В прошлом месяце стало известно: «белорусские Мальдивы» могут получить статус памятника природы. Зачем это нужно и как новое положение меловых карьеров повлияет на возможность посещать достопримечательность, рассказывает издание «Минский курьер».
Меловые карьеры с бирюзовой водой не редкость для нашей страны. Огромные водоемы есть в Березовском, Кричевском, Климовичском и Любанском районах. Но на статус памятника природы пока претендуют только «белорусские Мальдивы», то есть Красносельские карьеры.
— Есть стандартные технологии рекультивации таких карьеров, — рассказывает заведующий сектором заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Владимир Устин. — Часть карьера засыпают, отвалы разравнивают. Так образуются искусственные водоемы. На прилегающей к ним территории высаживают лес либо занимаются сельским хозяйством. Но на карьерах под Красносельским такая рекультивация пока не проводилась. Там уже больше 10 лет идут процессы восстановления экосистемы. На меловых склонах проросли трава и кустарники, а на прилегающей к месту разработки территории — тысячи деревьев. Они формируют уникальный для нашей страны горный ландшафт.
По словам ученого, памятником природы планируется объявить не только четыре карьера под Красносельским, охранный статус получат и прилегающие к ним территории, включая отвалы выработанной породы и лесной массив. Тогда объект получится целостным.
Его общая площадь составит чуть более 350 га.
— Как техногенный объект превратился в экологическую достопримечательность?
— Дело в том, что природа, если ей не мешать, способна самостоятельно восстанавливать свои экосистемы на нарушенных человеком участках. Такой процесс называется сукцессией, — поясняет Владимир Устин. — На примере возрождения флоры и фауны вокруг затопленных меловых карьеров ученые прослеживают многие естественные природные процессы. Так, сегодня можем наблюдать, как восстанавливаются травяной покров, кустарники, лес.
В деле восстановления меловые карьеры уже преуспели: на прилегающих территориях обнаружены «краснокнижники»: горечавка крестообразная и дуб скальный (из растений), а также жужелица фиолетовая (это полезный жук). Что примечательно: водоемы зарыблены. И произошло это естественным образом — с помощью водоплавающих птиц.
А дальше что?
Владимир Устин полагает целесообразным развивать здесь научный туризм. Это будет способствовать повышению осведомленности людей об истории земли, на которой они живут, получению новых научных знаний.
На меловых карьерах под Красносельским ученые могут рассказать туристам о богатстве недр страны, о ее полезных ископаемых, о том, как формировалась геологическая основа территории республики. С другой стороны, гости смогут наблюдать, как природа восстанавливает нарушенные человеком экосистемы, приобщаться к научным исследованиям в этом направлении.
— Именно такой туризм может сочетаться со статусом памятника природы, — резюмирует ученый. — И мы как ученые планируем совмещать научную работу по охране этого природного объекта с безопасным и рациональным его использованием для научного или экологического туризма. Сохранение меловых карьеров для науки может дать хороший результат и для экономики региона: поток туристов на красносельские «Мальдивы» позволит заработать местной торговле, гостиницам, заведениям общепита. Как развивать и обустраивать объект для посетителей, уже дело тех, кто будет этим заниматься.
Главное, чтобы туристы не нарушали естественный процесс восстановления экосистемы.
Но в любом случае мы должны понимать, что это территория повышенной опасности.
Ученые НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам уже подготовили научное технико-экономическое обоснование для придания объекту статуса памятника природы. Документ включает научный и картографический материалы, проект решения, сейчас проходят необходимые согласования. Возможно, даже до конца 2025 года эта территория получит охранный статус и будет развиваться в научном и туристическом плане.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро