Благодаря этим зданиям иностранцы зачастую получают первые впечатления о нашем государстве. Сюда же любой гражданин Беларуси может обратиться за поддержкой, столкнувшись с неприятностями за границей. Onliner.by решил изучить, как выглядят белорусские посольства в ближнем и дальнем зарубежье, эти островки стабильности и процветания во враждебном им порой мире.
Крупнейший белорусский посольский комплекс расположен, разумеется, в Москве. Главное его здание — бывший дворец графа Петра Румянцева-Задунайского, построенный в 1782 году на Маросейке, как считается, по проекту выдающегося русского архитектора Матвея Казакова. Роскошный бирюзовый особняк, свой современный необарочный внешний вид приобретший в результате перестройки 1880-х, еще с 1957 года занимало Представительство Совета министров БССР при союзном правительстве.
Выбор места и здания для белорусского посольства в принципе логичен. Маросейка была названа по существовавшему когда-то здесь Малороссийскому подворью, в окрестностях которого селились, впрочем, не только украинцы, но и белорусы. Румянцевы также с конца XVIII века тесно связаны с нашей страной: им принадлежал Гомель, где находилась одна из основных их семейных резиденций.
Вплотную ко дворцу Румянцевых со стороны Армянского переулка (здесь также находилось и историческое ядро московской армянской общины) примыкает здание посольской гостиницы «Полесье» (справа), перестроенной в 1878 году из комплекса бывших амбаров, а в советское время надстроенное дополнительными двумя этажами.
В трудное для страны время посольство Беларуси в России было на передовой битвы за привлечение в страну свободно конвертируемой валюты, разместив на своей территории магазин недорогой, но качественной белорусской обуви.
В настоящее время во дворе посольства идет строительство нового «Делового и культурного комплекса Республики Беларусь», здания общей площадью более 15 000 кв. м, одним из авторов которого выступил Юрий Григорьев, когда-то главный архитектор Минска, а сейчас (и уже долгое время) первый заместитель главного архитектора Москвы.
Наше диппредставительство в другой соседней братской стране — Украине — куда скромнее масштабами. Главный фасад, выходящий на ул. М. Коцюбинского, — очевидный постмодернистский новодел, свойственный современной белорусской архитектуре, однако в глубине двора в комплекс посольства входит исторический двухэтажный особняк XIX века.
Живописное историческое здание принадлежит и самому близкому к родине белорусскому посольству — в Вильнюсе. Вилла начала XX века, построенная для немки Шарлотты Кеппе и в советское время занятая детским садом, расположена в Новом городе Вильнюса, на ул. Миндауго (Миндовга).
Комплекс посольства Беларуси в Латвии состоит из 2 зданий, которые находятся в пользующемся неоднозначной репутацией так называемом Московском форштадте, историческом районе, где с начала XVII века селились в основном русские купцы. Русских в конечном итоге сменила еврейская диаспора, почти полностью уничтоженная в годы Второй мировой войны в устроенном здесь Рижском гетто.
Кроме посольства в Риге, у Беларуси в Латвии есть еще и генеральное консульство в близком нашей стране Даугавпилсе. Здание стратегически удобно и в чем-то даже верно расположено между единственным в городе рестораном быстрого питания «Макдональдс» и одной из крупнейших в стране тюрем, известной под романтическим названием «Белый лебедь».
Посольство же в Эстонии открылось совсем недавно и пока находится даже не в отдельном здании, а в обычной административной пятиэтажке.
Редкая белорусская дипломатическая новостройка — в тихом районе исторического центра Кишинева. Интересно, что проектировала это здание творческая мастерская Виктора Крамаренко, звезды белорусской архитектуры, дважды лауреата Государственной премии Беларуси, автора уже знаменитого во всем мире «алмаза» Национальной библиотеки и чуть менее известного, но столь же знакового железнодорожного вокзала в Минске.
