Всемирно известные здания: телебашни

 
10 933
19 октября 2012 в 17:26
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Skyscrapercity.com, Wikipedia.org.
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Skyscrapercity.com, Wikipedia.org.

Редкое здание уже одним фактом своего строительства обречено непременно находиться в центре всеобщего внимания. Высокие и сверхвысокие телебашни, до сих пор регулярно появляющиеся по всему миру, стали неотъемлемым элементом силуэта многих уважающих себя крупных городов. Это давно уже не только утилитарные конструкции, несущие исключительно телекоммуникационную функцию, но и настоящие символы процветания наций с ответственной культурно-идеологической нагрузкой. Блогер Darriuss рассказывает о том, как человечество в проектировании сложных инженерных сооружений воплотило свою извечную тягу к культу мощных вертикалей.

В каком-то смысле виноват во всем, как обычно, вашингтонский обком. В 1885 году в столице США после долгих и мучительных усилий, растянувшихся на 50 с лишним лет, было все-таки завершено возведение 169-метрового Монумента Вашингтона. Этот полый гранитный обелиск в древнеегипетском стиле стал памятником первому президенту страны. Конечно, никакой реальной пользы американцам он не принес, но силу его психологического воздействия на умы и волю мирного населения современники осознали быстро.

В 1886 году на противоположном берегу Атлантики начался всефранцузский конкурс архитектурных и инженерных проектов на сооружение-символ Всемирной выставки, проведение которой планировалось спустя 3 года — к столетнему юбилею Французской революции. Победило в соревновании, как мы все теперь знаем, предложение выдающегося инженера Гюстава Эйфеля установить на Марсовом поле Парижа (месте проведения выставки) гигантскую металлическую конструкцию в форме сужающейся к верхушке изогнутой башни высотой 300 метров.

Прогрессивная общественность Франции была возмущена появлением техногенного монстра в центре старого доброго Парижа. «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса», — негодуя, писали они в Парижгорисполком. Спустя 20 лет, по первоначальному договору с Эйфелем, башня должна была быть разобрана. Однако популярность ее у публики была столь велика, а полезность в деле начинающего триумфальное шествие по планете научно-технического прогресса так очевидна, что открытое в 1889 году сооружение благополучно отпраздновало уже 120-летний юбилей.

В начале XX века Эйфелеву башню стали использовать в качестве радиоантенны, а уже с 1930-х с ее помощью началась регулярная передача телевизионных программ. Идеологическое же ее значение в принципе сложно адекватно оценить — пожалуй, сейчас ненавистная колонна из железа и винтов является самым стереотипным символом всей Франции, ее архитектурной иконой и любимым примером современных архитекторов, творчество которых по каким-то причинам не понимают и не принимают современники.

Успех Эйфеля впечатлил его коллег, и башни наподобие парижской, созданные из решетчатых конструкций, стали появляться в других городах. В 1891 году, всего через 2 года после Парижа, аналогичное сооружение (высотой, правда, всего 63,5 м) возвели на холме Петршин в Праге. Впрочем, в 1950-е, после превращения в телебашню, оно подросло еще на 20 метров.

В том же 1891 году началось строительство и так называемой «Великой лондонской башни». В парке Уэмбли на северо-западе британской столицы глава железной дороги Metropolitan Railway сэр Эдвард Уоткинс вздумал создать сооружение, которое бы опередило парижского соперника. 358-метровая башня была достроена только до уровня 47 метров, после чего из-за инженерных просчетов в проектировании фундамента и смерти инициатора проекта в 1907 году возведенный каркас взорвали. В 1923-м на этом месте открылся знаменитый в будущем футбольный стадион Уэмбли.

Зато в курортном Блэкпуле конкурента Эйфелю возвести удалось. В 1894 году на потеху туристам прямо на городской набережной была открыта 158-метровая стальная башня в комплексе с обзорной площадкой, цирком, рестораном, концертным залом и пабом на 1700 человек.

