23 декабря 2025 в 8:00
Автор: Ирина Сидорок. Фото: Максим Малиновский

«Все думают, что мы нашли клад». Купили деревенскую хату и «перепрошили» ее

Автор: Ирина Сидорок. Фото: Максим Малиновский
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! До 31.01 заказывай в приложении на сумму от 99 р. и получи шанс выиграть призы

Выжженные солнцем и вымоченные дождями до черноты широкие бревна сруба, высокие потолки, старая деревянная дверь, которая когда-то открывалась массивным ключом. Сразу видно, что этот дом — с вековой историей. Каких-то полтора-два года назад он и внутри был таким же «старичком», который даже не помышлял о новой обстановке. Неизвестно, чем бы закончилось суровое противостояние со временем и погодой, если бы хутор не выкупила молодая пара из Ошмян, которая решила подарить хате вторую жизнь.

«На поиски ушло несколько лет»

Новые хозяева дома — Сергей и Алена Олешко. По профессии он экономист, она — психолог. До какого-то момента со стройкой и ремонтом пара никак не была связана. А потом и сами оглянуться не успели, как уже возводили дом. Попробовав процесс «с нуля», молодая семья замахнулась на реконструкцию.

Похоже, острая необходимость привести в порядок старую деревенскую хату — некий новый маркер «белорускости».

Для строительных экспериментов нужен подходящий объект: такой, чтобы не разваливался от одного только взгляда. В поисках перспективного дома пара отправилась изучать окрестности. Думали, пару выездов — и та самая хата найдется. На деле же на просмотры был потрачен не один год.

— Однажды я совершенно случайно наткнулся в интернете на красивое фото: на дом светит солнце, вдали виднеется лес. Сейчас думаю, если бы снимок был не такой красочный, я, возможно, и не обратил бы внимания на этот дом в Ананишках. Но все сложилось как сложилось, — вспоминает Сергей. — Открыл объявление — а хутор оказался всего в 20 километрах от Ошмян. Конечно, поехал взглянуть. Еще даже не добрался до места, а уже понял, что мы берем этот дом: такие там пейзажи!

Но внутрь пара смогла попасть не сразу. Дело в том, что хутор продавали родственники последних хозяев: детей у прежних владельцев не было, и дом достался сестре хозяйки, встретиться с которой удалось лишь через некоторое время.

— Мысленно мы уже были готовы купить дом, но решили все же перестраховаться и пригласить на объект специалиста, чтобы он оценил качество постройки, — добавляет Алена. — Когда приехали в следующий раз вместе с мастером, то впервые сами попали внутрь дома. Только переступили порог, как взгляд упал на старый шкаф. Увидели его и поняли — да, точно берем. Уже даже не слушали, что говорил наш специалист. Только ради этого шкафа стоило купить дом.

За хату отдали немного — $2700, но еще около $30 000 вложили в ремонт и дизайн.

Деревянный массивный шкаф ручной работы теперь перекрашен в черный цвет и занимает почетное место в гостиной.

«Мы не станем счастливее от ровных стен и ровного потолка»

Вообще супругам повезло: дом оказался в таком состоянии, что можно было протереть пыль и сразу жить. Да и мебель вся осталась: столы, табуретки, скамейки. В шкафу висели шубы, а в подвале стояли закатки.

Но ребята хотели чего-то стильного, «не прямо деревня-деревня, а сделать все комфортно, удобно».

Чтобы не перегореть и не потерять желание закончить дом, нужно было действовать быстро.

— Стали готовить дом под агроусадьбу. Этот вид отдыха не теряет популярности, а чего-то уникального (в нашем понимании) как раз не хватает. Конечно, можно было сойти с ума и начать выводить каждый угол, как мы это делали в первом доме, но поняли, что не станем счастливее от ровных стен и ровного потолка, поэтому решили не зацикливаться. И стали экспериментировать, — говорит Алена.

— Приходили с утра и думали: «Ну, что будем делать сегодня? Давай попробуем вот это». Но как это сделать? Открывали YouTube, смотрели ролик — и вперед, — вспоминает Сергей.

Сюрпризы с чердака

Когда супруги начали ремонт, то обнаружили, что потолок зашит досками, которые скрывают массивные, шириной сантиметров 20, балки. Только Алена с Сергеем успели порадоваться такой красоте и снять лишнее, как увидели, что в стенах под самой крышей скрываются щели. Периметр под потолком пришлось закрывать новой древесиной.

Вернуть на место родные доски с потолка ребятам не удалось — с них невозможно было снять слои краски, да и мышиный запах из дерева никак не уходил.

— Дом все лето вентилировался — стоял без окон и двери, с ободранным потолком, доски проветривались на улице. Мы пробовали обработать их уксусом и даже подшили обратно на потолок, но когда вставили окна, поняли — нет, запах не ушел, — рассказывает Сергей. — Пришлось купить новые доски. Но массивные потолочные поперечные балки длиной семь метров сохранились.

