«Не приезжала на объект, игнорировала вопросы, а потом заблокировала». Работа с дизайнером обернулась разочарованием

Автор: Анастасия Данилович. Фото: архив Onlíner (носят иллюстративный характер)
25 043
13 января 2025 в 8:00

Времена, когда люди ломали голову над ремонтом в квартире, давно позади. Теперь чуть ли не каждый третий белорус пользуется услугами дизайнера. Ведь так приятно вручить часть забот другому человеку, готовому за энную сумму подобрать удобную планировку, продумать все технические нюансы (вплоть до расположения выключателей) и упаковать все это в красивый визуал. А если заплатить чуть больше, то можно рассчитывать и на полное сопровождение стройки, когда все разборки с рабочими и их «косяками» лягут не на ваши хрупкие плечи, а на могучие плечи профессионала с опытом. Именно на такой подход и надеялся Роман, обратившийся к одному из столичных дизайнеров. Однако все получилось совсем не так, как он ожидал, а сотрудничество закончилось серьезным конфликтом. И всему виной — неправильно составленный договор.

Клиент: «Дизайнер был в квартире всего два раза»

Эта история началась в январе прошлого года, когда Роман с женой стали искать дизайнера для своей квартиры в Уручье. Из «чернового» варианта на 73 «квадрата» предстояло сделать жилье со стильной отделкой и удобной планировкой, состоящей из спальни с кабинетом, детской, кухни-гостиной и санузлов.

Пообщавшись с несколькими специалистами, из всех кандидатов выбрали Алену, которую нашли благодаря рекомендации, оставленной в одном из чатов жилого комплекса «Новая Боровая».


— Мы обратились к Алене, потому что ее дизайн-проект включал в себя еще и авторский надзор — он входил в общую стоимость. Она убедила нас, что контроль за ходом ремонта, подбор и общение со строителями и т. д. она возьмет на себя. Нам останется лишь наблюдать со стороны. Мы с женой много работаем, поэтому наличие такого бонуса для нас было важным, — объясняет Роман. — Другие специалисты просили отдельную плату за авторский надзор — получалось в 1,5—2 раза дороже. Предложение Алены показалось более заманчивым, так что мы решили сэкономить и остановились на нем.

В итоге 28 января супруги заключили договор на разработку проекта. Он включал в себя обмерный чертеж, план монтажа стен, разводку электрики, визуализацию комнат — всего 17 элементов. Последний из них — тот самый «авторский надзор» — был вписан от руки и заверен подписью дизайнера.


— Мы настояли на том, чтобы этот пункт присутствовал в договоре, — уточнил Роман.

Отметим, что в самом документе сказано следующее: «Авторский надзор осуществляется по отдельному дополнительному соглашению и оплачивается дополнительно». Однако, по словам собеседника, никакого дополнительного соглашения они с Аленой не заключали и ограничились лишь одной строчкой в договоре.

Проект стоил $2190 по курсу. Половину семейная пара отдала сразу же в качестве предоплаты, оставшуюся часть — в день, когда получила на руки распечатанный дизайн-проект. Это произошло в конце мая.


И вот в квартире наконец стартовал ремонт. Дизайнер создала в Telegram чат, куда добавила владельцев жилья и своего мужа Эдуарда. Предполагалось, что именно он будет осуществлять основной контроль и нести ответственность за ремонт.

«Я по-прежнему буду это делать (речь про ведение ремонта. — Прим. Onlíner), все сложные узлы и решения — на мне, но муж будет помогать мне. Оплата с работниками также через него», — написала девушка.


Первыми на площадку зашли два специалиста — электрик и каменщик. Их рекомендовала Алена, она же напрямую обсуждала с ними сроки и расценки. Деньги на электрика, как утверждает Роман, передавали через Эдуарда, а вот с каменщиком рассчитывались напрямую. С последним и возникли некоторые трудности: хозяин жилья говорит, что рабочий залил монтажной пеной не все проемы в стенах — ее просто не хватило.

— Об этом мы узнали совсем не от дизайнера или ее мужа, а сами, когда приехали в квартиру. Почему его работу на объекте никто не принял? Почему нам сразу не сообщили об отсутствии необходимых материалов? Мы бы все докупили и привезли на место. Именно тогда у нас появились первые сомнения, контролирует ли кто-то процесс ремонта, — размышляет Роман.

Дальше настала очередь штукатура — с ним тоже договаривалась Алена. В это время семья как раз уезжала из страны. Вернувшись спустя две недели, собственники ожидали увидеть готовые ровные стены во всей квартире.



