Два месяца назад мы рассказывали о злоключениях дольщиков «Минскстроя», которым переносят сроки сдачи дома и повышают стоимость квадратного метра. Не видя прогресса на стройплощадке, граждане начали было предполагать, что их кровные средства уходят на финансирование социальных строек и поддержку льготников. На днях в редакцию поступило еще одно коллективное обращение от дольщиков «Минскстроя». На этот раз пишут именно льготники (дом №13 по генплану на ул. Колесникова). Дела у них идут ничуть не лучше: нормативный срок строительства истек 8 месяцев назад, а долгожданных ключей все нет.
Сразу уточним: в доме №13 — 126 квартир, из которых 114 строятся с привлечением льготных кредитов. Будущие жильцы — в основном молодые семьи, которые успели воспользоваться господдержкой еще до вступления в силу указа №13.
Фактически дом возводят с декабря 2009-го. По нормативам на стройку отводилось 24,5 месяца, т. е. сдать объект (жилую часть и пристроенные помещения) должны были не позднее декабря прошлого года. Но сроки переносились Мингорисполкомом уже четырежды. Последний раз — на август 2012 года. Казалось бы, осталось подождать совсем немного, однако дольщики настроены скептически.
«На протяжении всего срока строительства дома финансирование объекта нами не прекращалось. Более того, большинство дольщиков выполнило свои обязательства по оплате на 100%, — написали нам авторы коллективного обращения. — Мы неоднократно жаловались в различные инстанции на неудовлетворительные темпы строительства. Писали множество писем, получали множество ответов. И чем больше мы пишем, тем больше нам органы городской и районной власти показывают свою раздраженность, демонстрируют пренебрежение к гражданам, открыто высказываются о приоритете сохранения благополучия столичной строительной отрасли перед благополучием дольщиков, большинство которых — молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Неоднократно представители городской власти обвиняли нас в том, что мы мешаем им работать, выполнять свои функциональные обязанности, регулярно обращаясь к ним за ответами в своих письмах и на личных приемах. Видимо, они настолько заняты своими функциональными обязанностями, что у них нет времени нам рассказать, что конкретно предпринято для того, чтобы мы поскорее стали счастливыми обладателями своих квадратных метров».
В ответ на жалобы Мингорисполком заверял: работы ведутся, финансирование продолжается, количество работников увеличено, все материалы закуплены. В одном из писем даже сообщалось о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда лиц. Однако все эти меры никак не позволили ГПО «Минскстрой» уложиться в согласованные в очередной раз Мингорисполкомом сроки и достроить дом. Таким образом, у дольщиков возникли большие сомнения в эффективности контроля со стороны городских властей.
«Возмущает нас та легкость, с которой городские власти согласовывают ГПО „Минскстрой“ все новые и новые сроки сдачи нашего дома, — приводим строки из коллективного обращения дольщиков. — Это уже превратилось в замкнутую процедуру. Вот и сейчас нас оповестили о том, что перенос срока сдачи дома производится до конца августа 2012 года. Помимо того, что это уже четвертый перенос срока за этот год, никто от нас не скрывает, что этот раз не последний».
Дольщики убеждены: застройщик тянет волынку намеренно, чтобы по максимуму применить индексы строительно-монтажных работ. По их мнению, «Минскстрой» уже мог бы без труда ввести отдельным пусковым комплексом жилую часть здания (то, за что, собственно, и платят дольщики), которая практически готова. К слову, в проектной декларации от 11 августа 2010 года сроком сдачи жилой части значится март 2011 года. Однако застройщик не спешит и, по мнению дольщиков, собирается сдавать жилье и пристроенные помещения вместе.
«Мы считаем, что именно благодаря добавлению к нормативному сроку строительства жилой части сроков строительства встроенных и пристроенных нежилых помещений застройщик может покрыть за счет дольщиков значительную часть убытков, которые сформировались из-за собственной халатности, — отмечают обратившиеся в редакцию граждане. — А городская власть все это поощряет и покрывает своим бездействием, позволяя фактически мошенническими манипуляциями нанести вред гражданам в виде увеличения стоимости квадратного метра, а также государству в виде необходимости увеличения объемов ресурсов, направляемых на финансирование льготных кредитов для нас — граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
При заключении договоров долевого строительства стоимость «квадрата» в доме №13 составляла 3,2 млн рублей (по тем временам более $1000). Теперь же, по словам представителей «Минскстроя», с учетом индексов цена может сформироваться на уровне 4,6 млн рублей. Однако застройщик пока не предоставил обоснованный расчет данной цены.
— Конечно, при нынешнем раскладе большинству из нас будут расширены кредитные линии, — говорят дольщики. — Однако мы не понимаем, почему «Минскстрою» позволяют в очередной раз с такой беспечностью и легкостью продолжать осваивать государственные деньги, выделенные молодым семьям в виде льготных кредитов, без предоставления обоснованных расчетов.
В «Минскстрое» нам отказались комментировать ситуацию:
— Нас трясет Госконтроль и прокуратура, вас еще не хватало. Всего доброго, — резко оборвал едва начавшийся разговор начальник инвестиционного управления Владимир Кушнеров.
Впрочем, о причинах, по которым крупнейший застройщик Минска срывает сроки сдачи жилых домов, догадаться нетрудно. Директор объединения Николай Милошевский недавно сам обнародовал неутешительные данные: с 2010 года численность сотрудников сократилась на 2,5 тыс. человек, причем уволились самые лучшие специалисты. Достраивать множество домов некому. А кроме жилья надо возводить социальные объекты: детские сады, поликлиники, музей Великой Отечественной войны…
Ранее специалисты «Минскстроя», комментируя отставание от графика по другим домам, указывали нам на кризис, трехкратный рост стоимости строительных материалов.
— Разве можно собственные просчеты списывать на кризис? — недоумевает одна из участниц инициативной группы дольщиков. — Мы начали финансировать стройку еще до кризиса, в 2010 году. Все платили первоначальный взнос из собственного кармана — а это 20% от стоимости строительства. Для нашей семьи — а мы строим «трешку» — эта сумма составляла 60 млн рублей, или $20 тыс. по тогдашнему курсу. В дальнейшем банк перечислял деньги в соответствии с процентом готовности дома. Обязательства со своей стороны мы считаем выполненными в полном объеме, потому и отказываемся подписывать допсоглашения на перенос сроков строительства. Допсоглашение с новой ценой и гарантией того, что цена больше не увеличится, застройщик нам вообще не предлагает и в ответ переходит к устным угрозам о расторжении договоров, если мы не согласимся на новую стоимость метра.
Дольщики дома №13 сообща ищут выход из сложившейся ситуации, в том числе и на форумах в интернете. Звучат неуверенные предложения объединиться с дольщиками других домов, сроки сдачи которых также повисли в воздухе, и организовать совместный пикет. «Терпение уже на исходе», — заверили нас люди.