Долевое строительство в Минске все еще напоминает игру в русскую рулетку. Причем сама жизнь выводит закономерность: если за дело берется районный УКС, а значительная доля квартир в доме распределена среди льготников, то шансы угодить в долгострой возрастают многократно. В такой незавидной ситуации оказались дольщики с улицы Полевой, дом которых должны были сдать еще в конце 2011 года. Один из горе-подрядчиков «увел» со стройки 4 млрд рублей (почти 1 млн долларов), вдобавок половина дольщиков сегодня имеет долги перед УКСом. Стройка еще «шевелится», но если в ближайшее время не получит финансовой подпитки (а надо доплатить как раз порядка 4 млрд), то очередного простоя не миновать.
Долгострой под окнами чиновников
Разрешение на строительство дома №25 по улице Полевой было получено в марте 2010 года. Договоры дольщики начали заключать в ноябре. Из 120 квартир 55 были отданы очередникам, которые воспользовались пятипроцентным льготным кредитом. Изначально квадратный метр для них стоил 3 258 000 рублей (1057 долларов по тогдашнему курсу). Для остальных дольщиков — 3,7 млн (1200 у. е.).
— Пожалуй, это единственный случай в Минске, когда долгострой возник под окнами местной власти. Взгляните: здание администрации Ленинского района и нашу стройку отделяют всего несколько шагов, — говорит нам один из дольщиков по имени Павел. — Большую часть времени чиновники практически безучастно взирали из своих кабинетов на происходящее, при этом неустанно рапортовали в ответах на наши жалобы о принятии «исчерпывающих мер».
Первый генподрядчик «Беллегпромпроект» «нахимичил» с фундаментом и ушел с объекта в апреле 2011 года, обеспечив всего 1% готовности дома. В разгар кризиса эстафету приняла «Стройэксполиния» — коммерческая организация, уже имевшая проблемы как минимум с тремя недостроенными домами. У нового подрядчика начались проблемы с поставкой материалов и конструкций, так что непосредственно к строительным работам он приступил только осенью.
Фото сделано в июне 2011 года. До нормативного срока сдачи 10-этажного дома остается несколько месяцев.
Октябрь 2011-го. Начинается сооружение каркаса здания. Стройка ни жива, ни мертва, прибавляет по 1—2% готовности в месяц.
— В это время, осенью 2011 года, УКС перечислял «Стройэксполинии» внушительные целевые авансы, а прогресса на стройплощадке практически не наблюдалось, — говорит Павел. — Генподрядчик получил более 7 миллиардов рублей, 4 из которых не освоил и не вернул…
Февраль — март 2012 года. По данным УКСа, строительная готовность — 12%, тогда как дольщики перечислили 9,5 миллиардов рублей (на то время это порядка 40% стоимости строительства дома).
В мае «Стройэксполинию» отстранили от работ — стройка замерла на отметке 1,5—2 этажа. Куда делись 4 миллиарда — загадка для дольщиков.
В августе 2012-го на заборе стройки в очередной раз сменился паспорт объекта. На этот раз УКС, похоже, не прогадал и выбрал в качестве генподрядчика серьезную государственную организацию — филиал СУ-9 Стройтреста №4 «Минскстроя». Дольщиков ждали две новости: срок сдачи дома перенесен на август 2013 года, а стоимость квадратного метра повышается до 6,9 млн для льготников и 7 млн — для остальных. Причем проиндексированы были даже оплаченные метры.
— Есть закон, по которому застройщик имеет право повышать стоимость жилья только в нормативный срок строительства. В нашем случае УКС пошел на нарушение, — говорит Павел. — Но люди согласились доплатить. Иной возможности закончить стройку не видели, к тому же боялись утратить право на 5-процентный кредит в случае расторжения договора.
Получив финансирование, стройка сдвинулась с мертвой точки.
Октябрь 2012 года.
Ноябрь.
Так дом-долгострой выглядит сегодня. На фоне предыдущих генподрядчиков темпы работ СУ-9 впечатляют.
Монолитные работы идут на уровне 9 этажа. Вертится кран, перекликаются рабочие, подвозятся стройматериалы. Но в ближайшее время стройка может снова замереть. У генподрядчика заканчиваются средства. Для погашения задолженности и выплаты аванса на май требуется более 4 млрд рублей. Где взять деньги? Вопрос был поднят на собрании в администрации Ленинского района, куда пригласили дольщиков.
Кто вернет 4 миллиарда?
Директор районного УКСа Сергей Мирголовский отчитался о положении дел: за 10 месяцев стоимость дома возросла с 53,4 до 62,9 млрд рублей. Новая цена метра для нуждающихся составит 7,8, а для остальных дольщиков – 8,4 млн рублей. Кто-то из зала сразу же предложил провести экспертизу расчетов. В ответ прозвучало, что любая экспертиза повлечет «заморозку» стройки.
— Дом проблемный и возводится без прибыли застройщика. Более дешевой цены быть не может, — заверил директор УКСа.
