших домов все-таки сохранить, отодвинув их с красной линии улицы. Например, так произошло с крупным дореволюционным подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. Первоначально это здание планировалось просто снести. По некоторым данным, его спасению способствовал лично Никита Сергеевич Хрущев, до 1938 бывший партийным главой Москвы. Уже тогда он, видимо, мечтал «догнать и перегнать Америку», пусть и в таком специфическом жанре, как передвижка домов. Саввинское подворье весом в 24 тысячи тонн было более чем в 2 раза тяжелее офиса Indiana Bell Telephone Company. Руководством города была поставлена задача передвинуть его без отселения жильцов.

Более того, жильцов даже не предупредили о начале операции. Передвижка подворья началась в 2 часа ночи 4 марта 1939 года, и, по рассказам современников, никто в доме даже не проснулся. Специальные лебедки плавно перемещали четырехэтажку по 36 рельсам три дня, в конце концов отодвинув ее вглубь квартала на 50 метров. Все коммуникации в это время продолжали исправно функционировать.

На снимке видно расстояние, которое одолело подворье.

Самым известным домом, передвинутым в Москве, стало здание Моссовета все на той же улице Горького (Тверской). В случае с этим знаковым сооружением, бывшим дворцом московского генерал-губернатора (1782 года постройки), которое и по сей день занимает мэрия российской столицы, было решено вновь утереть нос американским конкурентам, поставив абсолютный рекорд скорости передвижки.

С помощью двух лебедок и 25 домкратов четырехэтажный П-образный особняк передвинули почти на 14 метров всего за 40 минут. При этом внутри демонстративно продолжалась вроде бы обычная работа административного учреждения.

За поставленный рекорд пришлось, впрочем, платить. В стенах и перекрытиях здания возникли трещины, и в ходе его послевоенной надстройки дворец пришлось дополнительно укреплять 24 металлическими колоннами.

После войны с удешевлением нового строительства передвижку зданий в Советском Союзе стали применять гораздо реже. Например, в 1979 году по не слишком очевидной причине вдруг на 33 метра влево сдвинули т. н. «дом Сытина», здание 1904 года, где до революции размещалась редакция газеты «Русское слово». Его срезали с фундамента на Пушкинской площади и переместили на угол ул. Горького и Настасьинского переулка. Старое место.

Хорошо видны рельсы, по которым осуществлялась транспортировка необычного объекта.

Дом Сытина на новом месте. Видно, что теперь вид на новое здание редакции газеты «Известия» (справа) ничего не закрывает. Возможно, этим и было обусловлено использование столь сложной и дорогостоящей процедуры.

В США же после войны передвижка домов продолжала быть популярной. Население страны всегда было мобильным, и порой, переезжая с места на место, люди забирали с собой и свой старый дом.

Ездить научились и 1000-тонные церкви (Салем, шт. Массачусетс). Обратите внимание, что для перевозки относительно небольших и легких зданий сейчас уже вовсю используются специальные гидравлические тележки, собранные в фиксированную раму и не нуждающиеся в дополнительном устройстве рельсовых путей.

Подобная же конструкция была использована в 1999 году, когда за 12 дней на 400 метров на новое место был перемещен исторический театр Шуберта в американском Миннеаполисе. Поворот здания осуществлялся изменением положения резиновых колес гидравлических тележек. Процесс передвижки в специальном timelapse-видео.

А чуть более года назад, в мае 2012-го, на 60 метров в сторону было перемещено конторское здание в швейцарском Цюрихе. Железнодорожная станция по соседству нуждалась в дополнительных путях, но сносить исторический памятник было, разумеется, запрещено. В итоге 80-метровой длины дом 1889 года весом 6200 тонн был сам установлен на рельсы, после чего за 19 часов перемещен на новое место обитания.

Использованная технология и процесс переезда смотрите в еще одном видеоролике.

В Беларуси на данный момент неизвестны случаи передвижки зданий. Учитывая современную практику строительства в нашей стране и нравы компаний-застройщиков и государства, всегда проще и дешевле снести то или иное сооружение, чем заниматься его перемещением на другое место, как это было, например, сделано с несколькими послевоенными жилыми домами в районе камвольного комбината, разобранными при реконструкции улицы Маяковского. В лучшем случае заказчик, у которого на пути оказался мешающий объект, избавиться от которого запрещает законодательство, может его демонтировать и пообещать затем восстановить на новом месте. Так случилось с постройками первой минской электростанции у парка Горького, на месте которой сейчас возводится многофункциональный комплекс с гостиницей «Кемпински». Выполнит ли инвестор обещание и если да, то в какой форме, покажет лишь время.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by