Аналогичные решетчатые башни меньшей высоты появились в первой половине XX века и в других городах Европы. Из общего перечня выделяется разве что «Берлинер Функтурм», Берлинская радиобашня, открытая в 1926 году по случаю третьей большой немецкой радиовыставки. Ее появление было и свидетельством того, что строительство таких конструкций перестало осуществляться исключительно для развлечения населения. Радио-, а потом и телебашни начали строиться в чисто технологических целях. Новые формы передачи информации на расстояние требовали современных средств.

Архитектура таких довоенных башен была предельно функциональной и типовой. Исключением стала разве что московская радиобашня на Шаболовке, удивительная по красоте гиперболоидная конструкция, спроектированная в 1920—1922 годы инженером Владимиром Шуховым. Первоначальный проект Шухова предполагал высоту в 350 метров.

Однако из-за дефицита металла в сложных условиях Гражданской войны изящное сооружение в виде несущей стальной сетчатой оболочки было реализовано по второму проекту высотой 148 метров.

Гиперболоидные башни изредка появлялись и после войны, но уже в основном в сочетании с центральным бетонным ядром. Такова, например, портовая башня в японском Кобе, построенная в 1963 году компанией Nikken Sekkei. Эффектная ярко-красная конструкция является самым узнаваемым символом города.

Куда менее впечатляет 309-метровая башня в Сиднее, открытая в 1981 году (арх. Дональд Кроун). Основным ее назначением является развлечение приезжающих в город туристов, для чего предназначен 4-этажный диск на высоте почти 250 м. Его уровни заняты рестораном и столовой, залом для организации массовых мероприятий и обзорной площадкой.

Впрочем, и после войны по всему миру строились в основном или обычные передатчики-мачты, или функциональные телебашни из решетчатых металлоконструкций. Гиперболоиды были сложны в расчетах, а бетонные сооружения далеко не все муниципалитеты могли себе позволить. Типичная решетчатая башня второй половины XX века — самая старая телебашня Японии в Нагое (1954 год).

Спустя три года в эксплуатацию была сдана и первая 333-метровая телевышка в Токио, повторявшая конструкцию своего знаменитого парижского предшественника.

В Советском Союзе решетчатые металлические телевышки также были популярны. В областных центрах в конце 1950-х они строились по типовым проектам (пример из Витебска, 1959 год, 244 метра).

Столицы союзных республик и крупнейшие города получили индивидуально спроектированные сооружения. Телебашня в Ереване (1977 год, 312 метров) интересна тем, что ее основание находится на высоте около 1170 метров над уровнем моря.

Телевизионная башня Ленинградского радиотелевизионного передающего центра (1962 год, 326 метров) — цельносваренное сооружение с трехэтажным служебным блоком на 200-метровой высоте, куда ведут лифты в вертикальном ядре, расположенном по оси симметрии башни.

Подобные гибриды, телебашни с бетонным ядром и высотным служебным блоком, «одетые» в решетчатые металлоконструкции, не редкость. Ярким образцом этой стилистики выступает башня Дракона в китайском Харбине, открытая в 2000 году (высота 336 метров). Бетонный стержень-труба, основной начинкой которого являются лифты и лестницы, окружен 8-угольным несущим стальным каркасом. Он поддерживает расположенный на высоте 180—206 метров диск, где по обыкновению всех подобных зданий служебные и вспомогательные телекоммуникационные помещения сочетаются с общедоступными рестораном и обзорной площадкой.

Похожую конструкцию, но более эффектный художественный образ имеет телебашня в китайском же Циндао (1994 год, 232 метра), стоящая на куполообразном основании, в котором расположен Олимпийский музей.

Но куда более распространены не гибриды, а полностью бетонные телебашни, пионером в строительстве которых выступила башня в немецком Штутгарте, возведенная еще в 1954—1956 годах. Это сооружение задало стандарт для проектирования телебашен по всему миру. Оно представляет собой полую и постепенно сужающуюся железобетонную трубу, на верхушке которой установлен многоуровневый диск с различным набором помещений (практически всегда — обзорная площадка и часто — вращающийся ресторан), украшенный антенной. Примерно так, с незначительными вариациями, в основном касающимися формы диска, выглядят аналогичные сооружения в разных концах планеты.