УКС подтвердил: генподрядчик «Стройэксполиния» не освоил 4 млрд рублей. По словам Мирголовского, составлен график возврата средств, уже перечислено 300 млн рублей. Однако последующая информация о том, что организация находится в стадии ликвидации, ввела дольщиков в замешательство.
— Контора ликвидируется и ничего не вернет, а расплачиваться заставят нас, — нарастало напряжение в зале. — Да и при чем тут «Стройэксполиния»? Мы договор заключали с УКСом, вот вы и думайте, как вернуть наши деньги.
«Скидываться на чужие квартиры не будем»
Сергей Мирголовский перевел разговор на другую тему: половина дольщиков на сегодня имеют задолженность по платежам. 45 льготников не перечислили по справкам 2,3 млрд рублей (у некоторых долги по 115 млн). Еще 1,2 млрд не заплатили обычные дольщики — таких людей 21. А генподрядчик требует оплаты в ближайшее время: материалов почти не осталось, закупать их не за что.
— Вот и занимайтесь неплательщиками. Зачем было приглашать всех остальных на собрание? — возмущались добросовестные дольщики. — Многие из нас уже оплатили 70% стоимости квартиры, так почему мы и дальше должны спонсировать тех, кто оплатил 50%. Скидываться на чужие квартиры не будем!
— 115 миллионов! Чего же с ними церемонитесь? Расторгайте договоры и дело с концом! — прозвучала еще одна эмоциональная реплика.
— Сегодня нет целесообразности расторгать договоры в одностороннем порядке. Это невыгодно. Почему? Я не собираюсь вам объяснять. Читайте указ №396, — последовал довольно резкий ответ юриста УКСа.
Заместитель главы администрации Ленинского района Валерий Вороницкий заверил в обратном: если дольщик два раза не оплатит справки, договор будет расторгнут через суд, а квартиры проданы по проектным декларациям.
Впрочем, осталось не совсем понятно, почему УКС до сих пор не работал по такой схеме.
«Не вешайте свои проблемы на наши плечи»
Корень проблемы с должниками упирается в процент готовности дома. В справках, выданных УКСом, он составляет всего 30%, тогда как большинство льготников и обычных дольщиков оплатили уже более 50% стоимости квартир. При этом УКС требует платить еще.
— Тем, кто строится с льготным кредитом, банк попросту не дает денег, поскольку перечисляет средства по проценту готовности. Банк говорит: у застройщика достаточно денег, пусть сначала их освоит и тогда получит еще, — описал ситуацию один из дольщиков. — При этом УКС не торопится возвращать деньги, украденные «Стройэксполинией», которых как раз хватило бы сейчас для расчета с генподрядчиком.
— Не вешайте свои проблемы на наши плечи, — обратились дольщики к руководству УКСа. — Не вернет деньги «Стройэксполиния» — возьмите кредит в банке на ту же сумму.
Как оказалось, такой вариант уже прорабатывается. По словам Валерия Вороницкого, УКС обратился в Мингорисполком с просьбой выступить гарантом перед банком. Решение должна принять сессия горсовета. В лучшем случае кредит будет получен к концу апреля, но деньги генподрядчику нужны раньше.
— Вы видите, что с приходом нового генподрядчика стройка не стоит на месте. Важно не сбавлять темп, обеспечить бесперебойное финансирование, — под конец встречи напутствовал собравшихся в зале замглавы администрации района.
Время на размышления
Покинув собрание, дольщики погрузились в раздумья. Никто не хочет, чтобы стройка остановилась. Но и доплачивать, судя по всему, собираются далеко не все. Своими соображениями участники строительства делятся на форуме Onliner.by.
«Что касается тех, кто имеет задолженность по оплате: кто строится с кредитом, якобы есть отмазка: банк не платит. А что, банк кредитует 100%? Своими деньгами ничего вносить не надо? Конечно, удобнее свои оставить на потом, пусть пока другие платят. Если такой подход будет у всех — ничего не построим», — пишет yuri112.
«Можно понять людей, которые не хотят отдавать свои деньги на постройку чужих квартир. Например, у меня оплачено порядка 70% квартиры. Зачем мне сейчас вносить за должников деньги, если они могут приносить мне доход, находясь на вкладе в банке? — задается вопросом straylon. — Хорошо, пусть я сейчас их внесу в стройку, но есть ли гарантия, что эти 67 человек начнут платить дальше и стройка не остановится?»
«Если вся квартира под кредитные деньги, а банк платит по справке... Что мне сейчас, расшивать матрас и нести все что есть?», — спрашивает clickk.
«Такие люди странные, вот вы заработаете копейку за то, что полежат у вас в банке 2 месяца деньги. Стройка станет, а к сентябрю снова цена поднимется и вместо заработанных 10 млн придется доплатить еще 40—100 млн с квартиры в зависимости от метража, — уверена Lissa_666. — Цена-то стоять не будет. Либо дом не строится и дальше дорожает, либо придется исполнять обязательства со своей стороны и надеяться на лучший исход».
Пока стройка живет, но времени на размышления у дольщиков осталось не так много.