Конфликт в Советском районе: после 4 лет стройки УКС предложил дольщикам расторгнуть договоры

 
21 марта 2013 в 10:40
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

За время строительства этого дома сменилось три генеральных подрядчика, три директора застройщика, срок сдачи в эксплуатацию переносился семь раз. Вместо положенных 16 месяцев «столбик» на Логойском тракте в Минске с горем пополам строят уже 56 месяцев. И это не предел: перспективы долгостроя туманны. Дольщики пишут жалобы в Госконтроль, готовят обращение к президенту, а УКС Советского района категорично заявляет: «Для завершения стройки надо найти 13 миллиардов рублей. Доплачивайте деньги или расторгаем договор».

— Почему мы выбрали именно этот дом? Не хотелось нарваться на махинаторов, — рассказывает нам дольщик Андрей, который строится без господдержки (более 70% дольщиков — очередники с льготными кредитами). — Тогда у всех на слуху была история, как «кинули» людей на стройке дома «Террастройинвета». Думали, кто-кто, а государственный застройщик, контролируемый городскими властями, уж точно не подведет. Уже после мы узнали, что представляет собой районный УКС: контора, имеющая в собственности стол и стул. Директор подбирает генподрядчика, бухгалтер считает деньги дольщиков, а сотрудник технадзора принимает акт выполненных работ. Такая она, в двух словах, сущность «надежного» застройщика.

По документам эта стройка началась в июле 2008 года. Тогда Управление капитального строительства администрации Советского района получило разрешение на строительство. Генподрядчиком была определена фирма «Облик», нынче известная как банкрот, обманувшая сотни дольщиков в Бресте. В конце августа вышла проектная декларация, началось привлечение средств дольщиков (метр тогда стоил 4 млн рублей — почти 1900 долларов). Однако на месте будущей новостройки в тот момент еще находился двухэтажный жилой дом. Решение об отселении его жильцов администрация Советского района приняла только в октябре 2008 года. Одна семья из этого дома воспротивилась переезду на предложенных условиях, и судебная тяжба затянулась на год. Все это время стройка не велась, но дольщики продолжали перечислять деньги УКСу, чтобы не нарушать условия заключенных договоров.

Лишь в октябре 2009 года «Облик» вырыл котлован под фундамент и забил сваи, а вскоре был снесен дом, тормозивший весь процесс.

Казалось, теперь-то препятствие устранено и подрядчик начнет работать не покладая рук, чтобы наверстать упущенное. Но наступил 2010 год, а стройка почти не сдвинулась с мертвой точки. Так выглядела стройплощадка спустя полтора года после выдачи разрешения на строительство.

В феврале договор с «Обликом» был расторгнут.

Документальных подтверждений этому, конечно же, нет, но дольщики склонны считать, что все это время их деньги шли на финансирование соседнего 19-этажного дома-близнеца на Логойском тракте, застройщиком которого также выступал УКС, а генподрядчиком — «Облик».

— Целевые счета, на которые мы перечисляли деньги, были разными для двух домов, но УКС переводил эти средства единому генеральному подрядчику — «Облику». Налицо так называемая строительная пирамида, когда один дом достраивается за счет следующего, — поделились с нами своими предположениями дольщики.

В начале 2010 года в УКСе произошла кадровая перестановка — бывшего директора Викентия Коробана сменил Андрей Полховский. Последний нашел нового генподрядчика — малоизвестную фирму «Лайрон» с сомнительной репутацией, которая успела напортачить при строительстве жилого комплекса «Дружный» в Брилевичах.

В марте УКС перечисляет «Лайрону» внушительный аванс в размере 680 тысяч долларов, и стройка мало-помалу оживает: к концу месяца залит фундамент, появилась опалубка для цоколя.

В апреле «Лайрон» получает от УКСа еще 138 тысяч долларов. Но в дальнейшем работы на объекте продолжаются в вялотекущем ритме. К августу 2010-го (через два года после выдачи разрешения на строительство) был едва готов первый этаж будущей 20-этажки.

В какой-то момент руководство УКСа наконец понимает, что «Лайрон» создает лишь видимость работы, Полховский пытается расторгнуть договор генподряда. Но поздно: офис «Лайрона» пуст, владельцы покинули страну, захватив с собой 500 тысяч долларов дольщиков…

Но этим все не ограничилось, так как один к одному повторилась история с домом в Брилевичах: часть работ, выполненных «Лайроном», пришлось затем переделывать — из-за брака.