В Берлине, например, диск телебашни (1965—1969 годы, 368 метров) имеет форму шара. По задумке восточногерманских архитекторов, шар должен был напоминать советский первый спутник Земли.

Башня им. Фридриха Клеменса Герке в немецком же Куксхафене (1991 год, 230 м) украшена целым набором дисков в верхней части. Интересно, что этот проект в Германии типовой — такие же с небольшими изменениями были реализованы в Мюнстере, Киле, Бремене, Нюрнберге.

Независимо от того, где находилась телебашня, на каком континенте, в капстране, соцлагере или в государстве третьего мира, ее образ было сложно изменить. Русе, Болгария (1987 год, 204 метра).

Багдад, Ирак (1994 год, 205 м). Диск телебашни напоминает Национальную библиотеку в одной восточноевропейской стране.

Torrespaña («Испанская башня»), Мадрид (1982 год, 231 м).

Башня Питампура, Дели, Индия (1988 год, 235 м).

Башня Эндем, Стамбул, Турция (2002 год, 236 м).

Sentech, Йоханнесбург, ЮАР (1962 год, 237 м).

Пхеньян, Северная Корея (1967 год, 150 метров).

Небесная башня в Окленде, Новая Зеландия, высочайшее свободно стоящее сооружение в Южном полушарии (1997 год, 328 м).

Авторы телебашни в Макао пытались несколько разнообразить железобетонную трубу.

А архитекторы Башни Освобождения (1993 год, 372 м) в Кувейте — добавить своему детищу восточного колорита.

Активно строились такие телебашни и в Советском Союзе. В Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) строительство начали еще в 1983-м, возвели бетонную трубу до уровня 220 метров и так и бросили. Теперь это любимый объект местных руферов.

В похожей ситуации оказались и в Баку, где строительные работы начались еще в 1979 году. Впрочем, благодаря нефтедолларам 310-метровое сооружение удалось завершить спустя 17 лет.

По крупной телебашне успели построить во всех прибалтийских республиках. Самая маленькая оказалась в Таллинне (1980 год, 314 метров, арх. Давид Басиладзе) — ее возводили к Олимпийским играм в Москве (в столице Эстонской ССР проходили соревнования по парусному спорту).

В Вильнюсе никаких соревнований не проводилось, но телебашню ЛитССР получила также в 1980-м. Она оказалась повыше эстонской «сестры» — 327 метров.

Самой оригинальной советской телебашней стала рижская (1986 год, 369 м, арх. Гунарс Асарис). Возведенная на острове прямо посередине Даугавы, башня интересна тем, что опирается на три разнесенные в стороны наклонные «ноги». Ее эффектный силуэт стал одним из символов Риги, города, мягко говоря, не обделенного эффектными зданиями.

Чуть повыше рижской оказались телебашни в среднеазиатских республиках СССР. Алма-атинская была закончена в 1984 году (372 м). Перед архитекторами стояла сложная задача — спроектировать высотное сооружение в крайне сейсмически активной зоне. Для этого ствол башни, выполненный не из железобетона, а из металла, облицованный алюминиевыми панелями, установили на 3-этажный секционный подвал-фундамент. На втором этаже для уменьшения возможных амплитуд резонансных колебаний в случае землетрясения установлены четыре 10-тонных динамических гасителя колебаний.

С похожей задачей столкнулись проектировщики телебашни в Ташкенте (1985 год, 375 м). Ядро вышки также металлическое и к тому же опирается на 3 дополнительные бетонные «ноги».

