Квартирная история: пока однокурсники копили на десятилетний Opel, вкалывал на двух работах и шел к покупке «трешки»

 
18 марта 2013 в 11:07
Источник: Дмитрий
Источник: Дмитрий

Меня зовут Дмитрий, мне 25 лет, жене Ксении — 24. Наша маленькая семья пока состоит из двух человек, но мы не собираемся на этом останавливаться, поэтому еще до свадьбы решили строить свою квартиру. До переезда в новое жилье живем пока на съемном. Мы — минчане, в целях экономии рассматривали вариант ютиться у тещи, но я был категорически против и не жалею, что настоял на своем. У нас с тещей взаимная любовь, но на расстоянии.

Однозначно решили строить «трешку». Почему не меньше? Как говорится, нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Судя по опыту моих родителей и многих знакомых, практически невозможно потом выбраться из «однушки» или «двушки». Особенно когда ты уже вложил в квартиру приличную сумму, да и появляются новые заботы и приоритеты — машина, учеба детей, отдых летом… Сразу скажу, что при принятии этого решения денег у нас не было вообще. Родители, к сожалению, тоже помочь ничем не могли. Поэтому зарабатывали сами!

Сбор денег

Собирать деньги начали, когда еще учились в университете. В 2009 году я был на 4-м курсе, Ксения — на 3-м, но оба уже работали. Тогда мы еще не были женаты, жили каждый со своими родителями. Возможно, вы скажете, что мы нахлебники, но мы откладывали всю зарплату в чулок (вернее, на валютный депозит в банке), а питались за счет родителей. Они поддерживали нашу идею и стремление.

Еще на 4-м курсе я устроился на две работы, в сумме выходило 1,5 ставки. По профессии я программист. Уже представил море ехидных улыбок, но поверьте, что там деньги с неба тоже не падают.

Итак, мой день начинался в 6 утра. Из Малиновки я ехал в центр общественным транспортом на первую работу. Днем бежал в университет, в 4—5 часов вечера спешил на вторую работу. Домой возвращался около полуночи. А на выходных делал «лабы», курсовые, диплом. Последние два года университета вспоминаю с ужасом: жизни не было вообще, но это того стоило. Пока мои однокурсники копили на десятилетний Opel, я шел к тому, чтобы приобрести недвижимость.

После окончания университета вторую работу было решено бросить. Доллар тогда резко подскочил, а платили там в «белках», поэтому мое время не стоило таких усилий. К тому же мы с Ксенией оформили наши отношения, стали жить вместе, а время друг другу тоже надо уделять. А то в погоне за деньгами можно не заметить, как потеряешь любимого человека.

Все свои деньги мы сразу несли в банк на депозит, на жизнь и съемную квартиру оставляли самый минимум (200 и 250 у. е.). Жена готовила всегда сама, и у нее есть удивительная способность из ничего сделать очень вкусно и много. Одежды мы покупали совсем мало, только по необходимости, машины у нас не было, по клубам и другим заведениям не ходили.

Я решил увеличить нагрузку на основной работе и иногда работать по выходным дома. Тем более мы уже нашли подходящий нам вариант квартиры, а она требовала регулярных вложений.

Поиск квартиры

Пожелания к застройщику были следующие: он должен быть государственным, с хорошей репутацией, договор прозрачный, оплата фиксированная, рассрочка хотя бы на полгода. Пожелания к квартире: 3 комнаты, большая ванная, кухня более 11 кв. м, дом монолитный. Крушить стены и оформлять перепланировку очень не хотелось, поэтому искали изначально хороший вариант планировки.

Я стоял на очереди нуждающихся в исполкоме с 2005 года, но там ничего не светило еще ближайшие 20 лет, поэтому дом и застройщика подбирали сами. Жена «шерстила» интернет, и наконец-то подходящая квартира нашлась. Дом начал строиться осенью 2011 года. Застройщик отвечал нашим пожеланиям, квартира тоже была очень хорошая, правда, кухня маленькая, на наш взгляд, — всего 10 кв. м. Расположение — Фрунзенский район, ул. Притыцкого, недалеко от Каменной Горки (в саму Каменную Горку мы не хотели категорически, думаю, что многие нас поймут). Рядом живут родители, близость метро, развитая инфраструктура — район нам подходил идеально.

Однако на то время необходимой суммы на руках у нас все еще не было. Все подсчитав, мы решили искать, у кого бы одолжить 30 тыс. долларов. Кредиты для нуждающихся после девальвации были где-то под 35%. Квадратный метр в нашей «трешке» стоил 1000 у. е. при условии рассрочки, общая площадь квартиры 84 кв. м. Дом находился на стадии котлована.