Крупнейшее же новое здание для своего посольства Беларусь строит почему-то в Азербайджане, причем одновременно возводится и пятиэтажный жилой дом для дипломатов и их семей. Богатая восточная архитектура, так смело сочетающая белый мрамор классических колонн с большими поверхностями сплошного синего зеркального остекления.
Любопытно, что первоначальный проект предполагал куда более актуально выглядящее художественное решение, в итоге, вероятно, забракованное из-за несоответствия текущим в стране архитектурным трендам, а возможно, и личным вкусам утверждавших проект чиновников. Жить во дворце, как у ясновельможного пана из родной деревни, — до сих пор мечта многих белорусов.
Пока непонятно, будет ли в «модернизированном» варианте сохранена изюминка оригинального проекта — силуэт нашей синеокой страны, подвешенный на тонких тросах над внутренним двориком комплекса.
Не так повезло посольству в другой закавказской республике, Армении. Пусть бакинская новостройка будет стоять прямо посреди спального района, но это все же лучше, чем находиться в таком вот урбанистическом контексте. В Ереване именно так дело и обстоит.
Уголок любимой Беларуси в этом частном секторе, конечно, выделяется, но не так чтобы сильно. Неизвестный архитектор пытался в меру способностей и бюджета использовать в проектировании мотивы традиционного армянского зодчества — многочисленные арки разного размера и облицовку светлым вулканическим туфом.
Похожие по масштабам здания представляют Беларусь и в среднеазиатских республиках. В казахстанской Астане это небольшая «сталинка», но зато в самом историческом центре бывшего Целинограда на углу главной его площади.
Аналогичная ситуация и в киргизском Бишкеке, только там маленький фрагмент белорусской территории окружают спальные районы.
И совсем уж уныло выглядит посольство Беларуси в гордом нейтральном Туркменистане. На фотографиях, доступных в сети интернет, дипломатическое представительство нашей страны выглядит одноэтажной хатой, крытой шифером, что, конечно, в чем-то и символично, но никак не отражает уровень отношений между братскими белорусским и туркменским народами.
И в этом, признаться, есть некая закономерность. Чем теснее отношения нашей страны с тем или иным государством, чем крепче дружба наших народов, чем сплоченнее совместный фронт борьбы против однополярного мира, тем скромнее смотрятся белорусские посольства.
Пекин — столица нашего стратегического друга, для которого мы выступаем окном в Европу. Если судить по белорусскому посольству, мы все-таки скорее окошко, а не окно.
В Венесуэле строятся белорусские жилые районы, на совместных предприятиях выпускаются МАЗы и тракторы «Беларус», во славу сопротивления энергетическому диктату отдельных государств добывается даже нефть, работают тысячи наших сограждан, а их интересы защищаются в скромной двухэтажной вилле Campanera в колониальном стиле на окраине города.
Посольство Беларуси в Иране выглядит очень грустно на фоне роскошного аналогичного иранского комплекса в Минске, строящегося у Комсомольского озера.
Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты.
На этом фоне выделяется даже посольство в Ливии, пусть, скорее всего, и бывшем «друге» нашей страны.
А белорусское здание в революционной Гаване так и вовсе выглядит живописным дворцом. Находится оно на главной улице города, 5-й авеню, в двух шагах от посольств США и России, что лишний раз символизирует глубину и качество отношений наших государств.
Контрастно смотрятся наши дипломатические представительства в странах, с которыми у нас традиционно уже натянутые отношения. Посольство в Лондоне размещается в аристократическом районе Кенсингтон на западе британской столицы, в шаговой доступности от Гайд-парка и Кенсингтонского дворца, резиденции принца Уильяма и его супруги Кейт Миддлтон.
В таком антураже даже соседство с Монголией выглядит не так обидно.
Прекрасное здание принадлежит Беларуси и в Париже, на бульваре Сюше у Булонского леса.
В Германии посольский комплекс состоит сразу из 2 особняков, расположенных прямо у одного из входов в Трептов-парк, где установлен знаменитый монумент «воину-освободителю», советскому солдату, держащему на руках немецкую девочку и попирающему обломки свастики. Собственно посольство.
