Спецпроект

«Люблю тратить деньги, а не копить». Почему не все стремятся купить собственное жилье, а выбирают снимать чужое

Автор: Вероника Уласевич. Фото: Анна Иванова, Александр Ружечка. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
31 октября 2024 в 8:00

Евгения и Дмитрий переехали в дом под Минском в августе: дети пошли в школу, семье понадобилось больше места. До этого они шесть лет арендовали другой дом — на окраине столицы. О собственном жилье семейная пара не задумывается: говорит, куда проще вырастить детей на съемных метрах, доработать до пенсии, а потом вернуться в родные места и жить «на земле». Или купить дом на колесах — и путешествовать по миру. В рамках совместного с Dreame проекта побывали в гостях у тех, кто не мечтает о своих «квадратах», и обсудили с экспертом, почему большинство белорусов стремятся к приобретению жилья любой ценой, пока европейцы десятилетиями живут в съемных квартирах — и счастливы.

Продали бизнес в регионе и переехали в Минск

Кошке Нюше 15 лет, и за свою долгую кошачью жизнь она пережила большое количество переездов.

Сначала семья жила у родителей Дмитрия. Затем сменила дом и квартиру в Верхнедвинске, пока Евгения отрабатывала распределение после музучилища. Потом Ивановы — уже с двумя детьми — очутилась в Полоцке: там пожили в половине деревенского дома, часть которого досталась маме Евгении по наследству, и в съемной квартире. Затем переехали в Минск — и уже в столице сменили два дома.

Итого — семь переездов за 14 лет.

— С Димой мы познакомились во время учебы, на конкурсе вокалистов. Нам было по 19 лет. Дима поет плохо, а я хорошо, — смеется Евгения. — Родители мужа жили в двухэтажном квартирном доме сельского формата — там даже печка в квартире есть. У моих родителей была квартира, но в детстве мы часто ездили на дачу.

В результате пару всегда тянуло жить в доме. Все-таки больше пространства, в любой момент можно разжечь во дворе мангал и пожарить мясо, и соседей не слышно. А квартиры супруги называют «человейниками» и больше не планируют в них жить.

О собственном жилье пара никогда не задумывалась: жили себе и жили в мамином доме в Полоцке, пока не настало время что-то менять.

— У нас там были две маленькие комнатушки три на три метра, — рассказывает Евгения. — В одной дети, в другой мы. Тогда я работала мастером маникюра и педикюра и умудрялась там же принимать клиентов.

В 2018 году Евгения загорелась идеей отучиться на подолога в Минске. Так и сделала, а после курсов захотела работать по новой специальности, только вот в Полоцке это направление было совсем не развито. На то, чтобы закупить медоборудование и начать самой, не было денег.

— Я увидела объявление, что в студию, где проходила курсы, требуется подолог. И стала кататься на работу из Полоцка в Минск через каждые два дня, — вспоминает собеседница. — Вставала в четыре утра, собиралась и шла на маршрутку, домой возвращалась к двум часам ночи. Детей практически не видела, они были на Диме. И так — на протяжении года, пока совсем не выдохлась.

Когда Евгения почувствовала, что изнемогает от усталости, семья всерьез задумалась о переезде в Минск. Дмитрию пришлось продать бизнес (он скупал молоко у местных бабушек и сдавал на молокозавод) и заняться поиском дома в столице.

«Мы не знаем, что будет завтра с нами и с деньгами, которые откладываем на потом»

— Я продал бизнес и машину и купил бус, чтобы на новом месте заниматься грузоперевозками, — поддерживает разговор Дмитрий. — Жилье искали по объявлениям в интернете около месяца. В итоге нашли обычный деревянный дом в Дражне, недалеко от станции метро «Могилевская», и быстро переехали.

Выбирали по свежему ремонту и привлекательной цене — всего $250 в месяц. Минус был только один — проходной зал, где пришлось жить супругам (дети разместились в отдельной комнате).

Съехать решили, когда дети подросли и каждому потребовалась отдельное место для занятий.

