«Каждые полминуты слышим рев „турбины самолета“». Жильцы столичных пятиэтажек второе лето страдают от сильного шума

Автор: Виктория Завадская. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
13 595
23 сентября 2024 в 8:00

Два кирпичных дома, о которых пойдет речь, находятся не где-нибудь в зоне аэропорта, а в Центральном районе столицы, на улице Нововиленской, 21 (корпуса 1 и 2). Пятиэтажки удачно спрятались вдали от оживленных улиц, поэтому владельцы квартир в этих брежневках никогда не жаловались на шум. Все изменилось летом прошлого года, когда на кровле одного из корпусов РНПЦ «Мать и дитя», который стоит напротив домов, появился чиллер. По словам жильцов, с этого момента их жизнь превратилась в кошмар. Подробности этой истории — в нашем репортаже.


— Я живу на улице Нововиленской, 21 уже больше 50 лет, с момента постройки дома, — начинает рассказ Надежда. — Окна нашего дома выходят на тихую улочку, по которой машины почти не ездят. Летом прошлого года все изменилось: улица превратилась, как мы говорим, во взлетно-посадочную полосу. Каждый день с утра до вечера мы стали слышать громкий шум, который схож с работающими турбинами самолета. Чем жарче было на улице, тем громче становился звук. Открыть окно в квартире было невозможно. Чуть позже мы вычислили источник шума: это оказался чиллер, который установили на кровле корпуса РНПЦ «Мать и дитя», прямо напротив наших окон.


По словам Надежды, в прошлом году звук от оборудования был слышен только по будням. Чуть позже ситуация усугубилась: женщина говорит, что громкие звуки стали нарушать тишину в выходные дни, а иногда даже по ночам. При этом закрытые окна, утверждает Надежда, от шума не спасали.

— Жители нашего дома — люди мирные и терпеливые. Никто не хотел конфликтов. Мы спокойно стали обзванивать разные инстанции, в том числе РНПЦ «Мать и дитя», чтобы администрация заменила неисправное оборудование. Тогда мы были убеждены, что причина невыносимых звуков была именно в его поломке, — отмечает минчанка.

Одним из первых на жалобы отреагировал Центр гигиены и эпидемиологии Центрального района. Сотрудники госучреждения приехали и измерили звук в одной из квартир. По словам минчанки, результаты замеров показали превышение нормы допустимого уровня шума.

— Нам пришел документ, в котором было написано, что если к следующему лету нарушения не будут устранены, чиллер эксплуатироваться не будет, — говорит женщина.

Казалось, на этом историю можно было бы и закончить. Но весной этого года вместе с журавлями вернулся и громкий шум от чиллера на тихой улице Нововиленской.

— В один прекрасный день я просыпаюсь и слышу за окном знакомые звуки «взлета и посадки» самолетов. Думаю, ну как так? Вроде проблему за зиму обещали решить. Мы с соседями стали по-новому обзванивать все инстанции по кругу. В Центре гигиены и эпидемиологии Центрального района нам предложили еще раз провести замеры уровня шума. Но зачем, если рев от чиллера был и так отлично слышен? — недоумевает Надежда.


Тем не менее очередные замеры были организованы, а нарушения — повторно зафиксированы. За это время жильцы домов подготовили и отправили коллективные обращения в администрацию района.

— В июле я, как ответственная за коммуникацию с госорганами, получила несколько официальных ответов за подписью замминистра здравоохранения и зампредседателя Мингорисполкома, в которых было написано, что на основании предписания Центра гигиены и эпидемиологии Центрального района чиллер на кровле гинекологического корпуса с 19 июля этого года эксплуатироваться не будет, — продолжает женщина.


По словам Надежды, жильцы пятиэтажки выдохнули с облегчением и действительно забыли про шум на… месяц.