— Вместо этого мы увидели кривую поверхность одной из стен, неподготовленные для прихода сантехника санузлы и ведро засохшей штукатурки, — перечисляет Роман. — Свое недовольство мы выразили в чате. Попросили контакты специалиста, чтобы лично поговорить о качестве отделки и попросить исправить «косяки». В этом нам было отказано: мол, вся ответственность за коммуникацию лежит на дизайнере, а с нас требуется лишь оплата фактически выполненной работы. Что-либо переделывать, со слов Алены, мастер отказался, так что и мы отказались отдавать деньги за такую халтуру.


Алена и Эдуард нашли других специалистов, которые и закончили начатое. Собственники остались довольны.

— Этот опыт дал понять, что подбирать строителей можно и нужно самостоятельно. Поэтому и плиточника тоже привлекали мы. Тем более тот, которого посоветовала Алена, выставил ценник в $5000. Нас это не устроило, и мы договорились с другим человеком, чьи услуги стоили всего $1500. Качество и сроки его работы также не вызвали у нас нареканий, — подытожил Роман.


Но, к сожалению, и тут не обошлось без проблем:

— Конечно, периодически нам требовались консультации по проекту — все-таки ремонт не всегда идет гладко. Однако ни мы, ни нанятые нами строители ни разу не встретились с Аленой на объекте, чтобы решить возникшие проблемы. По телефону мы тоже ни разу не общались, так как дизайнеру «было неудобно разговаривать». Отвечала она исключительно письменно в Telegram, часто с задержками в несколько дней, хотя вопрос мог требовать срочного обсуждения. На наш взгляд, это не очень похоже на авторский надзор, обещанный дизайнером. Единственное, в чем она продолжала помогать, так это в подборе материалов, но и то только по телефону. Но как можно согласовать цвет стен, пола, фасада кухни через экран смартфона, когда цветопередача у каждого гаджета разная, да и дневной свет в квартире ложится в каждой комнате по-своему?



В качестве примера Роман приводит случай с плиткой: согласно раскладке, для прихожей требовалось 74 куска и еще несколько подрезанных, однако в целях экономии дизайнер заказала 72 — якобы должно хватить. Причем с владельцами жилья она этот момент не согласовала.

— Уже в квартире стало ясно, что нам необходимо 87 кусков, — утверждает мужчина. — Когда мы попросили Алену пересчитать количество, она не стала этого делать. Свою ошибку так и не признала, сказав, что не ручается за нашего плиточника, который мог что-то не так уложить или подрезать. Точно такая же ситуация произошла и в санузле. Однако дизайнер даже не попыталась разобраться в проблеме или хотя бы извиниться.

Эдуард, по мнению собеседника, тоже практически никакой помощи не оказывал, кроме приемки материалов для сантехника, когда семья уезжала за границу.


И тут собственники наконец поняли: кажется, тяготы ремонта целиком и полностью ложатся на их плечи и надеяться можно только на себя.

— Мы потратили много личного времени на урегулирование вопросов, которыми по договору должна была заниматься дизайнер. Мы принимали доставку материалов, договаривались со строителями, решали спорные ситуации. И до сих пор продолжаем свой ремонт. Сама Алена появилась на объекте всего два раза: в день замеров 28 января и 22 июля на встрече с сантехником, — отметил Роман.

Супруги уверены: свою работу дизайнер выполнила некачественно. Поэтому они направили в ее адрес официальную претензию. В ней они требуют вернуть часть заплаченных средств, а именно $1500.

— Вместо ответа Алена просто заблокировала наши контакты во всех мессенджерах, а также удалила наш общий чат в Telegram, — добавил мужчина.


Теперь Роман с супругой планируют обратиться в «Общество защиты прав потребителей», а также в суд.

— Хотели бы дать пару советов людям, которые в будущем планируют обращаться к дизайнеру. Обязательно прописывайте в договоре все, что говорит специалист. Эта сфера еще очень молодая в Беларуси, многое в законодательстве не урегулировано. Если хотите быть защищены, добавляйте в договор каждую мелочь, которую вы хотите от дизайнера. Указывайте точные сроки, прописывайте все, что включает в себя та или иная услуга. Не старайтесь сэкономить на услугах дизайнера с авторским надзором, как это сделали мы, — советует собеседник.


