Дольщики «Минскстроя» считают, что их деньги расходуют на поддержку льготников и социальных проектов. Люди готовы выйти на пикет

 
2252
20 июня 2012 в 17:39
Автор: Николай Градюшко
Автор: Николай Градюшко

В редакцию Onliner.by поступило сразу два обращения от дольщиков «Минскстроя». Их истории во многом похожи и типичны для нынешних белорусских реалий: застройщик затянул сроки сдачи домов и вдобавок увеличил стоимость квадратного метра. Кому-то на 500 тысяч рублей, кому-то более чем на 1 млн 600 тысяч. Дольщики огорчены: не ожидали такого от солидной и казалось бы стабильной государственной организации. Появился повод предположить: деньги уходят не на строительство дома, а на поддержку льготников и социальных проектов «Минскстроя».

Речь идет о доме №22 в микрорайоне Масюковщина-6 (ул. Матусевича) и доме №2 (первый пусковой комплекс) в границах ул. Щорса и пр. Дзержинского. Первые проектные декларации по этим объектам вышли в один день — 18 августа 2011 года. Тогда стоимость метра на ул. Матусевича составляла 6,2 млн рублей (срок сдачи — июль 2012 г.), на Щорса — Дзержинского — 7,3 млн (срок сдачи всего дома — декабрь 2012 г., а первого пускового комплекса — март 2012 г.). Однако ритмично стройка велась недолго.

— В апреле нам предложили подписать дополнительные соглашения к договорам на продление сроков строительства до октября 2012 года без объяснения причин, — рассказала нам Анастасия, представитель инициативной группы дольщиков дома №22. — Известно, что при этом стоимость метра возрастет в среднем более чем на 1,6 млн рублей. То есть вместо 6,2 млн мы заплатим 7,8 млн рублей. Мы написали коллективное письмо в «Минскстрой» с просьбой предоставить нам обоснование переноса. В ответ услышали: срок начала строительства официально перенесли с января 2011 г. на март 2011 г. Таким образом, сдвинув задним числом сроки начала строительства, изменили и сроки его окончания. Естественно, нас такое объяснение не устроило, тем более есть подтверждение того, что в январе на месте дома был вырыт котлован, а в феврале забивались сваи.

По словам Анастасии, в неформальных беседах представителей застройщика пробивает на откровенность: толковые специалисты кинули объекты и уехали в Россию, строить дома практически некому, да и финансирования не хватает.

— Мы пытаемся понять, каким образом эти причины должны волновать нас, дольщиков, — говорится в письме, пришедшем на адрес редакции. — Мы не просим ничего бесплатного или льготного, а всего лишь хотим платить свои деньги и получать взамен должное качество обслуживания. А от нас отмахиваются, как от навязчивых льготников. Это унизительно. Получается, что дольщики-льготники более защищены в подобных вопросах, чем мы, люди которые строятся без дотаций за свои деньги. Более того, за наш счет «Минскстрой» пытается покрыть строительство социальных объектов — но официально в этом не признается и придумывает возможные причины срыва сроков для того чтобы потом повысить стоимость нашего метра. Мы не отказываемся вносить платежи ежемесячно и готовы подписать допсоглашение на продление сроков, но в котором «Минскстрой» укажет истинные причины и освободит нас от возможных доплат, связанных с издержками застройщика.

Схожая ситуация сложилась и по дому №2 на ул. Щорса. На момент публикации проектной декларации в августе 2011 года «коробка» уже была частично построена (6—7 этажей). Но на 1 июня 2012 года готовность объекта составляла только 68,8%. В июне «Минскстрой» разослал уведомление о переносе срока сдачи на август 2012 года и необходимости подписания допсоглашений. Стоимость метра возрастает с 7,3 до 8,5 млн рублей. При этом, по словам представителя инициативной группы Вадима, при расчете новой цены застройщик применил индексы СМР ко всей стоимости строительства, хотя есть рекомендации Минстройархитектуры учитывать оплаченную часть.

— Подписание допсоглашения вовсе не является обязанностью дольщика. Застройщик в соответствии с законодательством обязан был исполнить свои обязательства в договорной срок, — говорит Вадим. — Но вместо извинений имеет место понуждение дольщиков к подписанию допсоглашений, угрозы расторгнуть договора.

Дольщики составили письмо с претензиями в адрес застройщика. Помимо прочего, там есть такие слова: «Все последние годы руководство нашей страны во главе с президентом проводило политику, направленную на усиление доверия граждан к органам власти и госструктурам. И выбор нами именно государственного застройщика в лице „Минскстроя“ — тоже результат этой работы. Однако, как выяснилось, руководство „Минскстроя“ имеет свою точку зрения на данный вопрос. К сожалению, вовсе не совпадающую ни с точкой зрения президента, ни с точкой зрения Министерства архитектуры и строительства, ни с законодательством нашей страны».

Мы запросили комментарий в ГПО «Минскстрой». Компетентный представитель этой организации не стал скрывать: есть серьезные проблемы.

— Все мы ходим в магазины и видим, что за год цены увеличились в три раза. Мешок цемента сегодня не может стоить столько, сколько стоил год назад. Импортные стройматериалы подорожали и вовсе в 4,5 раза, — отметил собеседник. — А наше строительное производство на 50 процентов зависит от поставок импортного оборудования: системы отопления, электроснабжения, тепловые сети и т. д.

Предположения о расходовании средств дольщиков на социальные объекты в «Минскстрое» называют чепухой:

— Школы и садики строим за счет бюджета Минска и инвестиционных программ, а средства граждан аккумулируются на специальных счетах. Сколько дали — все вкладываем, и даже больше — привлекаем собственные ресурсы.

Жалуется крупнейший застройщик Минска и на нехватку специалистов: за год половина квалифицированного персонала уволилась и уехала на стройки России, Прибалтики.

— Людей переманивают и на другие стройки Минска, где крутится иностранный капитал. На тех домах, где жалуются дольщики, строители зарабатывают в среднем 3 млн рублей. Турки, россияне, китайцы готовы предложить больше: 6—6,5 млн. А если мы поднимем зарплату, то придется еще больше повышать стоимость квадратного метра. Представляете реакцию людей?

— Что же делать обиженным дольщикам? Понять ситуацию и смириться?

— Именно так. Если они считают по-своему, остается только один способ разрешения противоречий — суд. В каждом договоре есть пункт, согласно которому дольщик может либо расторгнуть договор и выйти из стройки, либо подать иск.

Обратившиеся в редакцию граждане пока намерены действовать другими методами. Готовится коллективное обращение в Госконтроль. Кроме того, дольщики собираются направить заявку в Мингорисполком на проведение пикета. Объясняют: чтобы на нас обратили внимание, протест должен получить общественный резонанс.