Небоскреб высотой в километр строился со скандалами и превратился в заброшку. Сейчас его решили завершить

Автор: darriuss. Фото: открытые источники
32 552
17 октября 2024 в 8:00
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

«Мы вернулись». Именно такое сообщение написал в социальной сети Х (бывший Twitter) принц Альвалид бин Талал в начале октября. Некогда богатейший человек Саудовской Аравии с состоянием в $40 миллиардов, десять лет назад он начал реализацию своего главного проекта. На побережье Красного моря должна была появиться башня невиданной высоты, первое здание в истории Земли, которое достигло бы отметки в 1 километр. Учитывая репутацию инвестора, ничто не предвещало проблем, но с тех пор небоскреб превратился в долгострой, фактически заброшку, а автор идеи не по собственной воле, судя по всему, растерял значительную часть своих миллиардов и провел некоторое время в заточении. Однако сейчас, похоже, у объекта появился второй шанс, а значит, велика вероятность, что к 2028 году дубайская «Бурдж-Халифа», высочайшее сооружение планеты, будет свергнута с вершины пьедестала. Разбираемся в непростых перипетиях создания Jeddah Tower.

Сказочная Джидда

Начать необходимо с вопросов географии. Саудовская Аравия, страна, на территории которой находятся Мекка и Медина, величайшие святыни мусульманского мира, лишь недавно начала по-настоящему открываться внешнему миру. Количество обычных туристов, приезжающих сюда не с паломническими целями, а движимые праздным любопытством, пока еще невелико, а потому большинство жителей Земли плохо представляют себе, есть ли в принципе там достопримечательности.

Есть, и Джидда в этом смысле находится в авангарде саудовских городов.

Ее исторический центр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а значит, относится к числу особо значимых архитектурных памятников человечества. Так получилось неспроста. На протяжении долгих столетий, особенно до изобретения реактивной пассажирской авиации, именно Джидда, крупный саудовский порт на Красном море, была теми вратами, через которые в Аравийскую пустыню прибывали миллионы людей, совершающих хадж, паломничество в Мекку и Медину, местам рождения и смерти пророка Мухаммеда. Это не могло не сказаться на развитии города, превратившегося сейчас в крупный мегаполис (второй по населению в стране с почти четырьмя миллионами жителей) и важный экономический центр Саудовской Аравии. Поэтому место расположения Jeddah Tower («Башня Джидды») отнюдь не случайно.

Новый центр

Расположение Джидды, однако, сдерживает развитие города. Он находится на довольно узкой пустынной полосе, ограниченной со стороны континента горной цепью Хиджаз. Масштабному строительству в нынешнем центре города мешает существующая плотная застройка, а потому, когда в первое десятилетие XXI века возник масштабный девелоперский проект по строительству нового высотного делового района Джидды, инвесторам ничего не оставалось, как использовать свободное пространство к северу от существующего города. Тем не менее площадка, находившаяся на берегу Красного моря, неподалеку от международного аэропорта мегаполиса, казалась удобной.

Проект получил название сначала Kingdom City, а затем Jeddah Economic City («Экономический город Джидды»).

На этой территории решили построить более пяти миллионов квадратных метров различных площадей: офисных, торговых и жилых. Стоимость идеи 15 лет назад оценивалась в $20 миллиардов, а ее центральным объектом амбициозно объявили высочайший небоскреб Земли. В то время в эксплуатацию как раз сдавалась 828-метровая «Бурдж-Халифа» в Дубае, что, возможно, дополнительно раззадорило инициаторов Jeddah Tower попытаться побить только что установленный рекорд.


Арабский Баффетт

Весь проект, и Jeddah Economic City вообще, и Jeddah Tower в частности, неотделим от личности центрального персонажа в группе инвесторов. Его зовут Аль-Валид бин Талал Аль Сауд, и это очень известная личность не только в саудовском, но и в мировом бизнесе. Фамилия Сауд говорит о том, что Аль-Валид бин Талал является членом королевской династии страны. Он принц, сын принца и внук первого короля Саудовского Аравии Абдул-Азиза. Нынешний король Салман (как и пять его предшественников) приходится ему дядей, а фактический руководитель государства наследный принц Мухаммед бин Салман — двоюродным братом.

Несмотря на свое высокое происхождение, в политическом руководстве королевством ныне 69-летний Аль-Валид никогда не принимал участия, предпочитая заниматься бизнесом.