— Наш новый дом в 20 километрах от Минска, в деревне в Смолевичском районе, владелец построил для себя. Сам он живет в доме на 400 «квадратов» — уже пять лет пытается его продать и не может, — рассказывают супруги. — Мы сразу предупредили, что планируем жить здесь долго (пока сын школу не закончит — точно). Заключили договор аренды на два года и планируем продлевать. Потом, возможно, переедем в домик поменьше.


За новый дом ребята платят $450 в месяц. Это примерно пятая часть общего дохода семьи. Супруги счастливы, что теперь у них есть отдельная комната. Дети собираются в школу на втором этаже и спускаются только поесть, у каждого из них сейчас тоже по своей комнате.

Жизнь за городом пару не ограничивает: добираются до работы они на машине, сами отвозят и привозят детей. Плюс сюда регулярно ходят маршрутки.

— Вообще, переезды нас совсем не напрягают, — признается Евгения. — Когда мы ехали в Минск, вещей было не много. Взяли с собой телевизор, стиралку, пылесос и ковер, а также личные вещи. Повезло, что был свой бус.

За это время в чужое жилье вкладываться никак не пришлось, помимо стоимости аренды. Единственное, в прежний дом мы купили большой диван — и затем забрали его сюда. Здесь мы ничего не хотим менять или переделывать.

Евгения и Дмитрий признаются: страха, что их в любой момент могут выселить из съемного дома, у них нет. Найти новое жилье не проблема: временно можно будет пожить в съемной квартире — их на рынке хоть отбавляй.


Знакомые удивляются: ну почему Ивановы не обзаводятся своим жильем?

— Свое жилье любой ценой — это пережитки советского общества, — считает Дмитрий. — Нас устраивает то, как мы живем.

Пара не понимает, зачем тратить жизнь на то, чтобы строить дом в кредит и постоянно его улучшать и дорабатывать. Ради чего себя так ущемлять, если можно жить на всем готовом и радоваться жизни? Максимум — косить траву, и все.

— Я ценю моменты здесь и сейчас. Как есть, так и живем, получая удовольствие от горящего камина или запаха плова, приготовленного прямо на костре, — делится Евгения. — Вообще, я люблю тратить деньги, а не копить. Мы не знаем, что будет завтра с нами и с деньгами, которые откладываем на потом.

Остаться без своего жилья на пенсии Ивановы тоже не боятся, хоть, признаются, пока не решили, чем займутся в старости. Может, уедут в Полоцк, купят домик в деревне и заведут кур либо приобретут дом на колесах и будут кататься по миру. В любом случае каждый из планов выглядит оптимистично даже без привязки к собственным «квадратам».


«За границей договор аренды подписывается сразу на три-четыре года»

Замначальника отдела консалтинга и аналитики агентства недвижимости «Твоя столица» Андрей Чернышев подчеркивает, что потребность в собственном жилье одинаково присутствует и у большинства белорусов, и у других европейцев. Правда, если в Беларуси люди задумываются о покупке жилья годам к 30, то в странах Западной Европы — лет на 10 позже.

Почему за границей никто не торопится?

1. В европейских странах больше возможностей для приобретения своего жилья:

— В Европе в принципе более доступны кредитные ресурсы — стоимость кредитов стартует буквально от нескольких процентов годовых. У нас с 2017 года они держатся на уровне 14—16% годовых, сейчас — 16—17% (и это считается доступным кредитованием). А когда-то в России ипотечные ставки поднялись до 10—12% — и люди их считали уже неподъемными. Все меняется.

По статистике, 30—33% покупателей на вторичном рынке берут кредиты. При покупке новостроек — еще больше.

2. Кредитование в европейских странах более стабильное (ставки все время находятся плюс-минус на одном уровне) и существует давно. В то время как белорусы хорошо помнят историю, когда в 2016 году ставки по кредитам были в среднем 36% годовых, а потом упали до 15—16%:

— Этот финансовый механизм заставил население активно покупать квартиры, пока вообще есть такая возможность.

3. Жители других европейских стран ставят на первое место самореализацию. А кредитование, по словам эксперта, они рассматривают не как возможность, а как некую кабалу:

— Поскольку у европейцев нет страха, что доступные кредиты исчезнут, то и спешить им некуда. На первое место они ставят работу: чем лучше работа — тем выше источник дохода. И, соответственно, больше возможностей в будущем приобрести недвижимость на любой вкус.

