Иметь дачу рядом с Минском — уже не просто везение, а самая настоящая привилегия. Те, кто успел урвать здесь землю до того, как это стало дорого, теперь потирают ручки: не Турция, конечно, но тоже неплохо. Особенно когда на своих шести сотках ты сам себе бог — и архитектор, и ландшафтный дизайнер, и агроном. Твори что хочешь, только соседям не мешай. Каждую весну, когда на деревьях распускаются первые листочки, а солнце начинает заигрывать с населением, эти баловни судьбы пакуют в машину лопаты, рассаду, напуганного кота и отправляются на природу. А мы, городские, им тихонько завидуем.
Чтобы пообщаться с теми, кто уже открыл дачный сезон, мы вместе с магазином «Удачник» отправились на запад. И уже в первом садовом товариществе с не очень романтичным, но очень конкретным названием «Птичь 219» обнаружили жизнь. Да еще какую! И это, между прочим, в будний день. Не самый жаркий.
Автомобиль мы припарковали в одном из тупичков. Вокруг холмистая местность и красивый вид на поля и недалекий город. Стоим, любуемся. Но недолго: надо искать народ.
Гуляем вдоль домов и рассматриваем, кто из дачников во что горазд. У кого-то веранда держится лишь на четырех столбиках (и, возможно, на честном слове) и будто парит над землей. Кто-то пристроил к деревянной двухэтажке еще одну кирпичную половинку. Кто-то выдумывает интересные архитектурные формы, а кто-то пытается воплотить на территории что-то модненькое.
Некоторые дачи наглухо запечатаны высокими металлическими заборами: даже не подсмотришь, что происходит внутри. То ли дело сетка-рабица с участком нараспашку. Правда, везде пусто. Среди грядок — ни одной вспотевшей макушки. А единственные обитатели с четырьмя лапами, мокрым носом и длинным хвостом при виде нас боязно мяукают и прячутся подальше.
Но жизнь в кооперативе все-таки теплится: откуда-то издалека до нас доносится очередная нетленочка от Анны Асти. Спокойно, девочка, мы уже идем на твой зов.
На одном из участков замечаем загорелого мужчину в спортивных штанах. Двигается быстро и уверенно, лицо выражает сосредоточенность.
— Зачем нам дача? — переспросил он, когда мы подошли. — Ну не знаю. Нечем в Минске заняться.
Так мы и познакомились с Виктором.
Супруги купили этот участок три года назад. Искали что-то недалеко от Минска, как вдруг в интернете выскочило объявление. Обошлась земля в $10 000 по курсу. В комплекте — беседка и баня (уже не раз опробованы в деле), а еще старенький дом. На фоне строящегося двухэтажного коттеджа он выглядит как игрушечный. В этом году его ждет снос.
— Новый дом строю уже два года. В этом году даже зимой не останавливался — морозов-то почти не было. До трех часов на работе в Минске, потом — сюда. Что-то делаю сам, для каких-то работ нанимаю людей. Сейчас занимаюсь внутренней отделкой — штукатурю, разбираюсь с сантехникой. Иногда брат двоюродный помогает. Но, честно скажу, тяжело это — здоровья на все не хватает.
За его спиной — внушительный коттедж на 120 «квадратов». Для дачи, возможно, даже перебор. Поэтому Виктор размышляет над тем, чтобы переехать сюда насовсем.
— Мне отсюда до работы ехать ближе, чем из квартиры в Минске.
На участке пока — ни одной грядки. Только пара выживших деревьев, да и те, по словам Виктора, пережили не всех своих собратьев.
— Ничего не высаживали. Было больше деревьев, но я посрезал их, чтобы строиться. Жена сначала говорила, мол, дача для отдыха, никаких огородов. А в этом году уже теплицу просит. Всё как всегда.
Мужчина надеется, что этим летом они всей семьей смогут заселиться хотя бы на второй этаж.
Желаем удачи и двигаемся дальше. Высматриваем припаркованные автомобили, как вдруг замечаем в одном из дворов женщину, энергично размахивающую лопатой. Это Галина.
— Приезжаю, начинаются грядки — то-се, всего понемножку, — вздохнула она, выпрямляясь. — Сливы, жимолость, груши, клубника. Из овощей — чеснок, лук, огурцы, помидоры, перец… И немного картошечки, само собой. Когда приходит сезон — в магазине почти ничего не покупаем, все свое.
Дачей Галина обзавелась семь лет назад — ее продавала знакомая.
— Сын был против, — говорит с легкой усмешкой. — Но я его и не спрашивала. Решила — купила. А сейчас он и сам с удовольствием приезжает. Помогает по хозяйству.
Домик небольшой, но уютный: две комнаты, кухня.
— Места хватает. Пока я тут одна, а как каникулы начнутся, ко мне на все лето внучек привезут. Видите, это Аринина персональная грядочка, — махнула рукой собеседница. — Она мне сразу сказала: «Бабушка, ты мою грядку не трогай!» А я и не собиралась! А вот Варвара, еще одна внучка, это все не очень любит.
Дачный сезон женщина закрывает в октябре или ноябре, как только похолодает. А с первым теплом — снова сюда.
— Мне здесь очень хорошо. И не скучно.
В соседском гараже — шум. Заглядываем за забор, а там мужчина мешает бетон. Его зовут Павел.
— Мой отец был военным, подполковником. Этот участок ему давным-давно выделило государство. Лет 30 назад он построил здесь дом. Стоял у истоков нашего дачного кооператива. А теперь я и сам в правлении садового товарищества, — говорит с гордостью. — Стараемся его развивать. Вы, наверное, видели, что у нас дорога асфальтированная к дачам ведет. Сейчас линии электропередач меняем на более мощные, газ провели, центральное водоснабжение и канализацию… По сути, круглый год тут жить можно. Некоторые здесь так и живут.
