«Сейчас я бы все сделал иначе». Хотел построить под Гродно стеклянный дом, но разочаровался

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова
25 июля 2024 в 8:00

Вертелишки могли бы остаться рядовым белорусским агрогородком, если бы не одно но. И это «но» зовут Сергеем. Несколько лет назад он решил построить здесь необычный дом, похожий на небоскреб. Конечно, не такой высокий, как в Дубае или Нью-Йорке, но зато свой, родной. Стеклянный коттедж сразу же привлек внимание людей: кто-то сравнивал его с секретной лабораторией, кто-то — с пристанищем масонов. Однако довести здание до ума владельцу так и не удалось. Мы поговорили с Сергеем и узнали, каких ошибок в проекте он хотел бы избежать и почему стройка заморозилась аж на два года.

Глядя на столь экстравагантное здание, волей-неволей представляешь его автора каким-нибудь чудаковатым ученым с вечно спутанными волосами и безумным взглядом. Но Сергей оказывается абсолютно обыкновенным мужчиной лет 60. Носит спортивные штаны и кепку, а не странный балахон, скромно улыбается… Так и не скажешь, что именно в его голове возникла идея построить на своем участке небоскреб.


Мужчина вырос в Московской области, в небольшом военном городке. Отучился в российской столице на инженера-механика, после чего его призвали в армию — в танковые войска под Гродно. После службы возвращаться назад не захотел: Вселенная разыграла козырную карту — любовь. Пришлось жениться.

— Мне тут понравилось: красивая природа, уютные маленькие домики, открытые и приветливые люди. Так и задержался на 40 лет, — вспоминает собеседник.


После армии Сергей устроился в колхоз — там пообещали быстро решить жилищный вопрос. Параллельно вместе с коллегой начал шабашить: находили по деревням клиентов, забивали багажник запчастями и приезжали чинить машины. В дальнейшем эта подработка превратилась в полноценный бизнес. Мужчина арендовал один гараж, затем второй, третий… Дело и пошло в гору.

— Сейчас я на пенсии. Решил, что пора заканчивать. Когда был молодой, были силы развивать бизнес. Теперь хочется подумать о чем-то другом.


О собственном коттедже мужчина мечтал всегда. Потихоньку копил деньги, а в 2016 году стал просматривать возможные варианты.

— Дом прямоугольной формы с треугольной крышей и маленьким окошком посередине, как на детских рисунках, меня не устраивал. Слишком скучно. Хотелось чего-то необычного, не как у всех. Каркасники, газосиликатные блоки, клееный брус — все эти технологии я сразу отбросил. Раньше я часто катался в Москву и каждый раз засматривался на стеклянные исполины «Москва-Сити». И однажды мне пришла мысль: а почему бы не создать нечто подобное на своем участке? Залез в интернет, начал читать, что же такое современный небоскреб. Оказалось, что это обычный металлический каркас с фасадным наружным остеклением. Такое сочетание материалов позволяет придавать зданиям необычную форму — из кирпича такое не сделаешь.


Тогда наш герой заинтересовался технологией, в основе которой лежат ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции). Чем-то она напоминает каркасное домостроение, но скелет здания собирается не из дерева, а из металлопрофиля. Последний пришлось заказывать на производстве в Смоленске.

— На заводе специальные станки раскатывают и сгибают оцинкованную сталь под необходимые параметры. Везут ее целыми вагонами прямо из Челябинска.

Но прежде чем заказывать материалы, нужно было разработать проект. Вдохновившись ступенчатым фасадом небоскреба Дональда Трампа в Нью-Йорке, Сергей самостоятельно набросал чертеж. Затем обратился в архитектурное бюро в Минске. Правда, справиться с непростой задачей специалисты так и не смогли.

— Тогда мне посоветовали компанию из Нижнего Новгорода, где за полгода мне полностью сделали проект. Когда на почту выслали документ с перечнем всех деталей, я был поражен их количеству — не меньше 200 составляющих! Общий вес — около 7 тонн.


Металлопрофиль доставили прямо на участок. Оставалось лишь собрать его, как детский конструктор Lego (только в тысячу раз больше). Сергей смонтировал свайный фундамент, после чего приступил к самому каркасу.


— Все детали пронумерованы, остается только понять, что и с чем соединять. Скрепляются они самоконтрящимися саморезами — по сути, на них и держится весь каркас.


Установка внешней коробки для будущего «небоскреба» заняла у мужчины около 3—4 месяцев. Все потому, что занимался он этим сам. Иногда помогал друг-строитель и несколько подсобных рабочих.

— Профессиональная бригада справилась бы с этим за пару недель. Но это стоило бы приличных денег, а я и так сильно потратился на проект и материалы.


