Ситуация, при которой квартиросъемщики все чаще предпочитают лишиться арендуемой квартиры, но при этом насолить хозяевам, повышающим цену, перестала быть исключением. Официальная статистика говорит, что за последние 5 лет количество людей, легально сдающих квартиры, выросло в 2 раза, рассказывает «СБ-Беларусь сегодня». Сейчас их только в Минске 44 тысячи. Но при этом специалисты уверены, что еще около 20% от этого числа — хозяева, сдающие свое жилье по «серым схемам». В вечном споре между квартирантами и арендодателями у первых часто начал появляться железный аргумент: «А я сдам вас в налоговую!»
Недавний случай. Студентке не хватило места в общежитии. Вместе с подругами пришлось снимать «трешку» в Уручье. Договор решили не составлять. Хозяйка не раз повышала оплату. В результате в борьбе за сэкономленный рубль девушкам пришлось уступить. Съехали, но заодно вывели даму на чистую воду, сообщив о ней в налоговую. В итоге той пришлось заплатить 4,5 миллиона подоходного налога и пеню.
По словам начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаила Рассолько, сигналы от бывших квартирантов действительно не редкость. В основном подталкивает обида за внеплановое выселение или повышение оплаты. Звонят на «телефон доверия», присылают письма. Скажем, одна молодая семья жила 5 лет в съемной квартире. Договора с хозяином, как водится, не заключали. Он просто оставлял расписку, дескать, деньги получил. Но однажды взвинтил цену. И хотя желающих снимать жилье не нашел, со старыми квартирантами не церемонился и буквально выставил за дверь. За столько лет семья успела обжиться, ребенок пошел в соседний сад... «Сдачи дали», позвонив в налоговую.
Сигналят и соседи. В одной коммуналке стоял общий счетчик на воду, электричество. Одну из комнат снимала семья, в другой постоянно жил пенсионер. Как-то поспорили из-за оплаты счетов. Каждому казалось, что он переплачивает. В результате разозлившийся пенсионер сдал хозяйку. Еще правда всплывает, если жильцы за стеной шумные или затопили из квартиры сверху. В поисках виноватого параллельно выясняется, что помещение сдается нелегально...
Кстати, пик звонков от обиженных квартирантов пришелся на период, когда возникли проблемы с валютой. Многие хозяева выставили условие: или плати долларами, или собирай чемоданы. В результате сами же погорели.
Бывает, ситуация с точностью до наоборот. Хозяин собственной персоной заявляется в налоговую сдавать своих квартирантов, а заодно и сознаться. Обычно если жильцы накуролесили в помещении. Так, хозяйка жилплощади Ирина с мужем нелегально сдавала свою новую квартиру пятерым строителям. Деньги получали исправно, но встречались на нейтральной территории. Каким же был шок хозяев, когда они решили проверить состояние квартиры: стены гостиной чем-то залиты, разбита раковина на кухне, в ванной зияет дыра. Плюс стойкий табачный запах. Возмещать ущерб жильцы не хотели ни в какую...
Минчанина Игоря в налоговую привела тоже неприятная история. В свою обустроенную квартиру пустил по рекомендации знакомых порядочную с виду семью: мама, папа и двое детишек. Те сразу внесли оплату за 2 месяца вперед, обещали оплатить «коммуналку». Когда же пришел срок рассчитаться за третий месяц — экстренно съехали, заодно и хозяйские вещи прихватили. Лишь записку оставили: «Вынуждены вас покинуть. Заплатим позже». «Позже» так и не наступило. С бывшими квартирантами еле-еле удалось связаться. И тут та же песня: принялись угрожать налоговой инспекцией. Пришлось Игорю и задолженность по коммунальным платежам заплатить, и на ремонт раскошелиться: семейка оставила после себя разбитое окно, разорванный линолеум и исписанные помадой стены.
Отвоевывать унесенный бывшими жильцами диван или деньги на ремонт разбитого окна потом приходится через суд. Но это если был договор. Если же нет, то доказать что-либо сложнее, особенно если и свидетелей не окажется. Впрочем, даже при наличии официальной бумаги у хозяев могут возникнуть проблемы. Все дополнительные условия, говорит Михаил Рассолько, нужно прописывать отдельным пунктом. Если в доме есть мебель или техника, не поленитесь перечислить их в договоре. Как потом докажете, что у вас действительно был комод?
Тогда зачем так рисковать? Директор центра недвижимости «БелЦТН» и председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация „Недвижимость“» Николай Простолупов считает, что люди, сдающие жилье без договора, страшатся не налогов. У них другие причины. Например, квартира досталась от бабушки. Наследников у усопшей много. Одни без ведома других ищут квартирантов, предпочитая ничего не афишировать. Кстати, сумма налога, которого избегают хозяева, зависит от так называемых экономико-планировочных зон, в Минске их 5. Самое дешевое жилье и низкий налог — на окраине — 95 тысяч за комнату. Чуть дороже во 2-й зоне — 110 тысяч. Центр обойдется в 135 тысяч за помещение.