Пообщавшись со своими друзьями и родственниками, мы поняли, что после девальвации денег нет ни у кого. А если у кого-то есть, то расставаться с ними люди не спешат. Коллега посоветовал мне обратиться к директору моего предприятия. Набравшись смелости, я пошел к нему на ковер с мольбами о помощи. В течение 3—4 месяцев я буквально выбивал кредит у руководства. И мне его дали, правда, в валюте на 2 года. Но я был рад и этому. Жена в свою очередь тоже обратилась за помощью к начальству. А так как она была достаточно хорошим бухгалтером, то ей тоже дали небольшой кредит.

Не хватало еще 15 тыс. у. е. Понадеявшись на снижение банковских кредитных ставок в течение года, мы решили строиться. К сожалению, квартиры в этом доме к тому времени подорожали до 1100 за «квадрат» при рассрочке на год. Но мы чувствовали, что это наш вариант, практически все там было идеально! Я поехал к застройщику, а там, к моему удивлению, осталась лишь одна квартира с той планировкой, которая нам нравилась. На 13-м этаже! Посоветовались с женой и решили, что раз она осталась одна, значит, ждала именно нас, и в тот же день я подписал договор и заплатил первый взнос в 34 тыс. долларов.

Деньги у нас хранились в валюте на депозите («белкам» никогда не доверяли), а взнос требовалось заплатить в белорусских рублях. И вот я нашел отделение с лучшим курсом по городу, совершил валютно-обменную операцию и с рюкзаком полным денег поехал в банк, в котором обслуживался застройщик (там минимальная комиссия за перевод). Я все боялся, что в метро меня попросят предъявить содержимое рюкзака, как это часто тогда делали после известных всем событий. А лишних разбирательств мне не хотелось... Но все обошлось.

Выплаты производились путем приобретения жилищных облигацией. Для нас это было и плюсом и минусом. Положительный момент в том, что стоимость зафиксирована в у. е., и нас это устраивало, так как деньги мы хранили в валюте и зарплату мне тоже выплачивали в долларовом эквиваленте. А вот банки не очень хотели давать кредиты под облигации. «Беларусбанк» с ними вообще не работал, а кредитные ставки для нуждающихся там были самые привлекательные. В итоге мы нашли 2 банка, которые были готовы дать нам кредит под 25%. Ставка, на мой взгляд, очень высокая, но денег было взять неоткуда, и мы решили подождать до конца зимы 2012 года в надежде на снижение процентов, тем более время позволяло.

Кредит в банке

Началось все как обычно — не без инцидентов. Чтобы взять кредит для нуждающихся, нужно собрать целую гору справок о том, что ты беден, как церковная мышь, и не имеешь в собственности никакой недвижимости в Минске и Минском районе. Но такую справку в БРТИ мне давать не захотели, потому что выяснилось, что у них в базе есть мой однофамилец с аналогичными инициалами, который имеет хозпостройку в какой-то богом забытой деревушке в Минском районе. В базе у них были только фамилия и инициалы, никаких паспортных данных и даты рождения. Пришлось изрядно попотеть, чтобы доказать, что хозяйство не мое.

Необходимые документы были собраны, и мы обратились в один из государственных банков. Сколько нервов мне стоило получить у них кредит, страшно вспомнить. Сотрудники там абсолютно некомпетентны, создалось впечатление, что я их первый клиент, который хочет взять кредит на покупку облигаций. Сейчас с женой мы от души смеемся, когда рассказываем друзьям, что одна из работниц кредитного отдела даже умудрилась на оригинале договора с застройщиком поставить печать «Копия верна». Другая — пролила кофе на договор поручительства, поэтому поручитель вынужден был ездить и подписывать договор два раза. Когда проблемы с кредитом уже, казалось, были пройдены, выяснилось, что в бухгалтерии этого чудо-банка деньги перевели на счет застройщика с неверным назначением платежа и застройщик не мог их использовать по назначению. Это была очередная проблема на мою и без того уставшую голову.

Светлое будущее

Но с этим всем мы справились успешно. Весной переводим последние 2 тысячи застройщику и планируем летом этого года получить ключи. Долгов у нас много, но мы стараемся об этом не думать, а живем мечтами о новом жилье. И радуемся, что теперь нам не надо будет каждый месяц носить деньги дяде за чужую квартиру, откуда нас могут попросить съехать в любой момент.

Пытаемся откладывать и на ремонт. Сначала, наверное, сделаем только кухню, одну комнату, туалет и ванную. На большее денег не хватит. Но это будет наша квартира, заработанная только нашими силами! Мы добиваемся своей цели вместе – и это самое главное в этой жизни!

От редакции. С правилами участия в конкурсе «Жильё моё — 2» можно ознакомиться здесь. Расскажите о том, как строили или покупали квартиру или дом, и выиграйте телевизор с диагональю 32 дюйма! Ждем ваши интересные истории на ng@onliner.by.