Понятно, что стартовые условия у него были очень хорошие, но во многом его можно назвать селфмейд-предпринимателем, человеком, который заработал свои миллиарды самостоятельно, а не благодаря эксплуатации нефтяной ренты. Взяв кредит на $300 тысяч в 24-летнем возрасте, бин Талал принялся крайне успешно преумножать этот капитал. В конечном счете он оказался крупным акционером целого ряда международных корпораций, включая Apple Inc, Motorola, News Corporation, AOL. За умение верно определять потенциал роста компаний его даже прозвали арабским Баффеттом, в честь самого успешного современного инвестора — американца Уоррена Баффетта.


Небоскреб высотой в милю

Первоначально центральный небоскреб Jeddah Economic City назывался Mile High Tower («Башня высотой в милю»). Действительно, оригинальные планы Аль-Валида бин Талала были еще более амбициозные и предполагали строительство здания, чья верхняя отметка находилась бы на уровне 1600 метров. Однако реальность оказалась прозаичнее. Геологические исследования выбранной площадки показали, что грунт в данном месте просто не выдержит башни такой высоты. Поэтому проект в 2008 году приостановили. К тому же сказался мировой финансовый кризис, в котором компания Kingdom Holding, объединявшая активы принца Аль-Валида, понесла серьезные потери.

Кстати, Джидду как место для столь масштабного объекта бин Талал выбрал еще и потому, что сам является ее уроженцем.

Реализация идеи позволила бы второму городу королевства составить прямую конкуренцию столичному Эр-Рияду. Но даже всего богатства Аль-Валида (а его состояние с 2007 по 2017 год выросло с 20 до 40 миллиардов долларов) в итоге не хватило на то, чтобы приступить к строительству в одиночку. Ему принадлежит лишь треть проекта. Вторая треть оказалась у девелоперской компании из Джидды Abrar, а третья разделена пополам между еще одним крупным застройщиком Al Nahla Group и строительной компанией Binladin Group.

Инженерные вызовы

Любые сверхвысокие небоскребы представляют собой инженерные шедевры, и Jeddah Tower, пусть и в ужатом до километра виде, исключением не стала. Архитекторам предстояло решить вопрос с осадкой такой массивной структуры, ее сопротивлением ветровым нагрузкам, которые с учетом высоты должны были быть весьма серьезными, а также организовать инженерные сети и транспортную систему комплекса.

Обслуживание масштабной башни потребовало бы установки огромного количества лифтов, что снижало бы полезную площадь небоскреба.

Успешное решение этих проблем требовало крайне квалифицированного специалиста на роль главного архитектора. Аль-Валид не стал изобретать велосипед, а предпочел пойти по самому легкому пути. Творческий конкурс, конечно, провели, но его итог во многом оказался предопределен: победителем в 2010 году объявили американца Эдриана Смита, совладельца чикагского бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture. Почему его? До основания собственной практики Смит более 20 лет работал в крупной архитектурной компании Skidmore, Owings and Merrill и именно как ее партнер делал проект «Бурдж-Халифа». То есть он на собственном опыте знал все болячки, возникающие при сооружении супервысоких башен, сложности, появляющиеся при их эксплуатации, и пути ликвидации всех этих недостатков.


Трилистник

«Дизайн Jeddah Tower основан на символах Саудовской Аравии, но при этом смотрит в будущее, являясь технологически выразительным. Его стройная, слегка асимметричная масса напоминает новый рост пальмовых листьев, пробивающихся вверх из земли, — это образ новой жизни, возвещающей о будущем росте королевства», — так описали свою идею авторы проекта Эдриан Смит и Гордон Гилл.

«Геометрия башни, начинающаяся у основания в виде трилистника, а затем постепенно разделяющаяся у шпиля, связана с ветровыми характеристиками башни».

Действительно, как показал опыт высотного строительства, именно форма трилистника является самой устойчивой, позволяющей сократить колебания здания от порывов ветра до минимума и сделать приемлемыми условия жизни и работы на верхних этажах небоскреба. Дополнительно снизить ветровую нагрузку помогает форма фасадов, обеспечивающая наилучшие аэродинамические характеристики. Правда, архитектурные критики сразу же отметили крайнюю схожесть предложенного образа с первой земной высоткой в милю высотой, проект которой под названием Illinois еще в 1956 году предложил для Чикаго выдающийся американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Тогда решимости построить столь дерзкое сооружение не хватило, но в итоге к идее вернулись уже в другое время и в другом месте.


