Издалека это здание напоминает совершенно заурядную теплицу. Лишь при приближении становится понятно, что она очень крупная для типового сооружения такого рода. И точно: под стеклянной оболочкой, помимо растений, находится темно-красный двухэтажный жилой дом. Его спроектировала для своей семьи норвежский архитектор Маргит-Кристин Солибакке Клев. Решение лишь на первый взгляд кажется эксцентричным. На самом деле, хозяйка комплекса хотела решить две связанные друг с другом очень понятные задачи, актуальные и в белорусских условиях.
«У нас в Норвегии довольно холодный климат, но благодаря теплице теплый сезон значительно продлевается. Я всегда интересовалась садоводством и мечтала о месте, где могла бы заниматься им практически круглый год, активно используя при этом и внешние, и внутренние пространства», — так описывает Клев свои пожелания. Архитектор выросла на обычной ферме, каких много на ее родине, и с детства сельская жизнь была для нее совершенно привычной нормой. Уехав в город, получив образование и став одним из управляющих партнеров в компании Nils Tveit Architecture Office, со временем Маргит-Кристин начала скучать по прошлой жизни на природе.
Тем более что она унаследовала пустующий участок земли к северу от норвежского города Конгсберг по соседству с семейной фермой.
Решающим фактором стал проект, подсмотренный Клев в одном из архитектурных журналов. В 2015 году студия Tailor Made Arkitekter из Гётеборга построила на берегу шведского озера Веттерн спа-центр с пространством для проведения мероприятий Uppgrenna Naturhus. Он представляет собой оригинальный микс традиционного крестьянского амбара и теплицы. В одной половине находятся совершенно обычные помещения разнообразного назначения. Другая же представляет территорию, одновременно открытую и в то же время изолированную от капризов климата. Маргит-Кристин немедленно захотела адаптировать эту идею к собственным потребностям.
В данном случае теплица позволила создать промежуточную климатическую зону между собственно домом и внешней окружающей средой. В этой зоне можно было выращивать растения, фрукты и овощи, урожая которых в ином случае в суровом норвежском климате добиться или сложно, или вовсе невозможно. А с теплицей можно было добиться более длительного вегетационного периода. Вторым достоинством решения стало создание пространства, позволяющего наслаждаться жизнью на открытом воздухе, даже во время плохой погоды. Осенью теплица защищена от типичных для Норвегии дождя и пронизывающего ветра.
Весной же солнце прогревает стеклянный корпус настолько, что можно выйти на свежий воздух в летней одежде задолго до того, как это будет возможно за периметром комплекса.
К тому же современный рынок предлагал подходящие готовые решения, которые могли ускорить процесс возведения необходимой конструкции. Маргит-Кристин Клев приобрела одну из моделей теплиц датской компании Drivadan высотой 12 метров и общей площадью 372 «квадрата». Ее корпус прибыл на площадку в сложенном виде, а на монтаж ушло всего две недели. Первый этап на этом был закончен.
Следующим шагом стало строительство внутри двухэтажного дома для семьи с двумя детьми, площадь которого почти совпала с площадью теплицы — 380 квадратных метров. Наличие крыши, пусть и стеклянной, над головой, позволило строителям не зависеть от погоды. Это оказалось еще одним преимуществом решения. Форма дома по-скандинавски проста и минималистична, а выбранный темно-красный цвет отсылает к традиционному для региона «фалунскому» оттенку. Этот пигмент был побочным продуктом производства на огромном медном руднике в Фалуне, а потому повсеместно использовался в народной архитектуре и в Швеции, и в Норвегии.
Неудивительно, что автор проекта выбрала и инженерные решения, находящиеся в русле современных трендов на устойчивую архитектуру.
Подогрев воды, водопроводной и используемой в системе отопления, осуществляется с помощью мини-котельной, работающей на том, что называют местными видами топлива. В данном случае речь идет о щепе и опилках, отходах норвежской деревообрабатывающей промышленности. Местные же ель и сосна использованы для внешней отделки дома. Воду получают из собственной скважины. Специальная система фильтрации используется для очистки стоков. Хотя в Норвегии есть планировочные зоны, регламентирующие, здания какого назначения могут быть построены в том или ином месте, архитектор утверждает, что они очень гибкие. У нее не возникло никаких проблем с одобрением проекта, хотя во многом потому, что рядом больше никто не живет. «Здесь нет соседей, и некому жаловаться», — рассказала она. «Будь вы в городе или хотя бы в более урбанизированной местности, все было бы сложнее».
«Одним из моих требований был пол, не требующий ухода, по которому можно было бы ходить с цветочными горшками, землей и всем остальным, не боясь его повредить», — рассказывает Клев. Выходом стало использование розового микроцемента. Выбранный оттенок неплохо гармонирует со вторым основным цветом зелени, которой наполнена теплица. Для каждого же внутреннего помещения была выбрана своя цветовая схема, работала над которой одна из коллег хозяйки дома. Обе ее дочери смогли самостоятельно выбрать, как будут выглядеть их комнаты.
На первом этаже постройки находятся детские спальни, ванная комната с туалетом, кухня с обеденной зоной и библиотекой, а также рабочий кабинет.
Уровнем выше — хозяйская и гостевые спальни, вторая гостиная и второй санузел. Настоящей особенностью стала огромная терраса, занявшая крышу жилого дома и расположенная прямо под кровлей теплицы. Бо́льшую часть года она используется как рекреационное пространство для общения с друзьями и родственниками. Здесь можно устроить даже всепогодную вечеринку с видом на живописные окрестности. В жаркую погоду стеклянные панели теплицы открывают, делая температуру внутри комфортнее.
Ну а главным плюсом всего этого проекта является наличие своего зимнего сада. Маргит-Кристин признается, что основной ее целью при строительстве дома было обеспечить семью собственной едой даже в суровые норвежские зимы, и благодаря этой инновационной идее ей это удалось. Теперь муж и дети могут наслаждаться блюдами из продуктов, приготовленных по принципу «с фермы на стол», когда захотят. Внутри, помимо прочего, выращиваются инжир, виноград, цитрусовые, вишня, слива и другие лакомства, получение которых в естественной норвежской среде является проблематичным.
Фрукты и овощи, типичные для своей родины, Клев высаживает за пределами теплицы, ведь внутри нее для них слишком жарко.
Зимы в Норвегии довольно долгие, но в дни, когда температура падает ниже нуля, внутри периметра комплекса она еще может достигать 20°C. Автора проекта особенно радует контраст снега снаружи и листвы на деревьях внутри. К слову, каркас теплицы и использованное стекло достаточно прочны, чтобы выдерживать вес снежного покрова. В дополнение к целому огородному хозяйству внутри хозяйка дома занимается им и снаружи. Она даже разводит овец, чей навоз затем используется для подкормки всех выращиваемых сельскохозяйственных культур. «Еда у нас в доме везде», — говорит Маргит-Кристин Клев. «Для меня важно, чтобы дети были частью этого и понимали, какую работу нужно проделать, чтобы на столе был ужин».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by