Квартирная история: доверили деньги районному УКСу и угодили в долгострой

 
25 124
24 апреля 2013 в 14:13
Источник: Вера
Источник: Вера

Дольщики дома-долгостроя на Логойском тракте в Минске направили десятки жалоб в различные инстанции, записали видеообращение к президенту, призвали на помощь журналистов. Но их стройка по-прежнему стоит, а УКС Советского района рассылает уведомления о расторжении договоров с теми, кто отказался доплачивать и не согласен с очередным повышением стоимости квадратного метра. Мы уже рассказывали в отдельной статье об этой проблемной стройке. Сегодня, в рамках конкурса «Жильё мое — 2», даем слово одной из дольщиц, которой не посчастливилось попасть в долгострой, длящийся уже 56 месяцев.

Каждый человек рано или поздно решает, что ему нужно собственное жилье. Вот и мы захотели обзавестись своей квартирой. Решили, что построимся долевым способом. Будем первыми хозяевами новенькой квартиры, без всяких подводных камней и сомнительных течений. Главное — выбрать надежного застройщика. Ведь интернет полнится ужасными историями об обманутых дольщиках.

Из всех застройщиков наименее «мафиозным» мы посчитали государственного. И выбрали УКС Советского района, который предлагал строиться в доме №21, к. 3, 4, на Логойском тракте. УКС никуда с нашими деньгами не сбежит, полагали мы, ведь его учредитель — администрация Советского района. Разве может она обмануть доверие граждан? Достаточно по графику платить взносы и ждать ключей.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Наш дом оказался долгостроем. Проектная декларация вышла еще в 2008 году, а к концу 2010-го там еще «и конь не валялся». Цена метра была приемлемая, хотя и обычная на то время по городу. Юрист УКСа уверенно рассказывала, что у них были проблемы с подрядчиком, но теперь все позади. УКС отсудил у того чуть ли не 2 миллиарда рублей и теперь, мол, готов быстро возводить дом. Благо дольщиков набралось достаточно. Звучало это вполне правдоподобно.

И мы бойко кинулись платить оговоренную стоимость в соответствии с графиком. А вот после того как выплатили цену договора, начались проблемы, знакомые большинству обманутых дольщиков. Стройка либо не велась, либо шла ни шатко ни валко, да еще с бесконечными переделками из-за брака. Несколько раз переносились сроки сдачи. В итоге с момента срока сдачи по договору пролетело 2 с лишним года, а дом до сих пор не готов. Но, как оказалось, все это были только цветочки.

Ягодки начались, когда УКС вдруг через год после того, как мы по графику выплатили цену квартиры, оговоренную в договоре, затребовал со всех дольщиков доплату. Ее размер почти для каждого исчислялся десятками миллионов рублей. Мол, деньги у УКСа закончились, и достраивать дом не за что.

Если не доплатим, было сказано нам, то застройщик оставляет за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке. И это при том, что ни указ №396, ни наш договор не предусматривали повышения цены метра. Когда мы заключали договор, то сами работники УКСа убеждали нас, что, например, применение индексов СМР к нашему дому невозможно, поскольку он — сверхнормативного срока строительства. Об этом же сообщили нам в своих ответах и Госконтроль, и Мингорисполком, и Минстройархитектуры. То же подтвердили и все адвокаты, к которым обратились возмущенные дольщики. Все требования УКСа о доплатах, заявили адвокаты, — хищнические и абсолютно незаконные. Однако, невзирая на это, УКС насчитал дольщикам индексы СМР, фактически вымогая дополнительные деньги под угрозой расторжения договоров.

Стоит ли говорить, что с этого момента мы вместе с другими дольщиками стали штурмовать различные инстанции, забрасывая их десятками писем и жалоб. Правда, в большинстве случаев получали отписки либо ответы не по существу. Зато мы довольно быстро узнали, что наши деньги вместо строительства ушли невесть куда (по слухам, на строительство соседних домов). Также выяснилось, что $500 000, которые увел в 2010 году с нашей стройки жулик-подрядчик, не были компенсированы в полном объеме. И последним известием, окончательно убившим нашу веру в справедливость, стала информация, что в цену нашего квадратного метра «втюхана» оплата инженерных сетей возле нашего дома и благоустройство дома (и заодно соседнего). Хотя, согласно законодательству, оплату строительства этой инфраструктуры должен был взять на себя город.

Теперь мы стали доморощенными экономистами, бухгалтерами и юристами. Сами шерстили проектно-сметную документацию, сводный сметный расчет, который от нас прятали в УКСе. Сами знакомились с нормативной документацией банков по кредитованию, с обязанностями и задачами прокуратуры…

Проведя несложные расчеты, мы открыли, что, оказывается, любой застройщик может строить себе квартиры вообще бесплатно. Достаточно накинуть на каждого из 100 дольщиков лишних 10 000 у. е., и получается 10 квартир по 100 метров или 20 квартир по 50 метров… А потом их можно продать по спекулятивной цене. Система финансовых потоков в долевом строительстве абсолютно непрозрачная, застройщик может скрывать эту информацию от дольщиков как угодно — например, под предлогом неразглашения тайны сделки. А учитывая странные банкротства или мошенничества генподрядчиков, которых нанимает застройщик, то поле деятельности с деньгами дольщиков вообще открывается необозримое. И никто, по сути, этих платежей и расходов не контролирует, разве что формально.

На определенном этапе нам стало ясно, что наш договор — вообще фикция. Даже если ты все заплатил по договору, день в день, по графику и свыше графика — это ничего не значит. Оказалось, что по нашему законодательству застройщик может преспокойно расторгать договор в одностороннем порядке с любым из дольщиков — и по поводу, и без всякого повода. А пока «расторгнутый» гражданин обивает пороги суда (а суды у нас завалены делами по горло), застройщик может быстренько продать квартиру любому желающему. И тогда судебные процессы могут затянуться на годы — с неясными последствиями для всех сторон. Но более того, даже если вы выиграете суд, застройщик может посылать вам расторжения снова и снова, выдумывая все новые основания. И противостоять этому не в состоянии ни закон, ни адвокаты.

Пока же мы своей квартиры не дождались, хотя еще несколько лет назад выплатили 100% ее стоимости по договору. Более того, многие из дольщиков год назад заплатили еще дополнительные средства, подписав допсоглашение с застройщиком на увеличение цены квадратного метра. Теперь УКС готовит новые допсоглашения, суммы в которых, очевидно, будут в разы превышать и цену договора, и цену прежних допсоглашений вместе взятых. А в документах УКСа готовность нашего дома с 92% чудесным образом превратилась в 79%. Все несогласные и недовольные отправлены УКСом в суд (им высланы уведомления о расторжении договоров), остальные покорно молчат, боясь потерять и квартиры, и деньги. А УКС уже потихоньку начинает говорить о сдаче нашего дома в 2014 году и об окончательном расчете по «фактически понесенным затратам».

Моя статья — предостережение всем дольщикам. Она показывает, насколько мы бессильны и бесправны в этой системе долевого строительства. И еще: адвокаты все как один откровенно нам говорят, что у дольщиков мало шансов выиграть любое судебное дело против застройщика, даже если они правы.

/ Теги: Конкурс