«Если вы когда-нибудь их встретите — бегите». Белорусы доверились кухонщикам с «честными ценами» и потеряли тысячи рублей

12 ноября 2024 в 8:00

«Работаем по всей стране, честные цены в рублях, бесплатный 3D-проект». Такими обещаниями завлекала клиентов одна из компаний по изготовлению мебели. Что тут говорить: когда конкуренция на рынке высока, приходится искать свои фишки. Правда, для некоторых белорусов все эти «маркетинговые клятвы» оказались не более чем пустой болтовней. Отдав кухонщикам немалые суммы в качестве предоплаты, люди остались и без денег, и без мебели. Даже выигранные суды не изменили ситуацию. При этом речь идет не о пяти и даже не о десяти недовольных клиентах. В двух независимых друг от друга группах пострадавших собралось около 60 человек. Даже если представить, что вступали в сообщества люди «попарно», все равно получается немало.

Дополнено

Благодаря читателям нам также удалось узнать, что с 5 ноября нынешнего года фирма сменила название. ООО «КухниПламадеала» превратилось в ООО «Кухни Атмосфера». Жизнь с чистого листа?

Кухня в новостройку

Сергей и Татьяна — одни из тысяч новоселов «Минск-Мира». Как обладателей квартиры-«полуфабриката», их могли поджидать какие угодно проблемы во время ремонта. Однако с непреодолимыми трудностями супруги столкнулись только тогда, когда, казалось, все самое худшее и пыльное осталось уже позади.

Мечтая поскорее заехать в новую квартиру, минчане стали искать толковых кухонщиков. Запросы отправляли не во Вселенную, а прямиком в Instagram. Там им и выпала страничка под названием ideal.kuhni_by (ООО «КухниПламадеала» по договору).

— Наше общение началось очень живо, — вспоминает Сергей. — Сотрудница компании всегда была на связи, отвечала на вопросы, уточняла детали. С ходу набросала проект, который соответствовал нашим пожеланиям. Казалось, мы наконец попали на профессионалов (до этого успели пообщаться еще с тремя или четырьмя организациями, но они отвечали очень долго и сухо).

К слову, компания «КухниПламадеала» совсем не демпинговала — разница в цене с другими потенциальными исполнителями была копеечная.

И так как менеджер пообещала, что все будет выполнено качественно и в срок, мы решили уже не искать ничего другого: пусть делают. Отзывы почему-то гуглить не стали. Видимо, настолько были уверены.

Договор на изготовление кухни стороны подписали больше года назад, 20 августа 2023-го. Угловой гарнитур под потолок и с фасадами из МДФ исполнитель оценил в 6923 рубля. На изготовление заказа взял от 45 до 70 рабочих (!) дней.

— Сроки они, конечно, обозначили немалые, — продолжает Сергей. — Но мы решили, что это для подстраховки: сейчас такое время, что все что угодно может пойти не по плану. Подождем мы этих три месяца, раз такая ситуация. Со спокойной душой отдали предоплату — почти 3500 рублей. И принялись ждать, ведь от нас уже ничего не зависело.

До истечения оговоренных 70 рабочих дней супруги ни о чем не переживали. И их терпение было вознаграждено: сообщение о том, что мебель готова, все-таки пришло. Звонок от нового сотрудника компании прозвучал на излете указанного срока. Оставалось только договориться о дне, когда привезут кухню.

— Так как по работе мы находимся в Гомельской области, решили, что надо еще раз созвониться, все уточнить, чтобы не ехать зря 370 километров. Набрали менеджера, через которую оформляли заказ, а она говорит, что уже не работает в этой фирме и вообще там «сплошной бардак, сплошные жалобы». Стали выяснять дальше, и оказалось, что нашей кухни и в помине нет.

Руководство фирмы (это супруги Ольга и Эдуард) уговорило нас еще чуть-чуть подождать. Сначала разговор был вежливый, а потом на все наши претензии нам стали отвечать, мол, что-то не нравится — расторгайте договор.

Я попросил вернуть деньги. В марте уже этого года меня заверили, что все будет сделано, но, естественно, никакие средства мне на счет не поступили. Еще и виноватым меня сделали: мол, отказался от мебели (когда все сроки вышли) и чем-то недоволен, — показывает переписку минчанин.


Когда стало очевидно, что что-то тут не так, Сергей начал читать отзывы и искать других пострадавших. Оказалось, он далеко не единственный: проклятия кухонщикам шлют из разных концов страны. В «профильной» группе в мессенджере собралось 19 человек.

— Сообща и поодиночке мы обращались в милицию, консультировались со специалистами общества защиты прав потребителей, ходили в суд (в итоге пошли на мировую). Но толку от этого нет — все осталось на своих местах: ни денег, ни кухни. Возврат средств в судебном порядке? Перед нами полтора десятка таких же недовольных клиентов (если уже не больше), так что вряд ли мы чего-то дождемся. Удивляет только одно: как так можно вести дела и оставаться безнаказанным?