Зато теперь возле дома есть терраса из потолка: старые доски перевернули вниз краской, шлифанули, и вуаля — кажется, что тут они и лежали изначально.

Чтобы вычистить чердак, пришлось разбирать фронтон и через него выметать толстый слой «деревенского» утеплителя: листья, песок, опилки и скопившийся мусор. Сейчас на чердаке лежит современный утеплитель — минеральная вата.

От прежних жильцов, кстати, осталось много инструмента для изготовления валенок и другие интересные вещи. Например, полностью деревянная тачка (да, колеса в ней тоже из дерева), которая вполне себе функционирует.

Нашлись на чердаке и старые деревянные ящики (или сундуки), сделанные настолько добротно, что разобрать их было еще той задачей.

— Досочки не просто подгонялись одна к другой — в них были сделаны пазы, в которые вбивались деревянные колышки, и так оно все скреплялось между собой. Эти доски мы пустили на наличники в проемах. Хотелось сделать красиво, поэтому использовали то, что здесь было изначально, — делится Сергей.

«Местные до сих пор интересуются, нашли ли мы клад»

— Деревянные стены в доме были оклеены обоями, поэтому хорошо сохранились. Но отрывались обои тяжело. Алена две болгарки извела, пока шлифовала стены, — смеется Сергей. — Мы обработали древесину химией против жучков и плесени и покрыли бесцветным лаком. Так что все дерево в доме — натурального цвета, который мы очень хотели сохранить.

Больше всего изменился пол. Изначально он был частично деревянный, частично — бетонный с плиткой.

— Разбирать пол было проблематично. Мы поднимаем доски, а они не отрываются. Оказалось, там были деревянные шпунтики толщиной с палец, которые держали доски на одном уровне, — отмечает Сергей.

В доме сделали теплый пол по грунту (засыпали песок и сделали поверху стяжку). Поверхность стала выше на 30 см, но пространства в доме все равно осталось много: высота потолка — 2,80 метра.

А еще под домом есть старый подвал на полхаты, стены которого выложены валунами. Вела туда изъеденная ржавчиной лестница. Внизу обнаружились полки с закатками (ретроваренье отдали знакомым). Подвал укрепили и разместили там коммуникации. Была у ребят идея сделать над спуском в подвал люк из стекла, но стекло и рама под него обошлись бы в сумму около $1500, поэтому вход просто заложили досками.

— По техпаспорту здание датировано 1947 годом, но сложен сруб был явно гораздо раньше, — уверен Сергей. — По рассказам местных, человек, построивший этот дом, был весьма небедным. Об этом говорят найденные во время ремонта детали металлических вещей. Многое, говорят, было изготовлено в местной кузне, которая стояла на пригорке недалеко от дома еще лет десять назад. Причем была полностью рабочая. К сожалению, ее уже разобрали. Местные до сих пор уверены, что в нашем доме должен быть клад, и всё интересуются, нашли ли мы его.

«Печь не вписалась»

Входную дверь менять не стали — деревянный раритет со щелью над входом создает естественную циркуляцию воздуха, смеются хозяева. А вот проводку заменили — по стене рядом с дверью вьется современная черная нить, стилизованная под ретро.

От большой печи тоже решено было избавиться, потому что считай полдома занимала кухня. На ее месте сейчас обеденный стол со стильной столешницей и шкафчиками. Плиты нет, потому что гости, как правило, все привозят с собой. Но в шкафчике есть электроплитка — ее достаточно для готовки, уверены хозяева.

— Печь просто сюда не вписывалась, — говорит Сергей. — Мы аккуратно разобрали все кирпичик к кирпичику, всю внутрянку сложили в сарайчике. Как только появится идея, куда это приспособить, реализуем. Там же, в сарае, ждет своего часа и деревянная лестница, которая при прежних хозяевах вела на чердак. Мы только ради этой лестницы хотели устроить подъем на чердак, но оставили реализацию идеи на потом.

Атмосферу деревни решили разбавить, наклеив на потолок в кухне касетоны. К тому же так было быстрее.

Чтобы облагородить стену, к которой примыкала печь, использовали… дверь от небольшого сарайчика. Ее разобрали на доски и прикрепили к стене — на дереве даже остались следы, где на двери были металлические скобы (там дерева не так коснулась погода).

— Понимая, что в доме нужна закрытая спальня, мы выложили из блоков стену на том месте, где стоял шкаф, который отделял комнатушку для сна от кухни, — вспоминает Алена. — Стена с этой стороны кухни была заложена чем-то вроде гипсокартона, часть была замазана известью, поэтому дерево сохранилось не в таком красивом виде. Мы на этих стенах отработали технологию «мазанки».

Рядом со спальней ребята устроили маленькую комнатку — хозблок, стены в котором оставили деревянными. Между бревнами местами еще проглядывает аутентичный утеплитель — мох.

Из кладовки сделали ванную и туалет. Изначальных размеров хранилища как раз хватило, чтобы сделать совмещенный санузел.