Высочайшим сооружением из решетчатых металлоконструкций стала 385-метровая Киевская телебашня, открытая в 1973 году. Как и в Ташкенте, центральное ядро сооружения установлено на наклонные опоры. Любопытно, что строилось оно сверху вниз: сначала была смонтирована верхушка, к которой затем постепенно пристыковывали нижние модули каркаса.

Большая часть всех перечисленных телебашен, по крайней мере тех, доступ к которым открыт всем желающим, уже неразрывно ассоциируется с городами, где они были построены. Каким бы скромным ни был их внешний облик, ежегодно они посещаются миллионами туристов, желающих взглянуть на мир с недоступной ранее высоты. Однако, как выясняется, сверхвысоким сооружению быть и не надо, достаточно иметь яркий художественный образ.

Телебашня-гиперболоид на чешской горе Йештед у Либереца (1968 год) запоминается своим футуристичным обликом, имея всего лишь 94 метра в высоту. На нижних уровнях основания расположена гостиница.

К Олимпиаде'92 архитектор Сантьяго Калатрава построил в Барселоне 136-метровую коммуникационную башню для компании Telefonica. Ее облик может шокировать неокрепший ум крепче любого произведения Антонио Гауди.

Каирская телебашня (187 м), законченная в 1961 году, представляет собой похожий на минарет цилиндр, «одетый» в решетку, которая должна напоминать священный для египтян цветок лотоса.

Австралийская телебашня на Черной горе у столицы страны Канберры (1980 год, 195 м) поражает своей неуклюжестью.

Авальская телебашня в Белграде (205 м), разрушенная во время НАТОвских бомбардировок 1999-го и отстроенная к 2010 году, запоминается своими брутальными рубленными формами.

Чехи не могут определиться: ненавидеть им свою Жижковскую башню как наследие проклятого социализма (строилась в 1985—1992 годы, 216 м), напоминающее им автомат Калашникова и испортившее уникальный скайлайн Праги, или все же ценить, ведь им досталась одна из самых оригинальных телебашен планеты.

А самую необычную телебашню Германии построили в том же 1993 году в Ганновере (272 м). В ней все конструкции квадратные в плане.

Десятку высочайших телебашен планеты открывает башня в китайском Чжэнчжоу, сданная в эксплуатацию в 2010 году. 388-метровая конструкция представляет собой облицованное стеклом ядро, опутанное стальными опорами и завершающееся служебными блоком в форме цветка.

По сравнению с этим провинциальным буйством фантазии столичная Пекинская телебашня (1992 год, 405 м), занимающая девятое место, выглядит бедным родственником из деревни.

Столь же бесхитростна 415-метровая Тяньцзиньская башня, открытая в 1991-м — восьмая позиция.

На седьмом месте — Менара Куала-Лумпур (1995 год, 421 м), Малайзия.

6 место занимает Бордж-е Милад («Башня Рождения»), высочайшее здание Тегерана и всего Ирана (2008 год, 435 м). На высоте в 276—315 метров иранцы умудрились разместить аж 12-этажный служебный блок (рекорд среди аналогичных сооружений), 6-этажный стилобат занял торговый центр.

Пятое место — у шанхайской «Восточной жемчужины» (1994 год, 468 м). На несколько бетонных труб, соединенных перемычками, нанизаны 3 сферы разного диаметра, как раз жемчужины и символизирующие. Несмотря на то что с момента сдачи телебашни в Шанхае появилось немало иных интересных новостроек, она до сих пор олицетворяет крупнейший город Китая.

Самая старая башня в десятке — занимающая 4 место Останкинская. 540-метровое революционное в свое время сооружение, спроектированное инженером Николаем Никитиным, было открыто еще в 1967 году.

На третьем месте — Си-Эн Тауэр в канадском Торонто (1976 год, 553 м), более 30 лет (до 2007 года) бывшая высочайшим свободно стоящим сооружением в мире.