Даже если с каждого они взяли по $1000 в качестве предоплаты, это уже какие деньги получаются! И ведь не мошенничество — честный бизнес!

А если по 20 рублей в месяц кому-то перечисляешь, так вообще порядочный человек. Ну хоть после всех наших разборок вроде как сделали директора компании невыездным из страны. Хотя для нас это ничего не меняет.

Самое интересное, что даже после всех этих проблем — невыполненных заказов, судов, невыплаченных денег — они продолжали брать заказы. Мы специально звонили с «левого» номера, так они были готовы тут же выехать — только дай адрес, — удивляется Сергей.

«Сама позвонила, приехала в Логойск»

Поднимая тему специфической работы ООО «КухниПламадеала», Сергей предупреждал: «Они катаются по всей стране — заказы берут из любых городов и деревень». Это, в общем-то, не новость: захочешь заработать — будешь крутиться. Главное же, чтобы результат был. Километраж вторичен.

Мария живет в Логойске. Ее сотрудничество с кухонщиками началось в июне 2023 года на позитивной ноте: компания была готова взяться за «нетипичный случай».

— За пару месяцев до получения ключей от квартиры я начала искать, где можно заказать кухню. Проект предполагался непростой — изготовителю предстояло «поиграться» со стеклом. Браться за это хотел не каждый. Куда бы я ни звонила — отказывали. А тут — полная готовность. На тот момент директором ООО «КухниПламадеала» была Ольга. Она же и убедила меня, что ее компании все по плечу.

Правда, по непонятной мне причине наша с ней переписка в мессенджере пропала, названия фирмы я не помнила, поэтому общение прекратилось.

Однако месяца через полтора Ольга сама набрала меня и напомнила о себе. Мол, мы все еще готовы взяться за ваш заказ.

Помню, что обрадовалась — какие молодцы, помнят о клиентах. Договорились о визите, чтобы все обсудить и сделать замеры. Встреча прошла отлично, мы заключили договор. Изготовить кухню обещали за 60 рабочих дней. Оценили ее в 9900 рублей, в качестве предоплаты мы передали 4395 рублей, — делится девушка.

Заказчики со своей стороны попросили кухонщиков подготовить план для разводки электрики: где и на какой высоте будет находиться вся бытовая техника. Проекта пришлось ждать долго, да и тот, по словам Марии, оказался с ошибками. Благо они серьезно не повлияли на конечный результат.

— Каждый раз, когда я пыталась связаться с Ольгой или ее супругом, чтобы решить вопросы по кухне, они сбрасывали звонок. А потом писали в Viber (этот момент отмечают и другие клиенты компании. — Прим. Onlíner). Видимо, в переписке легче сообщать неприятные новости.

В общем, когда я в очередной раз поинтересовалась сроками изготовления кухни, то узнала, что все якобы уже готово, но обнаружился брак на фасадах. Надо переделывать. Потом у них заболел мастер, за ним — инженер. После — ребенок Ольги. И так до бесконечности. Пригрозила, что обращусь в суд. В ответ услышала просьбу дать шанс все доделать, — вспоминает этапы сотрудничества Мария.

После долгих споров и препирательств девушка получила часть кухни. Самую дешевую часть — каркас и столешницу (не свою, к слову). Таскать эти «елки-палки» пришлось всей семьей, так как водитель приехал без грузчиков.

— Во время сборки кухни выяснилось, что часть шкафчиков не наша — это куски какого-то другого проекта! Пришлось еще несколько раз договариваться о доставке и принимать доски, чтобы в итоге получился наш заказ.

Но ведь самое главное — это фасады. Примерно месяц нам обещали их довезти, кормя завтраками: «будем в среду», «приедем в пятницу», «точно в следующий четверг».

Конечно, ничего так и не привезли… Но в качестве компенсации пообещали сделать шкаф. Сами понимаете, чем закончилась и эта затея, — говорит Мария.

Устав ждать и не согласившись подписать «доп» к договору о продлении сроков, девушка пошла в суд. После нескольких заседаний на свет родилось мировое соглашение: в течение двух месяцев изготовитель возвращает заказчику деньги, а заказчик изготовителю — мебель (если это так можно назвать). Но чуда не случилось, а у судебных исполнителей Мария узнала, что она далеко не одна такая, ждущая денег от ООО «КухниПламадеала».

— Позже, когда я нашла других пострадавших, выяснилось, что в то время, когда у меня шел суд с этими кухонщиками, они как раз заключили договор с одним из моих соседей. И не побоялись же! Сосед, к слову, даже каркаса кухни не дождался. То есть мне еще повезло.

