Корабль искателей сокровищ потерпел крушение, 15 человек полтора года выживали на затерянном острове. Их золото не найдено до сих пор

Автор: darriuss
22 733
11 декабря 2024 в 8:00

Для большинства пассажиров «Генерала Гранта» это было долгожданное путешествие. Позади оставалась изнуряющая работа на опаленных солнцем приисках в богом забытом уголке мира. Скорое будущее обещало возвращение в цивилизацию и привычную обстановку, лишенную экзотики. В каютах и трюмах «Генерала Гранта» находилось по меньшей мере 73 кг золота, которые должны были обеспечить комфортную жизнь своим владельцам. У судьбы, впрочем, были иные планы. По дороге из Мельбурна в Лондон корабль стал очередной жертвой коварного архипелага. Из 83 человек на борту выжило всего 15, и следующие полтора года им предстояло провести в суровых приполярных условиях, добывая огонь, воду и еду самостоятельно. Спасения дождались не все. Но и оно не стало финалом этой трагической истории. Некоторые из выживших, а затем и их потомки раз за разом возвращались на место кораблекрушения, пытаясь спасти затонувшие сокровища. Но безрезультатно, ведь злосчастный «Генерал Грант», кажется, бесследно исчез.

Континент-тюрьма

Европейские глаза впервые увидели силуэт Австралии лишь в самом начале XVII века, но еще более полутора столетий этот континент не привлекал особого внимания гостей из Старого Света. Мореплаватели из Нидерландов, а именно они впервые исследовали эту засушливую землю, сочли ее непригодной для колонизации. Зато в 1770 году после экспедиции Джеймса Кука на Австралию обратили внимание британцы, решившие все же изучить ее подробнее и зайти туда с востока, а не с запада, как голландцы.

Впрочем, и британцы до поры до времени рассматривали Австралию лишь как место ссылки собственных граждан, ставших нежелательными элементами на родине. Попросту говоря, преступников.

В 1788 году к берегам колонии Новый Южный Уэльс пристал так называемый «Первый флот»: 11 парусников, на борту которых находились более 700 заключенных. Основанное поселение, ныне старейшее в Австралии, получило название Сидней. За «Первым флотом» последовали новые, но, скорее всего, континент еще долго бы оставался одной большой тюрьмой, если бы одновременно он не оказался бесконечно богатой кладовой, скрывавшей в своих недрах бóльшую часть таблицы Менделеева.

Австралийская лихорадка

Девятнадцатое столетие, помимо прочего, стало и временем золотых лихорадок. Освоение новых и часто прежде безлюдных территорий привело к открытию там больших запасов драгоценного металла и его стихийной добыче всеми желающими. В 1848 году «повезло» Калифорнии, что сопровождалось повышенным вниманием прессы и массовой миграцией старателей.

Среди них был и некий Эдвард Харгрейвс, уроженец Великобритании, в 16-летнем возрасте прибывший за лучшей жизнью в Сидней.

В Калифорнии Харгрейвсу не повезло (как, впрочем, и большинству других желающих быстро разбогатеть). Однако в процессе поиска золота он освоил самые современные на то время методы добычи и решил попытать счастья на своей новой родине, в Австралии. И добился успеха. В 1851 году он обнаружил первые золотые крупинки на реке Маккуэри у городка Орандж. Так своя золотая лихорадка, точнее даже несколько, началась и в Австралии.

Стимул к развитию

Для колонии находка Харгрейвса имела ключевое значение. Всего за 20 лет, до 1871 года, ее население увеличилось в четыре раза, с 430 тысяч до 1,7 миллиона человек. И это уже были не заключенные, воспринимавшие ссылку на другой конец света как пусть и слегка облегченное, но наказание. В Австралию приезжали в основном молодые, энергичные и предприимчивые люди, причем не только из Великобритании. Многие из них, безусловно, рассматривали свой переезд как временный. Работа на золотых приисках Нового Южного Уэльса, а потом и других австралийских территорий была источником заработка. Но многие старатели позже передумывали, видя в быстро развивающейся колонии перспективу.

В конце концов это привело и к формированию в Австралии собственного общества, осознавшего себя как отдельный народ.

Другие старатели, впрочем, не могли справиться с тяготами жизни на другом конце света в климате, который так сильно отличался от привычного. Поддаться соблазну и вернуться в Европу легко было прежде всего тем, кто разбогател на золотодобыче. Просто потому, что у них имелись средства на такой длинный путь. Очередной подобный рейс 4 мая 1866 года отправился из порта Мельбурна. Трехмачтовый барк «Генерал Грант» водоизмещением больше тысячи тонн построили двумя годами ранее в США. В Австралию он прибыл из Бостона, а далее отправлялся в Лондон по восточному пути вокруг южноамериканского мыса Горн и далее через Атлантику.

