Строительная отрасль живет обещаниями. Застройщики сулят комфортную жизнь в элитных домах с отличным видом из окон, заманивают покупателей немецкими лифтами и системами видеонаблюдения. Но так ли важны эти «мелочи», если в итоге они серьезно влияют на стоимость «квадрата»? Про «хитрости» строительных компаний рассуждает директор ViVa Invest Юрий Жарков. Комментарий специалиста распространила сегодня пресс-служба компании.
— Многие застройщики вынуждены реализовывать недвижимость по минимально возможным для себя ценам, — говорит эксперт. — При этом абсолютно такое же жилье рядом может стоить на 20% дешевле. И эти факты отнюдь не противоречат друг другу. Все дело в разнице затрат. Далеко не всегда расходная часть прямо сказывается на комфорте будущего новосела. Более того, гораздо чаще всего бывает наоборот: покупатель переплачивает за «ложные бонусы», которые по факту ему совершенно не нужны — как минимум на условиях несообразно завышенной цены «квадрата». Или же их просто никогда не будет.
В качестве примера Юрий Жарков приводит пресловутый «вид из окна».
— Клиенту показываются красивые рекламные проспекты с утопающим в зелени кварталом. В реальности буйной растительности из конкретно вашего окна может быть не видно вовсе, в отличие от шума проходящей мимо автомагистрали. Да, в случае недвижимости премиум-класса вид из окна действительно имеет значение. Но если вы ищете доступное жилье, просто нецелесообразно за него переплачивать такие суммы. Подумайте сами, сколько раз вы действительно смотрели в окно в своей квартире?
К перечню ненужных бонусов Юрий Жарков относит «встроенные» на этапе строительства видеонаблюдение и велопарковки.
— Спору нет, это приятные бонусы, но их навязывание покупателю в комплексе обходится слишком дорого. Неизвестно, когда вы на самом деле начнете ими пользоваться, но платите вы за них уже на этапе приобретения недвижимости. Гораздо дешевле было бы проектировать их техническую возможность, оставляя покупателям право в дальнейшем самим решать, нужно ли им это.
— Совсем неблаговидно поступают те застройщики, которые обещают покупателям даже не маленькие приятности, а… перспективы, — считает директор компании. — Перспективы развитой социальной инфраструктуры, транспортного сообщения и т. п. Надо понимать, что в данном случае это всего лишь мечты, за которые коммерческая компания не несет никакой ответственности. Скорее всего, никто из них никогда не построит детский сад в новом квартале и не проложит новый маршрут общественного транспорта.
По словам Жаркова, очень часто застройщики вынуждены идти на подобные маркетинговые уловки из-за собственных просчетов, которые в итоге значительно повысили цену метра. К примеру, если неверно спланированы расходы.
— Стандартная история: застройщик предпочитает реализовывать уже готовое жилье, в результате вместо привлечения живых денег дольщиков он вынужден брать дорогие кредиты. Их обслуживание съедает до 20% рентабельности. Затем начинается порочный круг: чтобы выгадать хоть какую-то прибыль с учетом уже имеющихся расходов, застройщик вкладывается в активную широкомасштабную рекламу. И ее тоже в итоге оплатят покупатели, конечно же.
У государственных застройщиков велик процент так называемых организационных потерь. Все мы знаем о невысокой зарплате в бюджетной сфере. Неизбежное следствие — низкий уровень заинтересованности работников в своем деле, минимальная эффективность труда. И никакой экономии не получается: в итоге работу одного делают пятеро.
Потенциальным покупателям жилья Юрий Жарков дает стандартные, в общем-то, советы: соизмерить предложенные бонусы с ценой квадратного метра, не доверять рекламным буклетам, выехать на место и сравнить обещанную картинку с действительностью. В таком случае риск не стать жертвой маркетологов будет ниже.