Двухэтажный скелет предстояло остеклить. Для этого по периметру дома закрепили дюралевый фасадный профиль (он не подвержен воздействию атмосферных осадков, не гниет). Дальше — окна. Но вдруг возник нюанс.


— По проекту здесь нужно поставить фасадное стекло — оно очень прочное, выдерживает удар кувалды. Внутри обязательно должны быть воздушные прослойки, чтобы свести к минимуму теплопотери. Цена у таких окон достаточно высокая. А у меня на тот момент возникли проблемы с финансами, позволить себе дорогостоящие материалы я не мог. Тем более когда площадь остекления составляет около 200 «квадратов». Однако желание увидеть, как все это будет выглядеть, не давало покоя. Хотелось посмотреть, угадал ли я с экстерьером. И тогда я пошел на хитрость: заказал обыкновенное дешевое стекло толщиной 6 мм.


По задумке автора, часть остекления должна быть цветной и напоминать витражи. Ему хотелось, чтобы свет, проникающий в дом, был разных оттенков и создавал особенную атмосферу. Для этого Сергей наклеил на окна специальную пленку.

— Конечно, все это стекло нужно менять — это лишь черновой вариант. Может быть, потом его можно будет как-нибудь использовать внутри здания. Приватность пространства можно обеспечить за счет smart-стекла с регулировкой прозрачности. Или банально повесить жалюзи.


Ну а чтобы строение не перегревалось на солнце, его владелец придумал следующую систему: все жилые помещения нужно спрятать за вторым контуром — получится своеобразный дом в доме. Пространство между внешним остеклением и внутренней частью превратится в термос, который зимой будет удерживать тепло, а летом сохранять прохладу.


Плоская крыша коттеджа накрыта мягкой черепицей. Однако осадки все равно попадают внутрь, ведь часть дома остается «голой». Чтобы ее «приодеть», а заодно поставить двери, не хватает нескольких тысяч долларов в эквиваленте, но у Сергея этих денег нет. Поэтому объект застыл в промежуточном состоянии. Пока что сталь легко выдерживает вмешательства природы (мужчина утверждает, что гарантия на металлический каркас — около 50 лет), но как будет дальше, неизвестно.


Сейчас здание готово лишь на 30%. Работы внутри практически не начаты. По проекту, пол в стеклянном коттедже представляет собой стальной лист, который тоже крепится на саморезы. На него укладываются пенопласт, черновая стяжка и затем плитка или ламинат. Стены — это те же металлоконструкции, которые предстоит утеплить и обшить (например, гипсокартоном). Глухих перекрытий между этажами нет, а соединять их будут две лестницы. Одна находится в холодной зоне и служит для переноса грузов. Для простого перемещения по дому предусмотрена винтовая лестница в жилой части.




На первом этаже планировалась прихожая с выходом на веранду, кухня-гостиная, санузел. На втором — спальни, гардеробная. Площадь коттеджа составит около 60 «квадратов».



К зданию уже подведены коммуникации: электричество и вода. Отапливается оно с помощью котла, работающего на газовых баллонах. По документам «небоскреб» является обыкновенной хозпостройкой, так что проложить к ней газовую трубу или водопровод нельзя.

— Участок вместе с жилым домом мы делим с другим собственником. Сейчас рассматриваем вариант, чтобы кто-то из нас приобрел долю второго человека и стал единственным владельцем.


Стройка приостановилась в 2022 году. Все это время Сергей надеялся найти инвестора, который помог бы ему закончить столь необычный для Беларуси проект. Но этого пока не случилось.

— Много людей приезжали посмотреть. Один мужчина с интересом ходил вокруг, фотографировал. Потом говорит: «Страшно жене такое показывать». Я спросил: «Что, неужели все так плохо?» — «Да нет, заставит покупать», — ответил он. Правда, на связь потом так и не вышел. В интернете я получил много лайков, но их на хлеб не намажешь.




Если желающих вложиться в стройку не найдется, Сергей готов продать коттедж. По словам мужчины, здание легко можно разобрать и перевезти в другое место. Цена вопроса — $20 000 по курсу. Торг тоже возможен.

— На данный момент я считаю этот проект неудачным. Он стоит слишком дорого. Это был большой риск, и он не оправдал моих ожиданий. Если бы я возвел внутреннюю часть из обыкновенных стройматериалов (газосиликатных блоков или кирпича), вышло бы в два раза дешевле. Внешний контур можно было оставить прежним — из металлопрофиля и фасадного остекления. Получилась бы такая конфета с красивой оберткой. Жаль, что эта идея возникла в моей голове слишком поздно. Сейчас я бы все сделал иначе, — подытожил Сергей.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by