В тихом и уютном уголке столицы, совсем недалеко от парка имени Горького, стоит, на первый взгляд, ничем не примечательный пятиэтажный кирпичный дом. И только «посвященные» люди знают, что именно в этом доме находится одна из самых шикарных и дорогих столичных квартир, выставленных на продажу. Трехкомнатные апартаменты, которые никто и никогда не называл по-обывательски «трешкой», с метражом в 110 кв. м стоят в переводе на иностранную валюту $590 000. А всего один метр элитного жилья — $5364, как сравнительно неплохой подержанный автомобиль.
«Тихий центр, огороженная территория, великолепный вид из окна, рядом парк им. Горького. Дом кирпичный, 5/5 (сверху чердак), 2 квартиры на этаже, интеллигентные соседи. 2 санузла, потолок 3 м, балкон застеклен — 8 м», — сообщают риелторы потенциальным покупателям дорогих квадратных метров. Трехкомнатная квартира с шикарным ремонтом выставлена на продажу уже где-то полгода, но своего покупателя пока не нашла — будущего владельца, который оценит все преимущества этого жилья и заплатит за эксклюзив соответственно, надо дождаться. Бывает, что квартиры, которые относятся к категории VIP, могут находиться в «режиме ожидания» по нескольку лет. Для апартаментов, расположенных в кирпичном доме в Броневом переулке, возраст в полгода и вовсе не цифра — на лето рынок элитной недвижимости предсказуемо замирает, поэтому, уверены специалисты, у этой квартиры все впереди.
Дом, который когда-то строился даже не для любимцев партии, а для ее первых лиц и непосредственного руководства столицы, не может не удивлять. В то время как большая часть тех, кто самоотверженно трудился «по способностям» и получал за это «по потребностям», душились в «хрущевках», главные строители социализма жили в очень и очень приятных условиях: впечатляющие своими размерами подъезды, которые уместнее называть парадными, сделанные на века железобетонные перекрытия, трехметровые потолки, огромные окна и, несмотря на среднюю высоту постройки, лифт. Что и говорить, бороться за права униженных и угнетенных в таких условиях куда проще и эффективнее.
Сегодня одна из 44 квартир дома 1967 года постройки, в котором в свое время жили все председатели Совета министров БССР, выставлена на продажу. От бывшей меблировки, традиционно включавшей массивную темную лаковую мебелью, «неповоротливые» кресла и диваны, картины на стенах и дубовый паркет «елочкой», уже давно ничего не осталось. Нынешний продавец предлагает современный ремонт из дорогих материалов, фильтры очистки воды, бойлер, кондиционеры, сигнализацию, домофон, мусоропровод на кухне, сантехнику и плитку Villeroy & Boch, австрийские стеклопакеты, встроенную кухню с техникой Kuppersbusch (холодильник, посудомоечная машина, паро-духовой шкаф, СВЧ, подогрев посуды) и даже подвал c погребом.
— Стоимость квартиры в Броневом переулке в первую очередь определяется ее местоположением. На мой взгляд, оно одно из лучших в городе, — говорит Валерия Хованская, заместитель директора агентства недвижимости «Сильван». — Дом находится в историческом центре, огорожен, здесь практически не ездят машины, а рядом — парк имени Горького. Да и вокруг постройки много деревьев. Получается, два в одном: все прелести жизни в центре столицы и относительный «вакуум». Но самое главное, что в каждом подъезде есть лифт и между этажами железобетонные перекрытия. Продаваемая квартира находится на последнем этаже, но это не минус, а скорее даже плюс: сверху расположен чердак, состояние которого, как вы понимаете, в связи со статусом дома всегда в отличном порядке. Учитывая, что дом стоит на горке, а еще и последний этаж с окнами на две стороны — из квартиры открывается потрясающий вид на город: площадь Победы, красивый парк, умопомрачительные закаты. Плюс добротный, стильный ремонт и метраж — вот и получается итоговая цена.
По словам Валерии Хованской, рынок VIP-недвижимости в Беларуси не очень развит: около 10—12% от всех предложений. «Стабильности» в нем тоже нет: бывает, по два-три месяца не появляются новые объявления, а потом в один момент может прибавиться сразу несколько эксклюзивных квартир. Зимой и летом спрос затихает — люди уезжают отдыхать и переносят покупку недвижимости, что называется, на потом.
Есть и тонкости понимания, что же такое «VIP» или «элит»: у белоруса, европейца и москвича эти понятия могут существенно разниться. Но, как бы то ни было, VIP — это в первую очередь место расположения. В Минске есть даже так называемый золотой центр, который риелторы окрестили «от ГУМа до ЦУМа».
