Ночь на 18 февраля жители барака на улице Полевой в Лесковке запомнят на всю жизнь. Четыре семьи остались без крыши над головой и всего, что копили годами. Увы, не обошлось в этой истории и без жертв: в огне погибли женщина и мужчина. Предположительно, именно последний спровоцировал трагедию. Мы побывали на месте, чтобы восстановить события той ночи.
Этот деревянный барак в пригороде Минска простоял полвека. Его возвели в 1973 году как временное жилье, но, как это часто бывает, временное стало постоянным. Дом был рассчитан на семь квартир, но жили в нем лишь четыре семьи. До пожара он выглядел крепким — так, по крайней мере, говорили местные. Жильцы собирались облагородить участок, даже купили плитку, но так и не успели ее уложить.
«Если бы не Дима, этот дом простоял бы еще целый век», — Татьяна отводит взгляд.
Она была первой, кто проснулся в ту ночь от громких стуков в стену. Небольшая квартира на 28 «квадратов» досталась Татьяне еще в нулевых от местного совхоза. С Дмитрием, который не раз устраивал в доме пожары, они жили через стенку.
— Он здесь редко бывал: появлялся ненадолго, а потом снова уезжал в места не столь отдаленные, — вспоминает Татьяна. — В тот вечер я заметила следы на снегу: поняла, что Дима вернулся. Когда он дома, я обычно не сплю, прислушиваюсь, не начались ли очередные разборки. Но в этот раз уснула — уставшая была после работы. Ближе к полуночи вскочила от стуков — сначала подумала, что опять драка. Приложила ухо к стене и почувствовала плотный запах дыма. Все, что успела, — разбудить соседей и позвонить сыну.
Квартира Татьяны за считанные минуты оказалась в плотном дыму. Женщина выскочила на улицу в одной кофте и сапогах. Говорит, в панике не успела сориентироваться и забрать хотя бы документы.
— Она (сожительница Дмитрия. — Прим. Onlíner), видимо, пыталась найти выход, но не успела. А Дима вот здесь лежал, его потом вынесли, — Татьяна показывает в угол обгоревших стен. — Когда огонь только начал разгораться, мы еще думали их вытащить. Не осознавали, насколько все серьезно. Побежали стучать во все двери. У нас там жила бабушка под 90 лет и еще одна пенсионерка, учительница географии Боровлянской школы. В еще одной квартире — мужчина-инвалид с пожилой мамой. Все повыскакивали кто в чем был.
Еще одну жительницу злополучного дома также зовут Татьяна, ей 38 лет. Женщина жила в бараке вместе с сыном и родителями. Говорит, переехали сюда, когда она была еще совсем маленькой. Их однушка на 36 «квадратов» располагалась по соседству с квартирой Дмитрия.
— Сколько помню с детства, Дима всегда таскался по тюрьмам. Как освободится, постоянно приходил и устраивал разборки. Милиция была здесь частым гостем, — утверждает собеседница. — Пожары тоже случались. Последний был около пяти лет назад. В тот раз удалось выбить дверь и потушить самостоятельно. А в этот…
В тот вечер Таня поехала в гости к друзьям в соседний поселок. Около полуночи ей позвонил сын Арсений и прокричал в трубку: «Мама, мы горим!» Больше ничего — связь оборвалась. В шоке и не веря в происходящее она выбежала на улицу и помчалась к родительскому дому.
— Когда я была на месте, дом уже вовсю полыхал, от крыши почти ничего не осталось. Мама стояла в одном халате и ботинках, ей сразу потребовалась помощь медиков. Арсений — в майке и куртке. Детские фотографии, новый игровой компьютер, личные вещи — сгорело все. Сын ничего не успел вынести, спасал кота и собаку. Папа, правда, захватил чемодан с документами. Я хотела попасть внутрь и хоть что-то спасти из огня, но пожарные уже не пустили. Больно вспоминать, — со слезами говорит Татьяна.
— Пожарные долго тушили огонь. А я всю ночь простояла здесь, до последнего не веря в случившееся, — добавляет собеседница.
С того момента Татьяна не раз возвращалась на пепелище, надеясь найти среди сгоревших вещей уцелевшие украшения. В обуглившемся комоде удалось отыскать лишь пару цепочек.
Сегодня жильцы барака на улице Полевой расселились кто куда. Сын Татьяны Арсений уехал к отцу, родители пока у знакомых. Сама женщина тоже временно живет у друзей. Поскольку дом был на балансе коммунальщиков, руководство Боровлянского ЖЭУ №1 пошло навстречу и предложило некоторым погорельцам арендное жилье.
Николай — один из тех, кто переехал с мамой из сгоревшего барака в арендную двухкомнатную квартиру в пятиэтажке в Гатово. Мужчина признается: устал от плохих условий, поэтому отчасти даже рад тому, что произошло.
— В ту ночь мы лишились всего. Успели только документы забрать. Все мои картины тоже сгорели, я сам художник. Начинаем с мамой жить с нуля. Ну ничего, благо люди очень помогают, кто чем может. Нам выделили арендную квартиру, светлую, чистую, поэтому обживаемся сейчас. Уже две ночи здесь провели. Мебели, правда, особо нет, поэтому мы рады любой помощи, — подытожил мужчина.
По данным МЧС, сообщение о пожаре поступило 18 февраля в 00:11. На месте обнаружены погибшие — наниматель 1969 г. р., неработавший, и совместно проживавшая с ним гражданка. Причина пожара пока устанавливается, но основная версия — неосторожное обращение с огнем при курении.
Сотрудники МЧС напоминают: если вы не можете отказаться от этой вредной привычки, то соблюдайте правила безопасности:
Не подвергайте опасности себя и тех, кто живет рядом.
Если вы хотите помочь погорельцам, напишите в телеграм-бот редакции. Реквизиты для перевода средств пострадавшим есть здесь.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by