Реставрация без халтуры: непримиримый борец Антон Астапович показал, какими зданиями Минск может гордиться

 
20 267
02 апреля 2013 в 10:42
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Споры о том, какое здание в историческом центре города отреставрировано правильно, а какое нет, не утихают ни на минуту. Даже домов, построенных в начале XX века, в столице осталось немного, и сейчас, когда приходит пора приводить их в порядок, о каждое здание ломают сотни копий сторонники и противники современных белорусских подходов к реставрации. Ведь всегда возникает дилемма — восстановить памятник архитектуры быстро, недорого, с отступлениями от канонов или вложить немалые средства, потратить уйму времени и после гордиться тем, что в столице есть здания полностью аутентичные своей эпохе.

Одним из самых непримиримых критиков градостроительных проектов, связанных с реставрацией и реконструкцией объектов, является Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры. Мы попросили его председателя, Антона Астаповича, показать, какими отреставрированными зданиями Минск все-таки может гордится. Перечень получился предсказуемо скудным, зато можно с уверенностью сказать, что эти здания удовлетворяют самым жестким требованиям.

Городская ратуша

Идея о воссоздании городской ратуши, построенной в XVII и уничтоженной в середине XIX века, появилась в 1980-х. К сожалению, реализовать проект удалось только в 2002—2003 годах. Воссозданное здание по праву стало украшением города. Оно полностью соответствует облику, в котором существовало в XVIII веке, — каждая деталь «списана» с многочисленных документов, чертежей, иллюстраций. Очень важно, что ратуша стоит на своем родном фундаменте.

Церковь Святого Духа на площади Свободы

Как и в случае с ратушей, решение о воссоздании церкви было также принято в середине 1980-х, но процесс строительства начался в 2009 году и закончился в 2011-м. Сам по себе памятник уникальный, он воссоздан по обмерным чертежам XIX века и полностью соответствует историческому облику. Мало того, храм возведен на своем сохранившемся фундаменте, который датируется XVII веком — к слову говоря, фундамент может увидеть каждый желающий, он экспонируеся, для этого потребуется спуститься в подвал здания.

Еще одна уникальная особенность объекта заключается в том, что он был воссоздан в условиях конфликтной ситуации. Во-первых, было много вопросов к этому объекту со стороны православной церкви, которая настаивала на восстановлении храма в том виде, в каком он существовал во второй половине XIX века, когда в его архитектуре появились псевдорусские элементы. Однако городские власти приняли волевое решение и воссоздали церковь в том виде, в каком она существовала первоначально, в начале XVII века. Во-вторых, было очень сложно разработать правильное инженерное решение по реставрации этого объекта. Дело в том, что он стоит практически на плите перекрытия метро, в зоне повышенной вибрации. В итоге архитекторы использовали очень интересное и правильное решение — здание стоит на специальных подушках, которые гасят вибрацию, каменными сводчатыми перекрытиями пришлось пожертвовать и заменить их на железобетон. Несмотря на эти отступления от историчности, по-другому воссоздать здание было просто невозможно. Я считаю, что объект прекрасен, он очень правильно и выгодно вписывается в архитектурный комплекс площади Свободы.

Ансамбль Большого гостиного двора на площади Свободы

Думаю, это действительно хороший пример реставрации. Сама по себе эта застройка с двумя дворами-«колодцами» для Минска уникальна. Раньше подобных зданий было несколько, на сегодняшний день остались только эти. Стоит отметить, что дома неоднократно перестраивались — менялись фасады, внутренняя планировка, даже этажность. В процессе реставрации вопрос об аутентичности планировки не стоял, так как они были безвозвратно утрачены. Главное было — воссоздать фасады, и с этой работой архитекторы-реставраторы справились блестяще.

Благодаря грамотному подходу мы можем даже проследить развитие этого ансамбля: те здания, что выходят к ратуше, выглядят такими, какими они были в XVII веке. Строения, ориентированные на кафедральный собор, можно датировать началом XIX века. Отдельно стоит упомянуть четырехэтажное здание в стиле «модерн», которое ориентировано на проезжую часть возле площади Свободы, — так выглядело здание бывшего Азово-Донского банка и Купецкого клуба.