Дизайнер: «С ремонтом я помогала бесплатно, по личной инициативе»

Естественно, для полноты картины мы узнали мнение и самой Алены. Вот какое у нее видение ситуации:

— Я отучилась на архитектора в БНТУ, делала проекты для разных дизайн-студий. В какой-то момент начала работать на себя. В общей сложности я в этой сфере около пяти лет. У меня много довольных клиентов. Как раз таки один из них и порекомендовал меня Роману и его жене. Они связались со мной, мы увиделись, обсудили детали. Сразу нашли общий язык — им понравилось, что я не побоялась взяться за их проект. Дело в том, что их квартира отличалась сложной планировкой, за которую другие специалисты брались неохотно, предлагая самые базовые варианты. Я же показала, как ее можно обыграть, — они были в восторге. Впоследствии мы заключили договор на разработку дизайн-проекта.


— А что насчет авторского надзора? Почему этот пункт написан в документе от руки?

— У заказчиков было не очень много денег на проект, поэтому я пошла на уступку и предложила сделать авторский надзор бесплатно. Просто они мне понравились, и я захотела как-то им помочь. Поэтому по их просьбе я и вписала этот пункт в договор — для меня это было не так важно. Если бы авторский надзор оплачивался как отдельная услуга, на него было бы оформлено дополнительное соглашение, где прописывается, сколько будет выездов на объект и сколько это будет стоить. В данном случае за авторский надзор денег я не брала, а $2190 — это цена самого проекта. В него входила визуализация всей квартиры (более 20 страниц) и подробные технические чертежи.

Проект я разработала за 80 рабочих дней, то есть даже раньше, чем заявлено в договоре. Передала его заказчикам в распечатанном и электронном виде. Им все понравилось, в свой адрес я слышала только похвалу и слова благодарности.


Далее мы приступили к ремонту. Электрика и каменщика порекомендовала заказчикам я. Заключали ли они договоры между собой, как рассчитывались, я не знаю.

— Роман утверждает, что оплата услуг электрика осуществлялась с участием вашего супруга…

— Не могу с точностью все вспомнить, но мы могли передавать деньги рабочим, если клиент об этом просил — делали это, чтобы облегчить ему жизнь, да и чтобы стройка из-за задержек не останавливалась. Но сами никакую оплату мы не производили.


— Когда, по-вашему, начался сам конфликт?

— Я рекомендовала штукатура. Ему я представила заказчиков как нормальных платежеспособных людей. Он выполнил небольшой объем работ, как вдруг клиенты решили, что их не устраивают сроки (мы заранее их обговаривали), поэтому они будут нанимать других людей, которые выполнят все быстрее. Я сказала: «Давайте вы хотя бы рассчитаетесь за то, что уже сделано в квартире». Роман отказался, сославшись на то, что из всех оштукатуренных стен одна требует доработки. Но ведь я приезжала и смотрела — все было хорошо. Что потом с ней делали собственники квартиры, я не знаю — может, сами испортили, чтобы не отдавать деньги.


Тогда я предложила оплатить все, кроме той стены, что ему не понравилась. И снова услышала «нет». Я пыталась вырулить ситуацию, защитить человека, выполнившего работу. Мне просто было перед ним стыдно. В итоге я заплатила мастеру из своего кармана 613,80 рубля.

Естественно, после этого отношения с заказчиками ухудшились. Однако я продолжала оказывать им поддержку: посоветовала магазин, где удалось сэкономить внушительную сумму при покупке плитки и сантехники, оформляла доставку стройматериалов (вплоть до формирования корзины на сайте), хотя в мои обязанности это не входило. Более того, мы вместе ходили и выбирали плитку. Именно это в моем понимании и являлось той самой помощью, которую я обещала.



Алена уверяет, что вместе с супругом приезжала в квартиру намного чаще, чем два раза. Например, они принимали штукатурку, а также сантехнику. Один из таких визитов зафиксирован на фотографиях — это было 4 июля. Из этого можно сделать вывод, что на объекте девушка побывала больше двух раз.

— Если бы я знала, что это будет необходимо, то снимала бы каждый случай. Но о некоторых своих приездах я даже не сообщала собственникам. Зачем их тревожить, если у каменщика есть вопрос, который я могу решить самостоятельно? — поясняет собеседница.


Дизайнер говорит, что на протяжении года была на связи и отвечала на все вопросы клиентов.