— Мы пожили в тишине буквально месяц: 19 августа конструкция на кровле больничного корпуса снова «проснулась». Соседи накинулись на меня с фразой «Надя, ты же говорила, что его больше не включат!» — эмоционально вспоминает минчанка и показывает видео, снятое в конце лета этого года.

Как утверждает Надежда, в первую очередь от этого звука страдают те, кто проводит будние дни дома, то есть люди преклонного возраста и мамы с маленькими детьми.

— На очередные жалобы на шум мы получили странные ответы. Оказывается, Центр гигиены и эпидемиологии Центрального района провел некий перерасчет времени работы чиллера и решил, что с 9 до 15 конструкция может работать и реветь на всю округу. У нас только один вопрос: на каком основании кто-то может поставить напротив наших окон шумную конструкцию, которая создает людям невыносимые условия для жизни? Нам говорят, что чиллер будет работать все будние дни, когда на улице выше плюс 15 градусов. То есть полгода мы должны это слушать и жить с закрытыми окнами. Почему конструкцию не поставили во внутреннем дворике больницы или не нашли других технических решений, чтобы устранить эту проблему? Таких «почему» у нас, жильцов домов, очень много. Ответа нам никто не дает, и, судя по всему, этот ад ждет нас и в следующем году, — возмущена женщина.


Мы встретили Наталью, еще одну жительницу дома по улице Нововиленской, 21, и она подтвердила проблему с шумом:

— Да, это продолжается второе лето. Если честно, уже начинаешь привыкать. Но у меня маленький ребенок, хочется тишины и спокойствия, а из-за чиллера мы про это забыли. Из-за гула ребенок может проснуться раньше положенного: оборудование начинает работать где-то в 8 утра. То есть фактически мы теряем час сна. Мне кажется, этот чиллер неисправен: не может рабочая конструкция издавать такие громкие звуки. Все гости, которые приходят к нам домой, сразу обращают внимание на этот шум и спрашивают, что это такое.

Местная жительница Светлана тоже мучается от шума чиллера второе лето и не раз обращалась в различные инстанции. Окна женщины смотрят как раз в сторону чиллера, который, по ее словам, гудит на всю улицу.


Заходим в еще один подъезд второго корпуса на Нововиленской, 21 и стучимся к Олегу. Мужчина живет в пятиэтажке с самого детства. Говорит, никогда не думал, что тихая улица Нововиленская сможет конкурировать по уровню шума со столичным аэропортом.

— Сколько здесь живу, никогда такого не было. У меня балкон смотрит на гинекологический корпус РНПЦ «Мать и дитя», где установлен чиллер. Жить под этим ревом летом просто невозможно. Я всегда держу балкон закрытым, чтобы не слышать его. Берегу нервы. Но ведь было очень жарко! Периодичность «рева турбины» в жару — от 15 секунд до минуты. На время затихает, потом снова ревет. И все время гудит, — вздыхает Олег.


Мы отправили запрос в администрацию Центрального района, РНПЦ «Мать и дитя», а также в Центр гигиены и эпидемиологии, чтобы прояснить ситуацию с шумом от чиллера на улице Нововиленской, 21. Вот как прокомментировали ситуацию в ЦГЭ Центрального района:

«В соответствии с заключением к протоколу №153 ВП. окг. измерений физических факторов от 27.08.2024, проведенных аккредитованной лабораторией государственного учреждения „Минский городской центр гигиены и эпидемиологии“, измеренные 26.08.2024 с 12:00 по 12:50 в одной из жилых комнат по ул. Нововиленской, д. 21, к. 2, в дневное время суток значения уровня шума от работы основных источников физических факторов (работа чиллера (совместно с кондиционерами К-1, К-3), установленного на кровле корпуса №3 блок Б (гинекологический) ГУ „Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»“,  за регламентируемый период, не превышают допустимый уровень, установленный гигиеническим нормативом „Показатели безопасности и безвредности шумового воздействия на человека“, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь».

Ответы от других госструктур опубликуем чуть позже.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by