— Очень сложно отнести квартиру в Чижовке, пусть и с прекрасным ремонтом, к категории элитного жилья. А иногда бывает, что квартира в ужасном состоянии или с ремонтом 60-х годов, но находится в таком месте, что оно само определяет статус и последующую стоимость. К примеру, в прошлом году продали квартиру недалеко от станции метро «Купаловская» — двухуровневая «сталинка» с отдельным входом без ремонта ушла на «ура», естественно, что за счет места, планировки и метража она относилась к VIP. Или двухэтажный дом в Войсковом переулке, который сам по себе не представляет никакого интереса, но вот место, где он находится, «требует» определенной цены — $2, 1 млн.
Идеальное сочетание, безусловно, место и ремонт, причем ремонт должен быть новый. Если работы делались лет 10—15 назад, то это уже не то. Современный, свежий, стильный, из хороших, качественных материалов — таким должен быть ремонт в VIP-квартире. Плюс мебель на уровне, — поясняет Валерия. — Вообще, у нас уже достаточно давно опошлили слово «евроремонт». Когда оно только пришло, подразумевалось, что это ремонт класса люкс. Теперь же люди, поставив стеклопакеты, переклеив обои и подмазав где-то что-то, говорят, что это уже евроремонт.
Впрочем, как бы притягательно ни звучало словосочетание «элитная квартира», даже опытные риелторы не берутся загадывать, как быстро ее удастся продать и удастся ли вообще. Иногда бывает, что вроде бы все складывается: и цена хорошая, и состояние шикарное, и ремонт, и место, а жилье «висит». Так почему-то происходит с одной из квартир, уже долгое время выставленной на продажу: в элитном без преувеличения жилье установлены золотые смесители (на то, что они действительно золотые, есть специальные сертификаты), на настоящем тиковом полу расставлена мебель Versace. Все сделано по высшему разряду, как в музее или дворце, а покупателя нет. А бывает, что с виду куда более простые квартиры, оформленные в современном стиле, продаются практически моментально. На памяти Валерии, самая быстрая продажа произошла через две недели после подачи объявления: девушка пришла, посмотрела и сразу же сказала «беру». А вот самые сложные варианты «висят» по два-три года.
— Конечно, самые дорогие покупки совершают иностранцы: россияне и «казахи» — русские, прожившие долгое время в Казахстане. Процент «истинных» иностранцев не так уж и велик — немцы, итальянцы, китайцы бывают среди покупателей, но не очень часто. Богатые белорусы предпочитают покупать «пустые» квартиры или вступить в долевое строительство в элитном доме, а потом уже заняться отделкой под свой вкус. А вот иностранцам этим некогда заниматься, ради экономии времени, сил и нервов они готовы переплатить за ремонт, но приобрести готовую квартиру, в которую можно заехать и сразу жить, — объясняет Валерия Хованская.
— Распространенный слух, что россияне скупают в Минске все хорошие квартиры, в корне неверный. Россиян действительно стало больше, но они в основном прицениваются. Почему-то наши соседи считают, что в Беларуси цены на жилье должны быть бросовые, как в странах третьего мира. И когда они видят реальные цены, которые сопоставимы с европейскими, очень удивляются и по большей части уезжают разочарованные: развеивается миф, что за 100—150 тысяч можно скупить полгорода. Ну и еще одна претензия, что у нас нет настоящих VIP. Но ведь мы изначально говорим о VIP-недвижимости в рамках Беларуси: таких комплексов, как «Алые паруса» в Москве, где есть и фитнес, и причал, и детский сад, у нас нет и в ближайшее время не будет, — говорит заместитель директора агентства недвижимости «Сильван».
Разложить «по полочкам», как сформирована цена на ту или иную квартиру, достаточно сложно. По словам риелторов, элитная квартира — это продукт для ценителей. И только ее хозяин действительно знает, сколько стоит ремонт, во сколько обошлась мебель и т. д. В таком вопросе — все очень индивидуально, поэтому «попробовать» можно любую цену, которую предложит продавец. Не исключено, что с кажущимся заоблачным вариантом будет согласен покупатель.
— В любом случае, дураков сейчас нет — люди считают свои деньги и планируют расходы, поэтому продать дешевое «задорого» не получится. И обратный вариант никак не пройдет — купить отменное качество по невысокой цене не выйдет. В большинстве случаев люди покупают VIP-квартиры для себя, иногда, чтобы просто вложить деньги, некоторые заботятся о будущем детей. И совсем небольшой процент — чтобы в последующем сдавать. Зачастую, выбрав определенный вариант, покупатели приводят с собой строителей и различных специалистов, чтобы проверить, действительно ли хорошо сделан ремонт, на самом ли деле кухня выполнена из массива, а пол — из тика. Покупатели элитного жилья очень требовательные и не будут просто так разбрасывать деньги, — делится наблюдениями Валерия Хованская.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by