Виллу «Луиза», расположенную по соседству (здание с приветливо закрытыми наглухо окнами), занимает консульский отдел.
Живописное здание 1928 года в Брюсселе — посольство Беларуси в Бельгии.
Слева — белорусское диппредставительство в Гааге.
Из Швеции, как известно, наше посольство временно эвакуировано, в принципе, оно занимает несколько офисов в административном здании, где компанию ему составляют аналогичные учреждения Украины, Аргентины, Черногории и некоторых других государств.
В Варшаве нашей стране принадлежит новое здание в южных предместьях города. На скриншоте оно справа.
Обратите внимание на стоящую в посольство очередь желающих въехать «на закупы» в Беларусь.
Замечательно и здание белорусского посольства в Белграде. Прекрасный образец балканской архитектуры, к сожалению, на официальной фотографии с сайта дипломатического представительства представлен не лучшим образом.
Посольство в Австрии, к сожалению, напрочь загорожено деревьями.
Будапешт.
Бухарест.
В остальных же случаях надо понимать, что большая часть белорусских посольских зданий приобреталась в собственность в не лучшие для страны времена, поэтому они зачастую расположены на городских окраинах и внешне предельно функциональны.
Чехия.
Словакия.
Швейцария. Берн здесь выглядит Минском где-нибудь в районе Сельхозпоселка.
Рим, далекие северо-восточные предместья итальянской столицы.
Спальный район Софии.
Белорусский особняк в окружении болгарских жилых многоэтажек.
Тель-Авив.
Дипломатическая сеть Беларуси для страны наших размеров весьма разветвлена. У нас гораздо больше посольств за рубежом, чем у иностранных государств в Минске. Бразилия.
Аргентина.
Египет.
Обратите внимание, как патриотично выкрашены будки охранников, почтовый ящик и даже придорожный столбик.
Неожиданно крупный комплекс в корейском Сеуле. В куда более близком нам по духу Пхеньяне почему-то отдельного посольства нет.
ЮАР, Претория. Скромное здание, но в тихом посольском квартале, на улице, обсаженной жакарандами.
Особенно живописны окрестности белорусского представительства в Южной Африке в период цветения этого дерева.
Коттедж справа — посольство Беларуси в Японии.
Облицовка мелкой желтой плиткой и использование в оформлении входной группы голубых стеклоблоков должны, по всей видимости, напоминать нашим дипломатам о такой далекой родине.
Порой белорусы вынуждены снимать обычные офисы в многоэтажных административных зданиях. Посольство в Канаде занимает несколько комнат в «высотке» Varette Building в Оттаве, 85-метровой бруталистской башне 1970 года. Кроме белорусов, тут находятся и диппредставительства еще полутора десятка стран, включая, например, и Литву.
Аналогичная ситуация с генконсульством Беларуси в Рио-де-Жанейро. Счастливчики из нашего МИДа, имеющие возможность ходить в белых штанах по Копакабане, работают в 164-метровом небоскребе Rio Sul Tower, высочайшем в городе здании с прекрасными панорамными видами города.
А порой нашим дипломатам дают приют россияне, как, например, в случае с Постоянным представительством при международных организациях в Женеве.
В заключение — о белорусском посольстве в США. Дипломатический квартал, Нью-Хэмпшир авеню, рядом посольства братских Намибии, Никарагуа, Эритреи и Руанды.
Типичное для США трехэтажное здание в три окна шириной, судя по виду, первой половины XX века. Интересно, что в отличие от принятой дипломатической практики это здание почему-то не принадлежит Беларуси.
Домашней атмосферы добавляет уютный палисадник со стоящей в центре лавочкой. Граждане Беларуси, вероятно, имеют право здесь уединиться, подумать о хрустальной родине, хотя бы на несколько мгновений забыв про окружающий их мир чистогана, наживы и агрессивной военщины.
Посольства нужны ведь и для этого.