Дом-кино: знаменитые здания в фильме «Трансформеры»

 
6450
04 ноября 2011 в 19:30
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss рассказывает об архитектурной истории блокбастера «Трансформеры».

За 8 лет совместной работы (1995—2003) режиссер Майкл Бэй снял для крутого кинопродюсера Джерри Брукхаймера, съевшего гигантскую собаку в жанре «экшн», целых пять фильмов («Плохие парни», «Скала», «Армагеддон», «Перл Харбор» и «Плохие парни-2»). Все они получились более-менее успешными в коммерческом плане. Но чем дальше, тем все больше режиссер и продюсер в алчной погоне за длинным долларом скатывались в нелепый абсурдный маразм, дававший обильную пищу глазам, но оставлявший совершенно незадействованным зрительский мозг. В 2003-м Бэй и Брукхаймер наконец-то сжалились над нами и расстались. Режиссер ушел на вольные хлеба, но провалился с первой же самостоятельной картиной «Остров» (The Island, 2005). После этого он принял единственно верное решение — вернуться под крыло крепкого продюсера. Этим продюсером оказался Стивен Спилберг, и у Бэя тут же открылось второе дыхание. С 2007 по 2011 годы творческий коллектив умудрился сделать целую трилогию фильмов про приключения японских игрушек в мире людей. Вместе Спилберг и Бэй заработали миллиарды денег и доставили массу летнего удовольствия мальчишкам и девчонкам, а также их родителям.

Мсье Бэй знает толк в разрушениях. В ходе своих похождений «Трансформеры» наносят непоправимый ущерб отдельным шедеврам мировой архитектуры и даже целым городам. В первой части сериала пытливый зритель за хаотичным мельканием на экране груд ржавого металла в образе автоботов (положительные герои) и десептиконов (бэд гайз!) может рассмотреть сразу несколько интересных зданий и сооружений североамериканских Соединенных Штатов, вполне свойственных этой стране.

Мирное небо Калифорнии еще не омрачено присутствием гигантских инопланетных роботов. Главный герой киноленты, Сэм Витвики, крепко озабоченный подросток в исполнении актера Шайи Лабафа, делает в родной средней школе доклад об истории своей семьи. В процессе этого зрителю становятся ясны две вещи: а) чрезвычайно злобного десептикона под кличкой Мегатрон раскопал именно Витвикин дед; б) калифорнийские средние школы 1930 годов не слишком отличались от наших тех же лет, но разве что калифорнийские имели легкий налет испанского колониального стиля.

У школы Сэма встретил папа и повез покупать ему первое авто, которым, как мы помним, оказался похожий на старый Шевроле Камаро автобот Бамблби. По дороге мы узнали, что все салоны Порше везде выглядят одинаково. Вполне можно представить над этим автоцентром в Лос-Анджелесе БЦ «Александров Пассаж».

И тут десептиконы без объявления войны осуществляют предательское нападение на одну из американских военных баз на Ближнем Востоке. Действие тут же переносится в цитадель зла, Вашингтон, округ Колумбия, где военное руководство мирового жандарма пытается понять, что же все-таки произошло. Бэй балует нас живописными панорамами центра американской столицы. Там находится перекошенный Капитолий (современный внешний вид второй половины XIX века), за ним — обелиск Монумента Вашингтона в древнеегипетском стиле (1884). Перед Капитолием слева — комплекс Библиотеки Конгресса: историческое здание им. Томаса Джефферсона (1897, с башенкой) закрывает белый модернистский объем построенного в 1939 году крыла им. Джона Адамса. У правого края скриншота — классицистский портик Верховного суда (1935).

Из Бэя получится никудышный хипстер — горизонт опять безбожно завален. В центре композиции — Министерство обороны США, внушающее всем людям доброй воли и левой либеральной интеллигенции ужас, смешанный с отвращением. Из-за своей формы здание более известно, как The Pentagon. Огромный комплекс полезной площадью в 340 000 кв. м. был построен всего за 2 года (1941—43) по проекту архитектора Джорджа Бергстрома.

Совершенно неудивительно, что планы по захвату всей нефти мира придумываются именно в таких суровых офисных помещениях. Разве может отсюда выйти что-нибудь гуманистическое?

А в это время в Калифорнии своенравный автобот Бамблби сбегает от своего нового хозяина, вынуждая того пускаться за ним в погоню на розовом (!) велосипеде. И хотя действие вроде бы происходит в Лос-Анджелесе, зрителю показывают Пасадену в 15 километрах, тихий университетский и академический город, где в том числе живут герои «Теории большого взрыва».

Историческая архитектура калифорнийской провинции 1920 годов. Первая объединенная методистская церковь в Пасадене (1923—25, арх. Томас Барбер).

Бамблби из гадкого ржавого утенка превращается в прекрасного желтого лебедя последней модели. Сэм Витвики вместе с таки снятой девицей попадает на нем к обсерватории Гриффита, одной из лучших обзорных площадок в Лос-Анджелесе. Здесь они наблюдают за приземлением на нашей планете группы автоботов.

Естественно, один из автоботов не находит ничего лучшего, кроме как приземлиться прямо посреди пустого, но почему-то ярко освещенного стадиона Доджер. Несмотря на некоторую бессмысленность игры бейсбол, жители Лос-Анджелеса относятся к этой арене (1959—62) так же нежно, как жители Минска к стадиону «Динамо».