Не хотелось оставлять это дело просто так. Поэтому я съездила на прием в ГУВД. Там информацию приняли, связали нас с РУВД Ленинского района, куда ранее обращались пострадавшие. Но пока никаких подвижек — только отказы. Почему-то все слова Ольги, что кухни были изготовлены, поставлены и так далее, принимаются на веру. Но я это так не оставлю, продолжу бороться за правду. Вернуть деньги, конечно, вряд ли получится, но наказать их по закону просто необходимо, — по-боевому настроена девушка.

Отдал 13 000 рублей, взамен — только доски

Пути Вадима и компании «КухниПламадеала» пересеклись в марте этого года. Свой выбор именно на этой организации молодой человек остановил из-за расторопности и исполнительности сотрудников. Весной ремонт в квартире минчанина был в самом разгаре и срочно требовался план по разводке электрики на кухне. Оперативно составить его согласились в «КухниПламадеале». Правда, сроки затянули, а в схеме допустили немало ошибок, но кто ж мог знать заранее…

— Я присматривался к нескольким компаниям — контекстная реклама подкидывала варианты. Но раньше всех справиться с задачей пообещали именно Ольга и Эдуард. Поэтому решил сотрудничать с ними. Так как с самого начала все шло вроде как неплохо — знакомство, процесс общения, выезд на замер, — решил, что шкафы тоже закажу у них, — озвучивает события недавнего прошлого молодой человек.

К ремонту Вадим подошел с душой и размахом: квартира не старая, 2015 года постройки, хотелось сделать ее максимально удобной и современной. Поэтому и на кухню минчанин не пожалел денег: планировал установить угловой гарнитур с эффектной стеклянной витриной.

— За все мне насчитали 13 100 рублей, выписали счет-фактуру. И по указанным в ней данным я перечислил всю сумму сразу — специально брал кредит в банке. Если бы еще 2000—3000 рублей, как большинство других клиентов, то еще ладно. Но я отдал в разы больше, — переживает молодой человек.

Изготовить кухню Вадиму пообещали за два месяца. Еще один месяц он готов был простить мебельщикам — мало ли что бывает. Но когда пошел четвертый, пятый, шестой...


— Постоянно пытался узнать, когда же будет готова моя мебель. Получал какие-то невнятные отписки, а потом Ольга и вовсе сообщила, что она уже больше не директор, эту должность занял Эдуард. Но мне-то какая разница, мне нужен результат. От Эдуарда тоже никакой конкретики не было, однако и от исполнения обязательств он не отказывался — обещал, что все будет, вот только неизвестно когда, — описывает манеру общения мебельщиков минчанин.

Вадиму повезло: в середине осени ему все-таки доставили кухню. Ну как кухню — доски, которых, подозреваем, не хватит, чтобы собрать весь гарнитур.

— Такую щедрость объясняю тем, что я очень много писал в группе, мотивировал других не сдаваться, отстаивать свои права, — говорит молодой человек, организовавший вторую, более многочисленную группу недовольных клиентов. — Нас собралось 48 человек. Подозреваю, что и представители «КухниПламадеалы» там есть «под прикрытием». Добавляли мы людей по фото договора, так что им ничего не стоило попасть в наше сообщество и вживую отслеживать настроения. Возможно, чтобы успокоить меня, эти доски и были привезены.

К слову, за все это время группу покинули только три или четыре человека. Видимо, им все-таки удалось вернуть деньги или заполучить кухню.

Как и другие клиенты компании, Вадим обращался в правоохранительные органы. После проверки состав преступления в действиях ООО «КухниПламадеала» обнаружен не был. Молодой человек надеется, что после придания ситуации огласке оценка деятельности (точнее, бездеятельности) кухонщиков изменится.

На возбуждение уголовного дела рассчитывает и Татьяна из Сморгони. Ей кухню установили, но такую, что вскоре пришлось идти в суд: «Все фасады в сколах, один фасад вообще не подошел по размеру и его не установили, доводчики перестали работать на второй день». Дело девушка предсказуемо выиграла и вот уже с августа ждет замены фасадов и выплаты 800 рублей.


Людмила, так же, как и Вадим, заключившая договор в марте 2024-го, до сих пор сидит ни с чем. Деньги — $1000 по курсу — отдала, а взамен получила только отговорки. «То у них не хватает монтажников, то сломался станок, то кухня в изготовлении сложная оказалась (хотя что там сложного — она прямая, обыкновенная). Заказчики подают в суд, кто-то обращается в милицию, а этим товарищам все ни по чем. Так что если когда-нибудь они вам попадутся на пути — бегите. Иначе просто потратите свои деньги, нервы и время», — уверена девушка.