В него ведет полноценная дверь, а сама душевая и туалет скрываются за массивными шторами цвета молочного шоколада.

В ванной комнате повесили массивную люстру из стекла и сделали полноценное деревянное окно. Его, кстати, изначально в кладовке не было.

Ретрошкаф из кладовки, к слову, хранится в сарае и ждет, пока новые владельцы придумают, под что его приспособить.

А «ретросмеситель», кажется, был тут с момента строительства дома, настолько естественно он вписывается в интерьер. Да и круглое зеркало, вмурованное в стену, тоже. Душ выложен темно-изумрудной плиткой, зато на полу — яркие мозаичные изразцы. На стене в туалете висят репродукции французских импрессионистов.

Остальное пространство дома — большая гостиная. От кухни в ней можно отгородиться большой шторой, превратив на ночь комнату во вторую спальню.

В этой части, кажется, собраны все фишки дома: раритетный шкаф, ради которого и купили хату, и ретрокомод ручной работы тех времен. В углу гостиной — печка-камин, которая топится настоящими дровами.

Две «хрустальные» люстры перед зеркалом — из пластика. А столешница комода под телевизором имеет секрет.

Чуть позже ребята сделают подсветку в ящиках комода, но мы уже посмотрели, как работает магия: свет проходит через прожилки в мраморе, и кажется, что камень светится. За мрамором ребята специально ездили в Минск (кто-то разбирал гараж и избавлялся от мусора).

Еще одна фишка — огромное панорамное окно, из которого виден пригорок с деревьями, явно наблюдавшими за жизнью прежних обитателей дома. Глядя в окно на природу, невольно залипаешь.

Остальные окна в доме ребята тоже заменили, но увеличили ненамного. Сначала хотели вообще оставить прежние, но побоялись, что из них будет дуть, поэтому перестраховались.

Создавали место для драйва, а гости едут за тишиной

Реставрируя старый дом, семья Олешко думала, что гости захотят драйва в уединенном месте. Сергей прикупил массивные колонки, чтобы музыка гремела, но они так и лежат теперь без дела. Вместо рева колонок гости включают проигрыватель с виниловыми пластинками. А про телевизор на стене и вовсе почти не вспоминают.

— Мы думали, люди захотят выкричаться, выплеснуть эмоции. А получилось, что почти все гости приезжают сюда из городской суеты за тишиной и спокойствием, хотят заземлиться. Даже наоборот, одна из отдыхающих говорила, что местные соседи громкие, — улыбается Сергей. — Получилось, что громкая публика — совсем не наша аудитория. Именно наши гости подсказали нам, что мы создали место для уединения и тишины. Местные к нам не ездят, у них это и так все есть, а вот из многоэтажек больших городов — да. За пением птиц, лесом, видом из окна.

На хуторе в Ананишках с одной стороны есть еще две хаты, со всех остальных — только природа. Чтобы не мешать «тутэйшым», пара выстроила между своим и соседским домом вместительный навес, который перекрывает видимость обеим сторонам.

Сейчас здесь хранятся дрова и паркуются авто. Со временем это, возможно, станет полноценной локацией для отдыха на свежем воздухе. Как, например, купель на террасе дома, еще одна фишка хутора. Топится купель дровами.

На ремонт семья потратила год, и деревенский хутор в Ананишках превратился в «Гостевой дом „Истории“» (@istorii.dom).

Первый гость приехал на прошлый Новый год, следующий — где-то в феврале-марте. А уже к июню люди поехали потоком, практически каждый день был занят.

— Мы не ведем статистики, насколько наш бизнес сейчас прибылен. Пока работаем, что называется, на чистом энтузиазме, — делятся супруги. — Самый лучший показатель для нас, когда гость приезжает летом на день и тут же бронирует, условно, три дня отдыха на осень. Некоторых мы даже не видим. Оставляем им ключ в кодовом мини-сейфе у двери, и все, отдыхайте.

Специально для гостей Алена сделала мини-огород: посадила фасоль, огурцы, тыквы, базилик, мяту, петрушку. Смеется, что половина не взошла, но зелени к столу отдыхающие могли себе нарвать. А еще в сезон у гостей всегда есть цветы, которые хозяйка высаживает у дома.

Со временем ребята планируют построить еще один дом — поменьше. Пока же гостить на хуторе могут два-четыре человека.


Реклама

⚡ Елочный базар и идеи для подарков в сети строительных магазинов Mile

Пихты и ели в ассортименте.

Идеи для новогодних подарков.

Подарочные сертификаты (50, 100, 200 и 500 BYN) — дарите радость выбора.

Ассортимент новогодних товаров — со скидкой до 70%.

Посуда — со скидкой до 50%.

Кухонные столы и стулья — со скидкой до 15%.

Светильники и торшеры — со скидкой до 45%.

А для тех, кто планирует ремонт, — повышенный кэшбэк 20% на обои с 15 по 31 января.

И еще тысячи товаров по праздничным ценам. 

Подробнее — на mile.by.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by