Начало мегастройки

Официально строительство нового высочайшего здания мира началось 1 апреля 2013 года. Нестабильность почв на площадке потребовала серьезной подготовки. Сваи забивались на глубину до 160 метров, пока не упирались в скальное основание, которое должно обеспечить стабильность всей структуре. Главным подрядчиком выбрали одного из инвестиционных партнеров проекта — компанию Binladin Group. По ее названию понятно, что принадлежала она семье, выходцем из которой был известный международный террорист Усама бин Ладен. На недоуменные вопросы общественности представители инвесторов отвечали, что подрядчик просто является крупнейшей компанией в своей сфере на Ближнем Востоке, давно открестившейся от связей со своим бывшим акционером.

В момент презентации Jeddah Tower было объявлено, что башню возведут за 63 месяца, то есть чуть больше чем за пять лет.

Причем запланированный бюджет составил $1,2 миллиарда, что было даже меньше, чем потратили на «Бурдж-Халифу», несмотря на ее более скромные размеры. Уже на этом этапе некоторые эксперты рынка скептически оценивали как сроки, так и ориентировочную стоимость небоскреба. Однако работы, финансируемые уважаемыми и очень обеспеченными инвесторами, действительно шли довольно быстро, хотя и выбивались из графика. К концу 2017-го высотку довели до уровня примерно 250 метров, однако затем в работах наступила долгая пауза.

Коррупционные чистки

Причина остановки носила не финансовый или инженерный характер, а оказалась из разряда тех, предугадать которые, вероятно, никто бы не смог: 4 ноября 2017 года в Саудовской Аравии прошли массовые задержания многих членов королевской семьи, чиновников и очень крупных бизнесменов. Сотни человек, включая и Абдул-Валида бин Талала Аль Сауда, и главу Binladin Group Бакра бин Ладена, посадили под домашний арест в роскошную гостиницу Ritz-Carlton в Эр-Рияде.

Официальной причиной такой акции стали коррупционные обвинения, выдвинутые саудовским правительством в адрес подозреваемых.

Среди неофициальных причин эксперты по аравийской политике называли стремление принца Мухаммеда бин Салмана укрепить свою власть и статус единственного наследника своего отца, правящего короля Салмана. Принц Аль-Валид вышел на свободу спустя три месяца, а бин Ладен — лишь спустя три года. Оба, по мнению источников в руководстве страны, заплатили за это огромные суммы. Или компенсировали нанесенный своей деятельностью ущерб, если говорить языком официальных лиц. Как бы то ни было, подобная неопределенность, незапланированные расходы, а затем и начавшаяся пандемия коронавируса, казалось, приговорили Jeddah Tower. Ее обрубок одиноко торчал в пустыне, а смонтированный на нем специально разработанный компанией Liebherr высочайший подъемный кран в мире угрюмо ржавел.

Новая жизнь

Пауза затянулась и выглядела уже не паузой, а концом этой несостоявшейся эпопеи. Однако осенью 2023 года про уже похороненный публикой небоскреб неожиданно вновь появились позитивные новости. На стройплощадке началось какое-то движение, выглядевшее оптимистично. Еще год спустя эти ожидания подтвердили и сами инвесторы. В начале октября 2024-го к башне снова съехались уважаемые лица, включая и принца бин Талала, а сам он написал в Х, что сооружение Jeddah Tower вновь возвращается в активную фазу.

Естественно, вынужденная пауза не могла не сказаться на проекте.

Согласно заявлению девелопера, бюджет небоскреба вырос, и теперь его стоимость превысит $2 миллиарда. В качестве срока ввода в эксплуатацию называется 2028 год. При этом сами застройщики признают, что башня в любом случае будет планово убыточной. Такие якорные объекты, и «Бурдж-Халифа» тому яркий пример, окупаются за счет роста стоимости окружающей земли и зданий, которые будут построены на ней. Окажутся ли надежды Аль-Валида бин Талала оправданными, покажет лишь время. До завершения мегастройки еще довольно далеко. Ясно лишь, что конкуренты тоже не сидели сложа руки, и даже в случае успешного окончания стройки в Джидде первенство Jeddah Tower в топе высочайших зданий мира под угрозой. В конце 2022 года в саудовской столице представили новый, еще более колоссальный проект, но уже для Эр-Рияда. Высота Rise Tower, проектирует которую британская студия Foster + Partners, должна составить уже 2 километра. Чем закончится эта гонка и закончится ли она вообще, узнаем в конце текущего десятилетия.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by