Открылся крупнейший в мире завод по производству комаров. Мы не ошиблись, но зачем их разводить?

Источник: Валерий Волатович. Фото: открытые источники
4983
26 октября 2025 в 8:00
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

В самом начале октября в бразильском городе Кампинас к северо-западу от Сан-Паулу заработало необычное предприятие, ставшее в своей экзотической отрасли рекордсменом. Завод, принадлежащий британской биотехнологической компании Oxitec, способен каждую неделю производить 190 миллионов… комаров. И не просто разводить их, а выпускать в природу. Лишь с первого взгляда это выглядит странным. Неужели кто-то всерьез готов платить за кровососущих насекомых, которые так раздражают в повседневном быту? Действительно ли на этом можно зарабатывать? На самом деле этот бизнес в буквальном смысле спасает человеческие жизни — и вот каким образом.

Производственный процесс

Новый завод в Кампинасе стал далеко не первым предприятием такого рода. В прошедшем июле в той же Бразилии в эксплуатацию ввели еще один крупный комариный завод производительностью 100 миллионов комариных яиц в неделю, только уже под эгидой австралийской инициативы World Mosquito Program в сотрудничестве с Институтом молекулярной биологии штата Парана. И это лишь два самых свежих примера, причем расположенных в одной стране. Счет аналогичных фабрик насекомых и более скромных лабораторий в мире идет на десятки, а значит, их продукция востребована.

Производственный процесс в каждой из этих организаций, коммерческой или сугубо научной, выстроен похожим образом.

В помещении расположены в зависимости от масштабов десятки, сотни или тысячи поддонов, наполненных водой с регулируемой температурой, где развиваются комариные личинки. Когда личинки становятся взрослыми особями, их переводят в специальные боксы, где начинают кормить любимой пищей в зависимости от пола. Самцам предлагают ватные шарики, вымоченные в сахарном растворе. А вот в меню у самок кровь животных в пакетиках, поверхность которых имитирует текстуру человеческой кожи. В боксах комары проводят четыре недели, в течение которых размножаются и откладывают яйца в поддонах, расположенных на дне клетки. Эти яйца и являются конечным продуктом предприятий.

Желтолихорадочный кусака

Если вы подверглись вероломному нападению комара в Беларуси, то он, скорее всего, будет принадлежать к роду кулексов, или комаров настоящих. Более того, в большинстве случаев это будет Culex pipiens, комар обыкновенный, которых также называют комарами-пискунами из-за характерного звука, издаваемого в полете обеими парами крыльев. Есть на территории нашей страны и кусаки, или аэдесы (от лат. Aedes). Их еще прозвали тигровыми за характерную полосатую окраску ног и брюшек. Некоторые виды кусак способны переносить опасные заболевания.

Именно такие комары представляют интерес для биотехнологических компаний.

Практически на всех комариных фабриках, в том числе на открывшейся недавно в Кампинасе, разводится вид Aedes aegypti, египетский кусака, или кусака желтолихорадочный. Его особенность отражена в названии. Этот вид является переносчиком желтой лихорадки, опасного вирусного заболевания, которое может привести к самым печальным последствиям. И если этого кому-то было мало, то желтолихорадочные кусаки могут заразить свою жертву еще и вирусами чикунгунья и Зика, а также лихорадкой денге. Именно проблема распространения последней стала причиной активного строительства заводов по производству комаров в Бразилии.

Деньги на денге

Лихорадка денге – еще одно тропическое заболевание, происходящее из Африки и распространяемое благодаря комарам. Среди симптомов (помимо собственно лихорадки) имеются и общая интоксикация организма, и сыпь, и увеличение лимфоузлов. Чаще всего после заражения она протекает в легкой форме и заканчивается выздоровлением в течение недели. Но у небольшого количества заболевших денге перерастает в тяжелую форму, и вот она уже является опасной для жизни. Она может сопровождаться кровотечением и снижением кровяного давления, что может привести к гибели больного. Из десятков миллионов ежегодных случаев лихорадки денге умирают от 10 до 20 тысяч человек. При геморрагической форме летальность может достигать 50%.

В последние годы именно Бразилия может «похвастаться» печальной славой центра распространения лихорадки денге.

В середине 20-го века от напасти удалось на какое-то время избавиться, но в 1981 году ее случаи в стране вновь были зафиксированы, и с тех пор уровень заболеваемости только растет. За первые тридцать лет имело место семь миллионов случаев. С 2011-го по 2014-й, за четыре года, уже два миллиона. В одном 2023-м денге переболели 1,6 миллиона человек, а в прошлом году в Бразилии случилась настоящая эпидемия лихорадки с шестью миллионами только подтвержденных случаев. Денге стала настоящей проблемой — и не только из-за риска смерти заболевших. Даже если болезнь заканчивается выздоровлением, государство все равно тратит деньги на лечение, лекарственные препараты, пострадавший берет больничный и выключается из экономической жизни страны. Если умножить это на шесть миллионов, то становится понятно, что лихорадка очень дорого обходится стране, даже если число летальных исходов кажется небольшим.

Комар-путешественник

Комары, в том числе желтолихорадочный кусака, не являются естественными переносчиками вирусов. Они могут заразиться ими только от инфицированных людей. Получая от них вирус при укусе, при повторном укусе они могут передать вирус следующему человеку. Именно так распространяются заболевания, переносимые комарами. Самцы при этом опасности не представляют, им незачем кусать людей, ведь питаются они преимущественно соком растений. На людей нападают лишь самки комаров, то есть переносчиками вирусов могут быть только они.

Основным переносчиком денге при этом является Aedes aegypti, наш кусака.

Как понятно из его латинского названия, изначально он спокойно жил себе в Северной Африке, но затем благодаря работорговле и экспедициям в Азию распространился по всему миру. В том числе он попал и в Бразилию, где обнаружил очень подходящие условия для жизни. Судя по эпидемической картине, в последние годы там вирус демонстрирует взрывное распространение, а значит, с ним надо активно бороться. Оптимальнее всего вообще не допускать заражения, и здесь на помощь приходят как раз комариные заводы и достижения биотехнологии.

Волшебные бактерии

В 1924 году у обыкновенных комаров Симеон Берт Вольбах впервые обнаружил бактерию, названную в его честь вольбахией. Вольбахии оказались чрезвычайно распространненными и встречаются в природе у 50% видов насекомых, включая не только комаров, но и плодовых мушек, мотыльков, стрекоз и бабочек. При этом вольбахия совершенно безопасна для человека и окружающей среды, но только не для вируса денге.

Вольбахия блокирует рост вирусов в организме комаров вида Aedes aegypti.

У зараженного ей комара значительно снижается способность передавать денге человеку, что в свою очередь сказывается на уровне заболеваемости лихорадкой. На комариных заводах их сотрудники выращивают не простых комаров, а комаров, зараженных вольбахиями. Более того, при размножении бактерии передаются их потомству. После чего остается выпустить готовый материал в дикую природу. При достаточном количестве произведенных комаров зараженная популяция способная вытеснить комаров, инфицированных вирусом денге, и тем самым привести если не к искоренению заболевания, то к значительному падению количества случаев лихорадки. Метод вольбахии уже давно испытан и демонстрирует прекрасные результаты. В отдельных районах, где производились такие операции, количество случаев денге снижалось на 70—80%. А значит, нужны и промышленные предприятия с такой экзотической продукцией, помогающей спасать человеческое здоровье.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by