Жители дома партийной элиты выступили против строительства гаражей Следственного комитета у себя под окнами

 
16 821
01 августа 2013 в 12:38
Автор: Николай Градюшко. Фото: Антон Архипенко
Автор: Николай Градюшко. Фото: Антон Архипенко

«Наш двор — один из самых зеленых и уютных в Минске, — обратились в редакцию Onliner.by жильцы дома №4 в переулке Броневом. — Сегодня над ним нависла угроза. За счет зеленой зоны собирается расширяться обосновавшийся по соседству Следственный комитет. Ради строительства паркинга уже началась вырубка деревьев».

Малоприметная на первый взгляд пятиэтажка через дорогу от парка Горького — дом не простой. При советской власти населяла его исключительно партийная элита и приближенные к ней государственные деятели. В разные годы здесь жили Тихон Киселев, Александр Аксенов, Владимир Лобанок, Сергей Притыцкий, семьи Машеровых и Кебичей. Со временем жилье по наследству перешло их родственникам, часть квартир купили бизнесмены (квадратный метр в переулке Броневом, 4 стоит от $3500).

Рядом с партийным домом соседствует старинный особняк. С 30-х годов XIX века здание сменило много хозяев. Когда-то это был лазарет, казармы, Штаб тыла Белорусского военного округа, военная прокуратура, филиал Национального исторического музея. С недавних пор, после реконструкции здания, здесь разместился Следственный комитет Беларуси.

— Проблемы начались еще год назад — строители вторглись на нашу территорию и обнесли часть двора забором, все кругом разрыли. Мол, надо прокладывать коммуникации, — рассказывают нам жильцы дома №4. — Чиновники заверяли, что после реконструкции ограждение снимут, все благоустроят, восстановят. Не тут-то было! Старый забор остался, а два дня назад в нашем дворе начали городить новый. Мы вышли на улицу и спросили, в чем дело. А рабочие в ответ смеются: «Вы что, не знали, паркинг здесь будет».

Жильцы потребовали объяснений — к ним вышли два представителя Следственного комитета. Один из них показал план участка. По нему видно, что новый объект (обозначен цифрой 6) запроектирован между относящимся к Следственному комитету домом №9а на улице Первомайской и пустующим домом №42 на улице Захарова. Стройка, судя по всему, развернется почти впритык к старому забору, а территория двора уменьшится метров на 15. Но люди готовы отчаянно защищать каждую пядь земли, называя происходящее «захватом территории».

— Реагировали на нас раздраженно: «Кто вы такие?», «Вам что, гараж помешает?», — вспоминают жильцы 4-го дома. — Внятных разъяснений мы так и не получили. Услышали только, что там разместят 90 машин.

Жильцы повалили новый забор и на следующее утро составили коллективное заявление в администрацию президента, в котором просят Александра Лукашенко остановить уничтожение зеленой зоны.

«Для постройки паркинга будет срублено более 30 здоровых деревьев, среди которых граб дальневосточный, канадский клен, береза, дуб, — говорится в письме. — Очевидно, что строительство гаража для такого количества машин в непосредственной близости от жилых домов резко ухудшит экологическую ситуацию. Все это свидетельствует о намерении без всяких причин превратить красивый и уютный двор в еще один убогий пятачок так называемой уплотнительной застройки. Причем данные действия производятся без согласования или обсуждения с жильцами нашего дома».

Под этими словами 23 фамилии (всего в доме 44 квартиры).

«Мы просто не смогли всех застать, — объясняет одна из женщин. — Многие сейчас на дачах, как например, Александр Медведь. Против стройки выступают все — и старожилы дома, которые эти деревья когда-то сажали, и новые жильцы, которые заплатили немалые деньги, в том числе и за хороший вид из окна».

Вчера за территорией двора уже начали спиливать старые деревья.

Во двор вышло человек 15, каждый из них пытался выговориться в присутствии журналиста.

«Разве можно делать стоянку на 90 машин в центре квартала, на замкнутой территории? Здесь же люди живут. Вы посмотрите — забор всего в нескольких метрах от детской площадки», — возмущалась пенсионерка.

«Зачем Следственному комитету 90 машин? Там что, даже уборщицы на авто ездить будут? Уже пригнали целый двор новеньких иномарок. Заметьте, „Опелей“, а не „Самандов“», — добавил кто-то.

Мы попытались привести контраргументы. Сейчас сотрудники комитета, возможно, бросают личные машины под окнами жилых домов, а с появлением гаража улицы станут немного свободнее.

«В 70-е годы встал вопрос о строительстве возле дома автостоянки. Первые лица государства подумали и отказались. Решили высадить фруктовый сад, он до сих пор сохранился, — вступил в разговор представитель семьи Машеровых. — Приоритеты сейчас, увы, не те».

Мы поинтересовались, что люди собираются предпринять дальше.

«Посмотрим, как ответят на наши письма чиновники, сходим на прием к Леониду Мальцеву, курирующему Следственный комитет. Кебич записался на прием к Ладутько. А если ничего не поможет — заслоним собой березы и будем стоять. Что еще остается делать?» — услышали в ответ.

Ситуацию согласились прокомментировать в Следственном комитете. Первое, на что обратил внимание глава пресс-службы Павел Траулько — протест жителей услышан и временное ограждение на территории их двора будет снято. Второе: по разработанному проекту ни детская площадка, ни благоустройство двора дома №4 не пострадают. Третье: на проведение работ имеются все разрешения, но с учетом возникшего конфликта решено провести общественное обсуждение проекта с участием архитекторов, представителей Следственного комитета, администрации Партизанского района и местных жителей.

«Мы не собираемся создавать социальное напряжение, — добавил представитель Следственного комитета. — В ходе обсуждения примем и изучим все пожелания людей».