Архипелаг на пути

На борту «Генерала Гранта» находились 25 членов экипажа и 58 пассажиров, многие из которых как раз и были разбогатевшими старателями. Трюмы барка загрузили шерстью и тюленьими шкурами, но главные ценности находились в багаже вчерашних шахтеров. Согласно судовой ведомости, они задекларировали по меньшей мере 73 кг золота, но сколько драгоценного металла они везли с собой в Британию на самом деле, так, скорее всего, и останется неизвестным.

Катастрофа случилась уже в самом начале пути.

На девятый день путешествия, 13 мая, барк попал в штиль у берегов Оклендского архипелага, группы вулканических островов, расположенных в 465 км к югу от Новой Зеландии. Течение сносило корабль на скалы, но команда в безветренную погоду сделать с этим ничего не могла. В итоге «Генерал Грант» оказался в естественной пещере высокой скалистой стены главного острова Окленд. И хотя барк не разбило о скалы, начавшийся прилив привел к тому, что мачта судна уперлась в пещерный свод и из-за увеличивающегося давления пробила корпус «Генерала Гранта». В корабль начала поступать вода, он стал тонуть.

Ужасная ночь

Это странная катастрофа.

«Генерал Грант» уходил под воду достаточно долго, но спастись удалось немногим. На корабле имелись сразу три спасательные шлюпки, но самую крупную экипаж потерял. Две оставшиеся удалось спустить на воду, однако организовать методичную эвакуацию не вышло.

Свою роль, судя по всему, сыграл целый комплекс факторов. Во-первых, рядом с местом трагедии не было удобной бухты или хотя бы берега для высадки на сушу, над барком поднимались отвесные скальные стены. Во-вторых, события разворачивались ночью, что дополнительно мешало спасательным работам. В-третьих, бóльшая часть пассажиров, видимо, не умела плавать. Тогда этот навык не был столь распространен, как сегодня. В-четвертых, со свода пещеры падали обломки скал.

В-пятых, многие старатели до последнего отказывались покидать судно в надежде спасти свое золото.

Один из выживших так описывал случившееся: «Думаю, такой ужасной ночи люди никогда не испытывали. Мы провели в морской пещере семь часов. Была такая темень, что не видели ладоней перед глазами. С верха пещеры на нас падали камни. Так мы и торчали там до рассвета».

В итоге из всех находившихся на борту спаслось лишь 15 человек, а 68 утонуло, включая капитана и его помощника. В шлюпки смогли забраться только шесть пассажиров, включая единственную женщину, миссис Джуэлл. Компанию им составили девять профессиональных моряков.

Одни на острове

На следующий день выжившие смогли добраться до мелкого островка Разочарования, бывшего частью Оклендского архипелага. Такое необычное название явно появилось не просто так, и через день несчастные пассажиры и остатки экипажа вернулись на основной остров Окленд, где спустя три дня и две ночи им удалось высадиться в бухте, называвшейся Порт-Росс. Проблема заключалась в том, что почти никаких припасов или полезных инструментов, имевшихся на погибшем «Генерале Гранте», с собой захватить не удалось.

На потерпевших кораблекрушение была лишь одежда, в которой их застала катастрофа.

В каком-то смысле этой маленькой группе счастливчиков повезло и не повезло одновременно. Оклендский архипелаг — место недружелюбное для людей. Это субантарктика, природа которой во многом напоминает тундру. Частые штормы, сильнейшие ветра, короткое лето и затяжная зима сводили шансы на выживание к минимуму. Однако при этом люди уже пытались основать здесь постоянное поселение, благодаря чему ситуация вовсе не была безнадежной.

Поселок Хардуик

За 17 лет до гибели «Генерала Гранта» на Окленде высадились, и на этот раз добровольно, несколько десятков человек. С собой у них были разборные домики, все необходимые инструменты и даже кирпич, из которого можно было сделать печи. Колонистов наняла британская китобойная компания Southern Whale Fishery, получившая разрешение на открытие на Оклендском архипелаге промысловой фактории. Предприятие оказалось неплохо технически подготовлено, чтобы уже в 1850 году основать в бухте Порт-Росс небольшой поселок, получивший название Хардуик.

Колонисты были готовы ко всем тяготам жизни на острове Окленд.