— Да, были моменты, когда я не могла оперативно написать из-за того, что находилась не в стране, но подобные случаи были единичными. Обычно я реагировала в течение дня, иногда вообще через несколько минут, — утверждает Алена. — Но и сам Роман вместе с супругой позвонили всего один раз, все беседы велись исключительно в виде переписки. Строители, с которыми он договаривался, также ни разу со мной не связались, хотя мой номер телефона указан на каждой странице проекта. Из разговоров с заказчиками мне стало ясно, что нанятые ими мастера ни разу не открывали мои чертежи. А в их ошибках, которые при таком подходе к делу неизбежны, почему-то обвинили меня. Но я не могу нести ответственность за специалистов, которых я не знаю, так что контроль за их деятельностью лег на плечи собственников квартиры.


Почему-то клиенты решили, что я и мой супруг должны быть на стройке 24 на 7. Но подобная услуга требует доплаты и отдельного договора, который не был заключен. Да и вообще техническую составляющую ремонта должен проверять не дизайнер, а прораб в рамках технадзора.

С сентября от Романа начали поступать угрозы, что он обратится в СМИ и к блогерам, чтобы «устроить мне сладкую жизнь и разрушить мою репутацию». Я старалась на это никак не реагировать и продолжала консультировать его с женой по вопросам, касающимся дизайн-проекта и ремонта. Так было до середины декабря, пока Роман не прислал мне претензию с требованием вернуть $1500. Я не поняла, почему должна вернуть около 70% стоимости проекта, который я выполнила в срок и которым заказчики остались довольны. Естественно, я отказалась. Я также приняла решение все дальнейшие разговоры вести исключительно в юридическом поле. Официальный ответ на претензию я клиентам уже отправила.


Однако слушать в свой адрес угрозы мне больше не хотелось, поэтому я заблокировала их в мессенджерах. Честно говоря, это первый такой негативный опыт за всю мою практику. Видимо, придется отстаивать свою честь в судебном порядке.

А как правильно?

Так что все-таки входит в авторский надзор? Как правильно оформить на него договор? Эти вопросы мы задали основательнице студии дизайна I.DE Ирине Бондаренко.

— Прежде всего необходимо разграничить понятия авторского надзора и авторского сопровождения, т. к. некоторые люди их путают, — отмечает специалист. — Авторский надзор — это проверка дизайнером проектного решения, архитектурного или конструктивного соответствия того, что сделано строителями по проекту, ведение документации (журнала фиксации недочетов, исправлений и т. п.), контроль за этапами реализации проекта, включая правильное исполнение не только визуальной составляющей, но и всех технических узлов. Проверку последних необходимо производить с технадзором — обычно эту функцию берет на себя прораб.

К слову, договоры с ним и бригадой на любые строительные работы заключает сам заказчик. Да, дизайнер может подсказать знакомых специалистов, с которыми он ранее работал, но оформление документов лежит на стороне клиента, тем более если дизайнер платит налог на профессиональный доход. Другое дело, когда ремонтом занимается студия дизайна, имеющая статус юрлица или ИП. Она может заключать с заказчиками договоры на строительные работы от своего лица и нести полную ответственность за выполнение ремонта под ключ.


А вот авторское сопровождение подразумевает проверку визуального соответствия получившегося интерьера и утвержденного дизайн-проекта. Возможно, в данном случае имелась в виду именно эта услуга, так как авторский надзор включает еще и контроль за технической составляющей.

Договор на авторский надзор или сопровождение — это отдельный документ, в котором четко прописывается перечень задач дизайнера в рамках предоставляемой услуги. То есть своеобразный чек-лист того, что будет делать специалист — от подбора и заказа материалов до зрительной проверки выкладки плитки. Такой список может состоять из 50+ пунктов. Если я оказываю заказчику услугу авторского сопровождения, то я всегда с ним на связи — делаю фото- и видеоотчеты, отвечаю на любые вопросы, выбираю отделочные материалы и далее по списку. Я всегда в курсе того, что происходит на стройке, и готова решить любые спорные моменты. При необходимости предлагаю альтернативный вариант визуального решения уже в ходе ремонта.

Авторский надзор или сопровождение оплачиваются отдельно от самого дизайн-проекта. Обычно это происходит ежемесячно — все-таки ремонт может растянуться на месяцы и даже годы. И договор заключается на оказание именно этой услуги.


Но вернемся к конкретной истории, о которой идет речь в материале. В договоре на создание дизайн-проекта указано, что авторский надзор требует дополнительного соглашения. Если его нет, то и юридической силы этот пункт в договоре не имеет. Абсолютно неясно, что входит в понятие авторского надзора, так как нет четкого перечня. Может быть, дизайнером подразумевались как раз таки консультации в мессенджерах и не более того. А доказать обратное не представляется возможным.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by