А мебельщики что думают?

Будет несправедливо сказать, что компания «КухниПламадеала» совсем уж ничего не делала. На «отзовиках» есть и очень теплые слова в их адрес. Правда, в меньшинстве. Как так получилось и почему немалая часть заказов осталась лишь на бумаге, мы решили уточнить у руководства. Пообщаться с Onlíner согласилась Ольга — дизайнер и бывший директор компании.

Минчанка рассказала, что около 19 лет работала дизайнером кухонной мебели. В итоге в мае 2023 года решила вместе с супругом открыть свою компанию. Ольга признается, что, видимо, не рассчитала силы и «слишком много на себя взвалила»: дизайн, выезды на объекты, контроль производства. Мол, не имея опыта в бизнесе, не смогла все предугадать, а еще слишком доверяла партнерам. Так, именно подрядчик, который делал распил, и запустил череду неудач.

— Когда мы открылись, «пилились» на знакомом производстве, директору которого я полностью доверяла. А оказалось, он на нас просто наживался. Вопросы по качеству распила возникали регулярно. Да, дефекты они исправляли, но клиенты оставались недовольны — из-за переноса сроков или обнаружения дефектов. В итоге люди обращались в суд, требовали возврата денег и выплаты компенсации. Мы уходили в минус, образовывался «хвост».

Получается, наша вина: не проконтролировали, отдали деньги и просто ждали результат. А надо было за всем смотреть. Но сейчас мы уже сменили подрядчика и такие проблемы больше не возникают, — объясняет Ольга.

По словам минчанки, первым проблемным клиентом стал Александр, который представился как бывший прокурор. Еще на этапе подписания договора мужчина пригрозил, что знает, как наказать фирму, если вдруг что-то пойдет не так. И «не так» случилось.

— У него была дорогая кухня с фасадами из массива. Возникли вопросы по качеству. Мы заверили, что все переделаем, что уже нашли другого подрядчика. Но Александр не стал ждать: написал претензию и потребовал возврата средств. Параллельно стал создавать группы, писать везде плохие комментарии и отзывы, агитировать других клиентов жаловаться на мошенничество с нашей стороны. В итоге мы вернули ему стоимость кухни и еще 3500 рублей перечислили в качестве компенсации. Но он не останавливается, продолжает писать во все инстанции.

Еще один человек, который развернул активную работу, — Вадим. Ему кухня уже доставлена, о чем многие, кто состоит в созданной им группе, подозреваю, даже не знают. Да, монтажник пока не приехал. Но Эдуард уже три недели находится в больнице в тяжелом состоянии. Это не отговорка, информацию проверили правоохранительные органы.

Вадим же продолжает всех подбивать на иски, коллективные обращения. Связывается с людьми, у которых даже не нарушены сроки, и говорит, что они ничего от нас не дождутся. В итоге все это превращается в снежный ком: мы не можем работать из-за того, что люди сначала заключают договоры, а потом отказываются. Вот представьте: мы закупаем материалы, фурнитуру, заказываем распил, а люди уходят. Мы теряем деньги. Нам не дают работать, это какая-то травля. Душат со всех сторон.

При этом мы стараемся исполнять свои обязательства: те, кто получает деньги (что-то мы перечисляем сами, что-то распределяет ОПИ) или кухни, просто тихо удаляются из группы.

Нас постоянно проверяют, даже прокурорская проверка была: ничего не нашли. Специалисты видели все накладные, видели кухни, от которых заказчики отказались. Видели, что мы вложили своих средств больше, чем получили от заказчиков. Мы открыты, ни от кого не скрываемся, выходим на связь и от своих обязательств не отказываемся. Нам просто нужно время и спокойная обстановка, чтобы все завершить. К сожалению, репутация у компании уже никакая, — переживает дизайнер.

По прикидкам Ольги, проблемных клиентов на сегодня человек 15—20. То, что в группе собралось порядка шести десятков, девушка объясняет «парностью»: пообщаться с единомышленниками приходят, как правило, сразу муж и жена. А еще не всегда удаляются заказчики, с которыми вопросы уже решены.

— У вас не было мысли остановиться, закрыть все «хвосты» и уже только после этого браться за новые заказы?

— Были, но, как нам объяснили, если мы перестанем работать, попадем в категорию мошенников.

— Существует ли план, как вырулить из сложившейся ситуации?

— Планируем продолжать работать, если нам дадут. Обратились за помощью. Ищем сейчас инвестора. Также пробуем взять кредит в банке, чтобы со всеми рассчитаться. Наша мысль простая: дайте нам работать и получите свои деньги. У нас нет квартир-машин, мы не ездим на Мальдивы. Повторюсь, своих денег мы вложили больше, чем взяли с клиентов, — заверяет Ольга.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by