«Террастройинвест» и «Минскстрой». Даже в теории сходства между этими застройщиками нет и быть не может. Один — фигурант крупнейшей в последние годы аферы, с сотнями обманутых дольщиков и миллионами долларов ущерба. Другой — крупный государственный холдинг, гарант стабильности, символ строительной мощи и т. п. В судьбе героя этого материала, минчанина Павла, впрочем, обе организации сыграли пока одинаковую роль. Погорев на пирамиде от «Терры», он решил строиться по-государственному — с «Минскстроем». И снова, как сам не исключает, погорел.
Строительный стандарт: ответы и отписки
С Павлом и другими дольщиками жилого дома №8 в микрорайне Масюковщина-6 мы встретились после окончания рабочего дня. На стройплощадке лениво ездил кран. Курили рабочие. Люди обсуждали, что делать дальше.
— Начали строиться в прошлом году, — рассказали они. — Стоимость метра — 3 миллиона 64 тысячи рублей. Срок сдачи — ноябрь 2011 года. Застройщик — «Минскстрой». Дом, как утверждают строители, каркасно-блочный, серии КВ. Хотя с виду — обычная панелька.
Поначалу стройка шла нормально. До нового года даже успели вбить сваи. Но к сбору коробки приступили только в мае — за полгода до сдачи. С коробкой у строителей не заладилось.
— Тревогу мы забили в начале лета, — продолжают дольщики. — Звонили в «Минскстрой», уточняли, почему не идут работы, что будет с ценой. Внимания нам не уделяли. В одном кабинете говорили — уложимся, мол, в сроки, а перерасчета не будет. Во втором твердили прямо противоположное.
Граждане написали парочку писем по известным всем дольщикам адресам — в Мингорисполком, КГК. Ответы тоже получили известные — оптимистичные. Один из них ввел дольщиков в ступор: в письме от застройщика было указано, что процент готовности дома — 21, хотя в справке для банка показатель та же контора указала другой — 14%.
После такого дисбаланса люди, как они говорят, точно поняли: без борьбы с «Минскстроем» домика своего они не увидят. Дольщики решили развиртуализироваться.
«Застройщик вызывал доверие»
Негласное руководство инициативной группой взял на себя обманутый дольщик со стажем — Павел. Про свою историю с «Террастройинвестом» долго рассказывать он не желает, потому что говорить об этом устал.
Павел краток:
— Мы попали в подставной офис на ул. Антоновской. Деньги отдавали лично в руки ныне покойному господину Гатальскому, который представлялся директором.Что было дальше, вы знаете: 540 человек, 15 миллионов долларов ущерба, суды, сроки... Мы потеряли около 20 тысяч у. е.
Возместить ущерб в судебном порядке, по словам нашего собеседника, вряд ли возможно. Гражданский иск в рамках уголовного дела он подал, но на суде, который прошел весной, его пока не рассматривали.
— После истории с «Террастройинвестом» мысль о жилье забрасывать не хотелось, — переходит Павел к своей нынешней проблеме. — Совершенно случайно знакомые увидели в газете опубликованную проектную декларацию на дом в Масюковщине. Застройщик — серьезный, подумали мы. Этот-то не подведет! И снова рискнули ввязаться в стройку…
«Работать будем в три смены!»
В «Минскстрое» гражданам сообщили: чтобы успеть в срок, работать будут в три смены. Три не три, но пара человек на стройке действительно, как говорят люди, появилась.
— По телефону начали намекать о подписании допсоглашений и повышении стоимости дома. Мы спрашивали — а что будет, если откажемся? Отвечали без церемоний: а куда ж вы денетесь. Про мертвую стройку говорили так: подводит поставщик.
Дольщики обратились к юристу, который заверил: расторгнуть договор «Минсктрою» будет тяжело, ведь ГПО не вписалось в нормативные сроки строительства. А то, что есть проблемы с поставками материалов и конструкций, людей и вовсе не касается — они ведь свои обязательства выполняют.
Так, впрочем, сейчас советуют все юристы абсолютно всем минским дольщикам. Но толку от такой юрпомощи — немного.
— Кран зашевелился, ура! — прервал кто-то наши грустные размышления. Видимо, на работу все-таки вышла третья смена.
История, таким образом, вполне стандартная: затянутые сроки, неизвестность со стоимостью метра.
— Вот скажите, как сегодня построить жилье, если и к частному застройщику, и к государственному доверия больше нет? — задает риторический вопрос Павел.
Он знает, о чем говорит. Квартирная мечта минчанина в одной и той же строительной воронке, судя по всему, утонула дважды.
Официально
Таково мнение дольщиков. Что думают о ситуации с домом №8 в Масюковщине представители «Минскстроя»? Реально ли сегодня строить-спонсировать жилье по 3 миллиона за квадрат, не создав тем самым уже другую, государственных масштабов пирамиду? На вопросы корреспондента Realt Onliner ответил заместитель генерального директора Сергей Рута.
— Вопросы по дому есть. Это серия КВ. Новая серия, которая только обкатывается. Летом были сбои с поставкой комплектующих, до июля на стройке все продвигалось медленными темпами. Сейчас с заводом сделали график, вопросы сняли. За полтора месяца смонтировали полтора этажа. Монтаж коробки планируем закончить в октябре. Когда выйдем на всем доме на 8-й этаж, запустим электриков, сантехников. Процесс идет. И люди, кстати, тоже видят, что работа пошла.
— Цену будете поднимать?
— Цены пока не поднимаем. Перейдем 1 января, посмотрим, о чем можно говорить. Думаю, цены поднимутся незначительно.
— Это в соответствии с поручением руководства страны?
— Нет, поручение было на те объекты, которые вводятся в текущем году. Мы же реально видим, что по объективным причинам в этом году дом сдать не сможем. В то же время предпринимаем все меры, чтобы сильно не затягивать. Думаю, сдадим дом в первом квартале 2012-го.
— Сергей Фадеевич, а как же нормативные сроки строительства?
— Попробую вам объяснить. Система КВ — новая серия. Там нормативный срок строительства — 13 месяцев. По этим срокам и были заключены договора. Изначально система КВ рассматривалась как «мапидовская» система. Но между ними есть серьезные отличия, которые сегодня мы не можем не брать в расчет. О чем речь? Я приведу два фактора. В КВ и «Мапиде» серьезно отличается цокольный этаж. В первом случае это сборные конструкции, во втором — ручная дообработка. Соответственно, лишний месяц на дополнительные работы. Есть нюансы и по коробке. В «Мапиде» все перегородки сборные, в КВ — «ручные», из газо-силиката. И наконец, техэтаж. Его тоже нужно собирать большее время.
— Но касаются ли эти вопросы будущих жильцов?
— Еще раз повторю, что мы предпринимаем все меры, чтобы стройка шла. На годы строительство не растянем.