Двухэтажный деревянный дом можно назвать родовым гнездом: отдыхать сюда приезжает уже третье поколение семьи. Первое поколение — в лице Нелли Степановны — уже тут: занимается поливом. Несмотря на почтенный возраст — 87 лет — порхает по двору как птичка и с удовольствием делится воспоминаниями.
— Когда мы с мужем затеяли стройку, я попросила поставить кухню в пристройке, чтобы дети дома спали спокойно, а мы, занимаясь готовкой, им не мешали. А сын уже перенес все в одно место. Он у меня во всем разбирается, все умеет.
— На месте кухни баню хочу сделать. Вот только все в деньги упирается…Чтобы все перестроить, это надо столько вложить… И чтобы помогал кто-то. У меня двое сыновей, но они сюда не так часто ездят, — разводит руками Павел.
— Девочки, а вы замужем? — вдруг спрашивает Нелли Степановна.
Улыбаемся и отрицательно качаем головами.
— Вот и наши не хотят. Что за мода пошла. Девочки сидят, мальчики сидят… Никто не женится.
— Давайте я вам персиковое дерево покажу, — меняет тему Павел. — В прошлом году первый урожай собрали — 8—10 фруктов. Так крепко за ветку держались, что не отодрать. Очень вкусные были, просто обалденные.
Есть на участке и более привычные белорусскому глазу яблони, вишни, черная смородина, груша, виноград… А вот картошка замечена не была.
— Посадишь мешок — соберешь полмешка. Проще купить. Зато помидоров у нас столько, что девать некуда. Мы стараемся минимально территорию засаживать. Вот у родителей больше грядок было. А мне хочется простора. Лучше уж газон покосить, чем в земле копаться.
Пока разговариваем, к нам подбегают две собачки породы йоркширский терьер. Чужих не боятся — с удовольствием подставляют ладоням свои мордочки. На шеях поблескивают ошейники со стразами — видно, что хозяева на своих питомцах не экономят.
— Это наши девочки — Бастиона и София. Мама и дочка. Был еще один щенок, но его соседская собака загрызла, когда он на улицу выбежал. Больше со двора животных не пускаем, — вздыхает Павел. — Они, кстати, в футбол играют, представляете?
На такое не грех и посмотреть! И даже засмотреться.
— А мы еще и сок из яблок сами делаем. Хотите попробовать?
Конечно хотим. И, пользуясь гостеприимством семьи, заходим в дом. А там — сюрприз: настоящая печка!
— Я считаю, печка на даче должна быть. Как без нее?
На свою фазенду семья наведывается часто, причем не только в выходные, но и по будням, вечером.
— Мы с женой в Малиновке живем, тут всего 12 километров. Хоть каждый час кататься можно, — говорит Павел. — А вот мама на проспекте Пушкина живет. Ехать дольше, но тоже недалеко. Сюда и автобусы ходят — транспортное сообщение хорошее.
Допиваем свой витаминный коктейль, благодарим за радушие и выходим за ворота. Кружим по дачному поселку, продолжая искать людей. Изредка находим, но говорить они не очень хотят: кто-то стесняется, а кто-то слишком занят огородом.
Замечаем пожилого мужчину на небольшом стульчике, сидящего в окружении вскопанной земли. Кажется, он высаживает лук. Отвлекаем его расспросами.
— Ой, это ж так давно было… Дом мы построили в 1992 году. Фундамент, планировка, проект — всё это делали сами, по наитию, так сказать. Вы, в силу своей молодости, не застали то сложное время, когда произошел распад Советского Союза. Тогда не выбирали, как строить, из каких материалов, — как могли, как получалось.
Мужчина неспешно поправляет кепку и улыбается уголками глаз. У него открытое лицо и спокойный голос. Представляется Николаем.
Его дом — деревянный сруб из сосны, обложенный кирпичом. Веранда уже пристроена позже и обита сайдингом. Используется как зона для отдыха.
— Человек 6—7 сможем разместить.
В основном Николай бывает здесь с женой. Но и то наездами — остаться на все лето не дают обстоятельства: раньше — работа, а теперь — немолодой возраст, требующий регулярных визитов в поликлинику.
Хозяйство у супругов небольшое: помидоры, огурцы, лук, пару плодовых деревьев.
— Ухаживаем за огородом с женой. Дочь если и приезжает, то отдохнуть от городской суеты.
— А вы сами как отдыхаете?
— А что такое отдых? Это же не означает сесть на диван и зарыться в телефон или планшет. Отдых — это смена деятельности: физической, умственной. Так что покопаться в грядках можно для разнообразия. А в Минске я, например, иногда в театр хожу, в кино. А еще у меня физзарядка каждый день — 10 000 шагов. Хожу по велодорожке из Серебрянки в сторону Чижовки.
— А в баскетбол играете? — замечаем на заднем дворе характерное кольцо.
— Это внук повесил. Когда приезжает, могу с ним поиграть.
И откуда только у дачников силы на такие активности? Нам-то, городским, после работы хочется лишь провалиться в диван (самые стойкие и вовсе приобретают его форму). А тут грядки, стройка, баскетбол… Чудеса да и только.
«Удачник» — сеть магазинов садовой техники и инвентаря, строительного инструмента, техники для дома Karcher.
◦ регулярные акции;
◦ проверенные бренды;
◦ дисконтная программа со скидками от 3 до 7%;
◦ профессиональные консультации;
◦ рассрочка до 12 месяцев;
◦ собственный сервисный центр;
◦ 14 магазинов в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Барановичах, Бобруйске, Молодечно, Новополоцке, Пинске и Солигорске.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by