Об этом не принято говорить открыто, но кладбища вблизи столицы Беларуси трещат по швам. Существующие захоронения переполнены, а земля вокруг города слишком дорогая, чтобы закладывать новые. Ходят слухи, что вскоре в районе Заславля может появиться первое частное кладбище для тех, кто не готов ездить к усопшим родственникам за десятки километров. Есть, впрочем, и другие варианты решения проблемы.
Минское кладбище «Колодищи», как пишет сегодня «СБ», будет закрыто уже к декабрю. Кладбище «Михановичи» — еще раньше, в мае. По сути, останется только одно, «Западное», в районе ТЭЦ–4 у деревни Старое Село. Между тем огромное количество захоронений заброшено, родственники там не появляются десятилетиями. Почему бы не использовать эти захоронения… повторно? Как считают специалисты, это и стало бы выходом из нынешней сложной ситуации.
Впрочем, законодательно этот непростой с моральной точки зрения вопрос завис в воздухе. Нет трактовки самого понятия «заброшенное захоронение», да и признать место погребения бесхозным можно только через суд. По действующему закону, нельзя повторно использовать места захоронений даже по истечении трех кладбищенских периодов, то есть 60 лет. Хотя по канонам церкви это позволительно уже через полвека. Что делать? Едва заметные могильные холмики сравнивать с землей и снова использовать эти места для захоронений? Пропагандировать кремацию? Ведь у нас кремируют только 40 процентов усопших, причем исключительно минчан. В Европе же — до 70 процентов.
На законодательном решении этого совсем непростого вопроса, сообщает газета, настаивает директор КУП «Спецкомбинат КБО» Николай Ракевич, председатель совета директоров ритуальных предприятий.
— Во-первых, тогда отпадает необходимость в отводе земель для создания новых кладбищ и строительстве соответствующей инфраструктуры. Во-вторых, значительно снизятся расходы на эти цели из республиканского и городских бюджетов, — считает он.