Шикарные винтажные вывески невозбранно рекламируют продукцию местного автопрома.

— Так вот ты какой, человеческий детёныш?!

Важный кусок фильма был снят на плотине Гувера, выдающемся инженерном сооружении и шедевре архитектуры ар-деко.

По сюжету, американское правительство будто бы построило эту ГЭС для хранения в ее недрах замороженных трансформеров и источника их энергии.

Бетонную плотину высотой 221 метр в нижнем течении реки Колорадо возвели всего за 5 лет (1931—36 гг.).

Первоначальный проект предполагал строительство исключительно функционального сооружения. Однако современники, упирая на его уникальность, заставили правительство пригласить профессионального архитектора (Гордона Кауфмана из Лос-Анджелеса), оформившего инженерный комплекс в духе модного в то время ар-деко.

Верхушка дамбы украшена несколькими декоративными башенками.

К дамбе со стороны водохранилища пристроены четыре водосбросные башни.

Водосбросные башни крупнее. Две из четырех оборудованы часами, показывающими невадское и аризонское время — ГЭС расположена как раз на границе двух штатов. По гребню плотины проложена автомобильная дорога.

Подстанция ГЭС размещена на дне каньона.

Машинный зал электростанции.

В зале установлены 17 генераторов общей мощностью в 2074 МВт.

Во внутренних помещениях до 2007 года в замороженном виде содержался десептикон «Мегатрон» (туристам не демонстрировался), естественно, в конце концов, волею судеб вырвавшийся на волю.

Пока Мегатрон и его отморозки из пятой колонны громили гордость американской электроэнергетики (железом по железобетону), прибывшие на нашу планету с официальным визитом автоботы имели беседу на тему, что дальше делать. Беседа проходила в уже упоминавшейся выше обсерватории Гриффита.

Планетарий, еще один образец архитектуры ар-деко, строили параллельно с плотиной Гувера (1933—35, арх. Джон Остин). Он расположился на южном склоне горы Голливуд и славен роскошными видами, открывающимися с его обзорных площадок на собственно Голливуд, центр Лос-Анджелеса и Тихий океан.

В конечном итоге было решено устроить финальную битву <strike>бобра с ослом</strike> добра со злом прямо в лос-анджелесском даунтауне, а где же еще? Параллельно немного пострадала одна из феерических калифорнийских дорожных развязок.

Центр Лос-Анджелеса перед битвой.

Впрочем, небоскребы города практически не пострадали. В качестве жертвы было выбрано несколько кварталов более-менее исторической застройки в районе местного Бродвея между 6-ой и 9-ой улицами.

Лос-анджелесский Бродвей — одна из старейших улиц этого не старого в общем-то города. Десептиконы и автоботы с удовольствием уничтожают «театральный район», 6 кварталов центра города, где сохранились 12 исторических кинотеатров, крупнейшая концентрация подобного рода сооружений в США. Например, справа виден вход с неоновой вывеской в кинотеатр «Орфеум» (Orpheum Theatre, 1926).

Или вот трансформер взгромоздился на башню кинотеатра «Башня» (1927, The Tower Theater).

Еще один кинотеатр с башней — United Artists (1927). На верхушке десептикон-вертолет Блэкаут.

Довоенная архитектура Лос-Анджелеса.

Справа отель Hayward (1905, арх. Чарльз Уиттлси), слева — Los Angeles Trust and Savings Bank (1910, бюро Parkinson and Bergstrom). 6-ая улица.

Те же, вид с противоположной стороны.

Но здания, достойного финальной схватки главной битвы, в Лос-Анджелесе не нашлось. Пришлось импортировать его из Детройта.

Мегатрон пытается убить Сэма Витвики внутри и на крыше грандиозного Michigan Central Station, главного железнодорожного вокзала Детройта. Сейчас он, как и многие другие архитектурные символы эпохи сильной и процветающей автомобильной столицы Америки, заброшен. Один из великих американских вокзалов-дворцов рубежа веков, он был построен в 1913 году по проекту сразу двух архитектурных фирм — Warren & Wetmore и Reed and Stem, до этого спроектировавших нью-йоркский Гранд Сентрал.

Комплекс состоит из собственно вокзала и 18-этажного объема над ним, где должны были размещаться гостиница и офисы железнодорожной компании, владевшей комплексом. В действительности гостиницы там никогда не было, а компании-владельцу столько площадей (46 000 кв. м) никогда не было нужно, даже когда железная дорога была в Америке куда более популярной, чем сейчас. Верхние этажи вокзала никогда не использовались, а с 1988 года, когда отсюда ушел последний поезд, пустует все здание.

Главный зал ожидания. Печаль дестроя и запустения.

Расстроенный увиденным, Сэм Витвики еще какое-то время бегает по когда-то роскошному зданию.

18 этажей, OMG.

За Сэмом носится Мегатрон. В конце концов они оба выбегают на крышу, где Сэм пытается спрятаться за одной из установленных там декоративных статуй.

Вокруг детройтского вокзала колосятся небоскребы Лос-Анджелеса.

Все тщетно. Кстати, на оригинальном здании Michigan Cental Station никаких статуй нет. Это маэстро Бэй посчитал такие излишества необходимыми.

Конечно, чтобы красиво все это разрушить.

Все, впрочем, заканчивается хорошо. Над городом красиво заходит солнце.

Автоботы торжествуют.