Среди них были и врач, и священник, и инженер. Многие из смельчаков захватили с собой семьи, включая детей. То есть имелось все для создания полноценного и самодостаточного населенного пункта. Но довольно быстро стало понятно, что его существование экономически нецелесообразно. Китов в окрестных водах почти не было. Бóльшую часть тюленей истребили еще в начале столетия. Почвы и климат не подходили для ведения сельского хозяйства. Так что спустя два года и девять месяцев Хардуик эвакуировали. Но все же остатки его хозяйства пригодились спасшимся с «Генерала Гранта». А главное, прежние экспедиции оставили на острове свиней и коз, которые за это время расплодились и на которых можно было охотиться.

Полтора года

Так что с едой на Окленде все было относительно хорошо. Помимо четвероногих пришельцев из Европы интерес представляли те же тюлени. Достаточно было и птичьих базаров. Куда большей проблемой оставалось тепло. К счастью, в кармане одного из выживших нашелся коробок с шестью спичками. Их тщательно высушили и использовали для разведения костра. Правда, сделать это удалось лишь с шестой попытки, так что и в этом смысле пассажиры и экипаж «Генерала Гранта» находились на грани жизни и смерти.

«Это был самый критический момент в нашей жизни, — рассказывал потом свидетель ситуации.

— Если бы последняя спичка не загорелась, нас ожидал бы голод и, возможно, каннибализм. Один из мужчин высушил последнюю спичку о свое тело. Я видел, как дрожали его руки, когда он искал сухой камень, чтобы чиркнуть оставшейся спичкой. К счастью, пламя охватило сухую траву. Мы все произнесли „слава Богу“. Это была самая пылкая молитва, которую я когда-либо произносил».

Находчивость и выдумка

Непрерывный огонь поддерживали вплоть до наступления долгожданного спасения. Это были очень трудные месяцы. Выживших мучила цинга, один из спасенных в итоге умер от болезней. Но все же этому маленькому коллективу удалось обойтись без внутренней розни, которая часто сопровождает подобные истории. У людей появился общепризнанный лидер, некий Джеймс Тир, в прошлом также старатель.

Полученные во время работы на приисках навыки помогли выпутываться из сложных ситуаций.

Например, из одного забытого поселенцами Хардвика лезвия лопаты смогли изготовить сразу шесть острых наконечников для копий, с помощью которых выжившие затем охотились. Похожим образом были получены иглы для изготовления теплой одежды из тюленьих шкур. Но несмотря на то что быт кое-как наладился, через год часть группы отчаялась ждать помощи. Четверо моряков вызвались предпринять попытку добраться до Новой Зеландии на одной из имевшихся шлюпок. Больше их не видели. Оставшуюся десятку спасли еще через полгода. В ноябре 1867-го лагерь несчастных заметили с проходившего мимо китобойного судна «Амхерст».

Поиски золота

Почти все из дождавшихся помощи постарались поскорее забыть о пережитом. Лишь миссис Джуэлл повела себя современно и начала ездить по австралийским городам с лекциями, рассказывая о своих приключениях. Джеймс Тир, вождь спасенных, все-таки вернулся на Оклендский архипелаг, надеясь поднять золото с затонувшего корабля. Его попытка оказалась столь же безрезультатна, как и 30 последующих. Судно не смогли найти даже с помощью новейших технических приспособлений вроде импульсных магнитометров, реагирующих на присутствие металла.

Были подняты лишь несколько монет и фрагментов корабельной оснастки, но, возможно, они относятся к другим кораблекрушениям.

В общей сложности на Оклендском архипелаге разбилось как минимум десять крупных кораблей. И в четырех случаях спасшиеся в результате трагедии проводили долгие месяцы на острове в надежде на заход случайного судна. Новозеландское правительство, обеспокоенное регулярностью трагедий, даже оборудовало на Окленде специальные склады с запасами еды и инструментов — как раз для таких случаев.

А «Генерал Грант» просто исчез вместе с десятками килограммов золота.

У энтузиастов его поиска есть несколько версий, почему это произошло.

Во-первых, выжившие могли договориться и дружно соврать о точном месте катастрофы, где происходили впоследствии поисковые экспедиции. Например, для того, чтобы их золото не подняли чужие люди.

Во-вторых, обломки корабля комбинацией отлива и течений могло утащить в открытый океан.

Третья версия считается самой достоверной. Местные скалы подверглись сильной эрозии и регулярно обрушиваются в воду. Выжившие сами рассказывали о падающих со свода пещеры обломках скал. Возможно, в результате последовавшего оползня и злополучный бриг, и его груз оказались завалены слоем горной породы.

При любом развитии событий шансы обнаружить погибший корабль крайне невелики. Даже если желающие отыскать сокровища «Генерала Гранта» снова найдутся.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by