 

 «Дом масонов» по Музыкальному переулку

В первую очередь стоит сказать, что причастность масонов к этому зданию — не более чем городская легенда. На самом деле это был обыкновенный доходный дом, в котором сдавались квартиры внаем. Сейчас это здание приспособлено под музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Его реставрация началась в конце 1990-х, в эксплуатацию оно введено около 10 лет назад. Можно сказать, что и этот памятник истории был отреставрирован вполне пристойно. Внутренняя планировка здания, как и в случае с Большим гостиным двором, не сохранилась — последние 20 лет перед реставрацией оно стояло заброшенным и было прибежищем бомжей и наркоманов. Несмотря на это, реставраторы очень бережно отнеслись к тому, что удалось сохранить: фасад восстановлен таким, каким он был в XIX веке. Особенно хочется отметить архитектурные решения внутри здания — создавая новую планировку, реставраторы сохранили некоторые интерьерные решения старой, позволяя посетителям проследить, например, где в большом актовом зале раньше заканчивался первый этаж и начинался второй, где находились внутренние окна.

Петропавловская церковь возле «Дома на Немиге»

Само здание церкви отреставрировано еще во времена Советского Союза на самом высоком уровне. А уже во времена независимой Беларуси проводились большие и дорогостоящие работы по раскрытию, консервации и реставрации фресковых росписей XVII—XVIII веков. Эти работы сделаны таким образом, чтобы прихожане могли увидеть сразу несколько наслоений настенной живописи, а самое главное, что ни у кого из реставраторов не возникло желания что-то подправить, подмазать, как у нас это нередко бывает. Сейчас можно сказать, что это один из лучших примеров реставрации интерьеров в стране.

Кафедральный костел на площади Свободы

Кафедральный костел раньше принадлежал монастырю иезуитов, построен в начале XVIII века. В начале 1950-х в костеле были разрушены башни, перестроен фасад, внутри храма расположились спортивные залы. В 1993 году костел вернули верующим, и с этого времени постепенно начались реставрационные работы. Стоит отметить, что работали над обновлением здания польские специалисты. В итоге получился прекрасный пример реставрации с элементами воссоздания. Реставраторами раскрыты исторические фасады здания, восстановлены башни, а уже в интерьерах строения белорусские специалисты раскрыли, отреставрировали и законсервировали фресковые росписи XVIII века на главном и боковом нефах костела.

Свято-Троицкий костел (костел Святого Роха) возле Дворца Искусств

Костел построен на римо-католическом кладбище, расположенном в Золотой Горке в 1848 году. Каким-то чудом он сохранился до, во время и после войны. Реставрация этого костела началась еще при Советском Союзе, в конце 1970-х, и закончилась в 1980-х. За это время здание было перепрофилировано под зал камерной музыки. Сами реставрационные работы проведены на достаточно высоком уровне, правда, не обошлось и тут без «брутальщины» — во время стройки были уничтожены захоронения в криптах, расположенных в подвальном помещении костела, останки вывозили на свалку в грузовых машинах вместе со строительным мусором.

 Почему я выбрал только эти здания? Потому что, глядя на них, можно говорить про реставрацию, — подводит итог Антон Астапович. — То же, что сегодня делается в Минске, в подавляющем большинстве реставрацией назвать никак нельзя — это реконструкция. Это касается, например, работ, которые ведутся в бывшем мужском монастыре бернардинцев, исторической жилой застройке по улицам Революционной, Раковской… Это коммерчески выгодно, проще, реконструкция позволяет игнорировать многие жесткие правила, вплоть до сноса объекта и его воссоздания из новых материалов. Реконструкция не противоречит закону Беларуси об охране историко-культурного наследия, и это большая беда. К примеру, наши соседи, Польша Литва, разрешают на таких объектах проводить только реставрацию.