Кстати, сегодняшние низкие ставки по ипотеке в России — в среднем 5—6% для семей и специалистов — вызвали тенденцию к тому, что люди там тоже не спешат кредитоваться и покупать жилье.

4. Открытое европейское пространство способствует тому, чтобы не привязываться к одному месту:

— Как ни крути, отсутствие границ дает больше возможностей в плане работы и построения карьеры. Условно говоря, человек может жить в Чехии, а работать на немецкую компанию или найти новое место работы в другой стране и сразу же переехать.

5. За границей распространена практика, при которой компания компенсирует часть затрат на аренду квартиры. Почему бы не воспользоваться такой возможностью?

6. Формат долгосрочной аренды в Европе более стабильный для арендаторов, нежели у нас:

— Договор аренды подписывается сразу на три-четыре года. Арендодатель не может прийти и сказать: «Извини, у меня родственница приехала, давай будем сворачиваться». Там не допустимы неожиданные визиты собственника. Но и на квартиросъемщиков, в свою очередь, ложится высокая ответственность — за поддержание жилья в достойном состоянии.

«Аренда квартиры в Беларуси — это жизнь на чемоданах»

Эксперт уверен, что у нас жилая недвижимость как покупалась, так и будет покупаться, несмотря на поднявшиеся ставки по кредитам, выросший доллар и отмену льгот для покупателей из регионов в случае приобретения жилья в Минске.

Да, все это, безусловно, влияет на покупательскую способность, но рынок никуда не денется.

По статистике, продажи лишь растут. Если в 2019 году в Минске было продано 13 000 квартир на вторичном рынке, то в 2021-м (когда появились кредиты на вторичку) уже 14 500.

В 2020 году была просадка из-за пандемии.

Дальше — больше. В 2022 году продали уже 16 000 квартир, в 2023-м — 18 000. В этом — уже 15 000, а ведь еще не конец года.

— У нас такой менталитет: жилье становится одной из базовых первичных ценностей. Саморазвитие — это, конечно, хорошо, и белорусы им тоже занимаются, но потребность в своем доме незыблема. Плюс расходы на аренду, — говорит Андрей. — Если в месяц за аренду квартиры отдавать хотя бы $250, то за год набежит почти $3000. Когда люди проводят эти подсчеты, они думают, что лучше отдавать кредит банку за собственную квартиру, чем платить деньги неизвестно кому.

Эксперт убежден, что белорусы в большинстве случаев арендуют квартиры не потому, что им так удобно, а скорее вынужденно: потому что пока нет возможности купить, даже в кредит.

— В существующей культуре аренды есть рамки: ты зависишь от собственника, не можешь сделать ремонт под себя, ограничен в сроке проживания. По сути, аренда квартиры в Беларуси — это жизнь на чемоданах. Поэтому мы и приходим к необходимости приобретения собственного жилья, даже если пока нет семьи, — добавляет собеседник.

Тем же, кто предпочитает длительную аренду, Андрей советует все детали проживания обговорить с собственником «на берегу» и прописать их в договоре: зафиксировать состояние квартиры, обсудить возможность косметических ремонтов, выяснить, кто решает какие-то непредсказуемые ситуации типа поломки стиралки или водопроводного крана, договориться, может ли арендодатель периодически проверять жилье, как и когда перечисляются арендные платежи и за какой срок стороны должны уведомить друг друга о желании расторгнуть договор.


Партнер проекта — «АйТи Дистрибуция»

Dreame H14 Dual — это беспроводной пылесос «5 в 1» для сухой и влажной уборки с системой самоочистки одним кликом.

С мгновенным переключением с режима мытья полов на сухую уборку, с возможностью раскладывания конструкции на 180° и с мощностью всасывания 18 кПа, он идеально подходит для уборки даже в труднодоступных местах.

Очистка щетки горячей водой и ее сушка горячим воздухом за 5 минут обеспечивают гигиеничность.

Интеллектуальная система управления через приложение позволяет оптимизировать расход чистящего средства для эффективной уборки.

Dreame H14 Dual в Каталоге Onlíner.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «АйТи Дистрибуция», УНП 192275365.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by