В 2010 году высочайшей башней Земли стала построенная компанией ARUP по проекту голландских архитекторов Марка Хемела и Барбары Кюйт к Азиатским играм'2010 красивейшая телебашня в китайском Гуанчжоу. Гибридное сооружение высотой в 610 м из железобетонного центрального ядра и окружающей его несущей гиперболоидной сетчатой оболочки своей конструкцией восходит к идеям инженера Владимира Шухова, автора башни 1920-х на Шаболовке.

Увы, на вершине списка Canton Tower продержалась недолго. Уже спустя 2 года в мае 2012-го ее обогнала новая телебашня в Токио, получившая название Tokyo Sky Tree («Токийское небесное дерево»). Она также имеет гибридную конструкцию, в основании опирается на треногу и является продукция компании Nikken Sekkei, главного в Японии проектировщика подобных сооружений. В отличие от фантастической башни в Гуанчжоу, токийская получилась слишком массивной, без всякого намека на изящество, свойственное металлическим конструкциям. Тем не менее в ближайшем будущем именно она будет являться высочайшей башней мира и вторым по высоте сооружением на Земле (после небоскреба Бурдж Халифа).

Ну а что же белорусы? В Минске, как известно, также в свое время собирались строить телевизионную башню в районе выставочного павильона «БелЭкспо» на пр. Победителей. Первый конкурс состоялся еще в 1998 году, второй — в середине 2000-х, когда подходило к концу строительству Национальной библиотеки и государство находилось в поиске нового мегапроекта. На конечном этапе рассматривалось предложение известного минского архитектора Олега Воробьева, спроектировавшего башню высотой в 425 метров, на то время четвертую по высоте в мире (!).

В стволе башни планировалось разместить аппаратные залы, административно-бытовые, технические и офисные помещения, конференц-зал вместимостью 300 мест, рестораны, смотровую площадку на 120 человек. Общая площадь помещений — 20,8 тыс. кв. м, число этажей — 51.

Свой вариант был и у другого известного белорусского архитектурного мэтра, Виктора Крамаренко, фактически привязавшего к местности предложение немецких архитекторов из компании Weiss & Freytag еще 1998 года. Проектировщики утверждали: «Архитектурно-художественная и конструктивная форма башни позаимствована у природы и символизирует цветок папоротника из народной легенды, который приносит счастье».

На первом этаже для посетителей предполагались магазины, ресторан на 150 посадочных мест с банкетным залом на 60 персон, а также зрительный зал на 300 зрителей, оборудованный для показа фильмов по истории строительства города и проведения лекций. Для попадания в верхнюю часть башни на отметку 236,5 и 241,8 м (смотровая площадка и ресторан) было предусмотрено 2 пассажирских скоростных лифта, производительностью перевозки пассажиров до 250 человек в час. По плану бывать в «цветке папоротника» должны были до 1600 человек в сутки.

Однако государство, озаботившись бюджетом строительства и посчитав, что для выполнения телекоммуникационных функций башня получится слишком дорогой, предпочло начать возведение «Минск-Арены». Увы, туристический потенциал сооружения никто, по всей видимости, в расчет не принял. А тем временем строительство телебашен продолжается. В 2011 году был сдан в эксплуатацию телерадиовещательный центр «Туркменистан» в Ашхабаде (211 м).

А в апреле 2012 года в Бразилиа открылась новая 180-метровая телебашня, построенная по проекту выдающегося архитектора Оскара Нимейера. На специально вынесенных площадках находятся художественная галерея и ресторан, накрытые стеклянными куполами.

Большинство телебашен, сдаваемых в эксплуатацию в настоящее время, выполняют уже не только технологическую функцию. Важнейшей их задачей становится рекреация населения, и в этом факте можно проследить возвращение к оригинальному назначению этих сооружений, заданному еще в 1889 году в Париже Гюставом Эйфелем. А для бурно развивающихся стран бывшего третьего мира строительство подобных сверхвысоких объектов является непременной составляющей демонстрации их успешности. Что же еще может эффектнее всего подчеркнуть состоятельность твоей страны, чем стройная вертикаль высотой в несколько сотен метров, которой так удобно мериться с соседями?