С сегодняшнего дня на рынке долевого строительства новые правила игры

 
418
26 октября 2011 в 9:35
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

С 26 октября вступили в силу изменения к указу «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов». Документ призван упорядочить долевой рынок, а также обеспечить дополнительную защиту  прав граждан. Среди основных изменений — необходимость регистрации договора в исполкоме (т.е. между застройщиком и дольщиком появится посредник), отмена максимального срока строительства в 3 года (остались только нормативные сроки строительства), дополнительные механизмы защиты денежных средств дольщика (деньги со спецсчета дома нельзя перераспределять на другие объекты).

Мы уже сообщали о том, что рынок отреагировал на нововведения сдержанно.

По той схеме, что предлагается сейчас, получим множество проблем, — таково мнение директора «УНР-10» Василия  Устинчика. — Представьте: вы приходите к нам, заключаем договор. Мы его должны завезти в исполком: то ли городской, то ли районный — пока это не решено. Там документ зарегистрировали. Я отдаю его вам, а вы походили, подумали — и решили с нами не строиться! Из опыта работы с клиентами знаем, что очень много договоров — процентов 30, даже 50 — идут в мусорную корзину. Раньше в наших договорах было прописано: первый взнос нужно произвести в течение 5 банковских дней. Если в течение 10 дней нет платежей, то договор недействителен. Не надо было искать человека, чтобы найти и забрать договор. Сейчас же искать придется, ведь иначе на эту же квартиру взять другого дольщика нам не дадут.

СООО «Ареса–Сервис», пока не решатся эти вопросы, временно  приостановила заключение договоров долевого строительства.

Как пишет сегодня «СБ», волнует застройщиков и ценовой фактор. Фактически в стране узаконены две цены на коммерческое жилье. Для нуждающихся в улучшении жилищных условий — себестоимость плюс 5 процентов прибыли и другая — свободная — для всех остальных.

Чтобы сформировать цену квадратного метра для очередника, как того требуют нормы и правила, я рабочему должен платить зарплату 150 долларов, — рассказал газете глава «Аресы–Сервис» Сергей Коренько. — Где я сейчас найду строителя высокой квалификации за такие деньги?! Между тем, опубликовав проектную декларацию на дом, я должен буду заключить договор с каждым, кого ее условия заинтересуют. Более того, если дольщик, подписавший договор на общих основаниях, в течение срока строительства окажется нуждающимся в улучшении жилищных условий, я обязан ему пересчитать стоимость квадратного метра, то есть уменьшить. Куда списывать фактические затраты? Пока я не получу ответов на эти вопросы, ни одного долевого договора компания заключать не будет.

В Мингорисполкоме «СБ» сообщили: с 26 октября готовы принимать договоры долевого строительства. «Конфиденциальность информации — гарантируем», — для убедительности добавил Александр Доменикан, председатель комитета строительства и инвестиций.

Несколько надуманными считает выдвигаемые застройщиками проблемы и Татьяна Затуренская, начальник отдела жилищной политики и инвестиционных жилищных программ Минстройархитектуры: «Ничего принципиально нового, кроме регистрации договоров в исполкомах и проверки их на соответствие законодательству, не появилось. К примеру, многих застройщиков возмущает запрет перекидывать средства с одного дома на другой. Но он просто продублирован. А впервые введен еще в 2000 году, постановлением Правительства и Нацбанка. Цель — предотвратить образование строительных пирамид. Не нравится специальная цена для нуждающихся в улучшении жилищных условий? Господа, она у нас действует с 2008 года. И пока были неограниченны льготные кредиты, всех устраивала. Застройщикам, на мой взгляд, сейчас надо больше думать о том, как снизить затраты».

И Татьяна Затуренская, и Сергей Коренько, пишет «СБ», сошлись в одном мнении: регистрация договоров в исполкомах, взбудоражившая нынче рынок, вряд ли предотвратит появление строительных пирамид и мошенничества на рынке долевого строительства. Вот что думает по этому поводу Татьяна Затуренская: «Слишком лояльные у нас условия выделения площадок для застройщиков. В их числе порой оказываются фирмы, где даже нет директора. Собирают деньги и исчезают. Почему исполкомы не проверяют надежность инвестора? Ведь это их прямая обязанность!».