Затем за долгострой взялось дочернее предприятие УКСа Советского района СУ-2008, не имевшее ранее опыта строительства жилых домов. Стройка шла с переменным успехом, но, несмотря на кризис, за 2011 год коробка здания была практически возведена.

Новый директор УКСа Эдуард Счастный на словах обещал: «Не волнуйтесь, сдадим дом в декабре 2011 года…» Затем срок сдвинули на май 2012-го… А потом у застройщика закончились деньги. Выход был найден незамедлительно: дольщикам пересчитали стоимость метра и потребовали доплатить сверх сумм, указанных в договоре.

— Все мы понимали, что требование УКСа не вполне законно, ведь договор предусматривает увеличение цены метра только в период нормативного срока строительства дома, который истек еще несколько лет назад, — объясняет Андрей. — На неправомерность повышения цены указывал и Комитет госконтроля, куда мы обратились. Однако застройщик пригрозил расторжением договоров, и большинство из нас, в том числе льготники, затянули пояса и предпочли доплатить, лишь бы поскорее обрести свое жилье. Кто-то отдал 50 миллионов, кто-то 100 — у каждого тут своя калькуляция. Всего собрали порядка 8 миллиардов. Удивительно, но в дальнейшем на стройплощадке не было почти никакого прогресса. По сути, за весь 2012 год в доме было выполнено то, что на обычной стройке делают за пару месяцев.

С августа 2012 года по непонятным для дольщиков причинам началась ликвидация третьего генподрядчика — СУ-2008, и УКС Советского района продолжал стройку собственными силами. А с наступлением 2013-го еле теплящаяся жизнь на стройке окончательно угасла: истекло разрешение на строительство. Новое разрешение было выдано совсем недавно, но вопрос, кто будет достраивать проблемный дом, а главное, на какие средства, остается открытым.

Так долгострой выглядит сегодня.

На прошлой неделе дольщиков пригласили на собрание в администрацию Советского района, где представители УКСа предложили несколько вариантов дальнейшего развития ситуации. Сперва юрист застройщика Елена Никифорчук озвучила несколько фактов: более 70% дольщиков строятся с использованием льготного кредита, стоимость квадратного метра у всех разная и варьируется от 2,8 до 5,7 млн рублей. Готовность дома — 79%, и для завершения стройки необходимо где-то найти 13 млрд рублей. Собственных средств у застройщика — 356 млн рублей, банк может выдать УКСу кредит только на 450 млн, еще 400 млн можно получить с единственной непроданной квартиры, но этих средств явно недостаточно.

— Есть два варианта. Первый — повышение стоимости квадратного метра. Второй — расторжение договоров с дольщиками. В этом зале нет ни одного человека, который выплатил полную стоимость квартиры в нормативный период строительства, — пояснила юрист.

— В договоре не указано, что мы должны были полностью рассчитаться с застройщиком в нормативный период строительства. Мы должны были платить согласно графикам, банк перечисляет деньги по проценту готовности. Дом все еще не достроен? На каком основании доплаты и расторжение договора? — возмутились дольщики.

— Мы посчитали, сколько получат те люди, которые пришли к нам в 2008—2009 годах, если они пожелают покинуть стройку, — продолжила после паузы юрист. — Сумма, которую вы внесли тогда собственными деньгами, умножается примерно на три: сейчас вы получите за каждый квадратный метр по 1200 долларов, после чего ваша квартира будет выставлена на продажу.

— Почему мы в очередной раз должны доплачивать, если строительство растянуто на пять лет не по нашей вине? — спрашивали из другого конца зала. — Почему мы расплачиваемся своими деньгами за ошибки застройщика, который не мог найти нормальных подрядчиков? Мы понимаем ваши трудности, теперь расскажите, как вы их решите, чтобы исполнить перед нами взятые на себя обязательства.

Вопрос был задан персонально директору УКСа Советского района Эдуарду Счастному, но тот за два часа собрания не проронил ни слова. Всякий раз ответ за шефа держала юрист предприятия.

Елена Никифорчук признала за УКСом вину по каждому из семи срывов срока сдачи дома. Но с оговоркой: со слов юриста, вина состоит в том, что УКС всякий раз не исполнял пункт договора по обеспечению финансирования со стороны участников долевого строительства. Из зала спросили, почему УКС не судится с должниками? В ответ прозвучало: пока судебный процесс идет в отношении одного дольщика, в отношении еще восьми человек будут подготовлены иски о расторжении договора.

— Какой же я неплательщик? Прошлогоднее допсоглашение незаконно. Не имеете права пересчитывать стоимость квадратного метра за 44 месяца. Ни копейки больше не дам! — категорично заявила одна женщина.

— Откуда я возьму эти деньги? Хотите, чтобы дети мои голодными ходили? — дала волю эмоциям еще одна дольщица.

Сложилось, быть может, субъективное впечатление, что между дольщиками давно произошел разлад. Одни хотят поскорее получить ключи и готовы доплатить. Другие, менее обеспеченные граждане, идут на принцип и не признают законными требования застройщика.

— Куда ушли деньги, внесенные нами по допсоглашениям в прошлом году? — поинтересовались люди. — Стройка все это время «стояла».

Ответ был таков: привлечение денежных средств дольщиков планировалось на август 2012 года. Основная же сумма была получена лишь в октябре — ноябре, что «существенно изменило ситуацию». С актами выполненных работ любой желающий может ознакомиться в офисе застройщика, заверила юрист.

Второй важный вопрос — кто будет достраивать дом-долгострой. Здесь тоже мало ясности. По словам юриста, пять подрядных организаций отказались от предложения. Есть шанс, что функции генподрядчика возьмет на себя Стройтрест №7, который в разные годы строил минский железнодорожный вокзал, Национальную библиотеку, гостиницу «Европа» и другие знаковые объекты.

— Думаю, в течение недели будет принято положительное решение, — попытался обнадежить дольщиков глава Советского района Геннадий Пасевин. — Специалисты стройтреста уже запросили документацию по дому для изучения.

— Почему раньше администрация района не влияла на застройщика, видя темпы работ «Облика», «Лайрона» и «СУ-2008»? В чем смысл ваших контрольных функций? — недоумевал зал.

На эти вопросы глава района ответил, что «работа проводилась».

Дольщики попросили высказать свое мнение депутата Палаты представителей Национального собрания Виталия Бусько, который присутствовал на встрече.

— Первым делом надо сдвинуть стройку с мертвой точки. Люди должны видеть прогресс, динамику и только тогда понесут деньги, — сказал депутат. — Я заинтересован помочь, готов выйти на банки, поспособствовать выделению кредита для УКСа.

— Лучше купите себе квартиру в нашем доме — станете еще больше заинтересованы, — пошутил кто-то. — При 100% оплате скидка.

— Мы так понимаем, на стройплощадке хотят создать видимость работ и получить очередную доплату. Именно так и происходит на протяжении четырех лет, — послышалась реплика. — С нас хватит!

После собрания мы побеседовали с некоторыми дольщиками. Большинство из них ситуацию оценивают трезво. Понимают: чуда не произойдет, УКС не нарисует недостающие миллиарды, а без них стройка так и будет стоять колом. Придется лезть в кубышки, занимать деньги у родственников, брать кредиты. Но сейчас люди наотрез отказываются платить: психологически это тяжело. На пересчет стоимости метра они согласны, но только после сдачи дома и выдачи ключей.

Пока дольщики определяются с решением, УКС начал рассылать предложения о расторжении договора.

— Наша история могла бы лечь в основу книги под названием «Как нельзя строить дома», — всерьез говорят дольщики. — Отдельная глава в ней была бы посвящена позиции местной власти, которая видела провал застройщика, но фактически не принимала никаких действий, чтобы помочь дольщикам и своему же Управлению капитального строительства. Почему в Советском районе площадки для строительства новых жилых домов осваивают только частные застройщики? У УКСа сегодня нет работы, нет оборотки, нет прибыли и нет возможности отработать прежние «косяки». УКСы других районов также «наплодили» долгостроев по всему Минску. Это говорит о серьезных организационных провалах.

Сейчас люди готовят обращение к президенту, в котором собираются указать на незавидное правовое положение дольщиков и фактическое бездействие административного ресурса. Onliner.by будет следить за развитием конфликта.