Минчанин складывает печки за $20 тысяч по курсу. Узнали, в чем секрет его ремесла

Автор: Виктория Завадская. Фото: Анна Иванова. Коллаж: Максим Тарналицкий
27 мая 2024 в 8:00

Есть такая работа — печки собирать. Звучит на первый взгляд заурядно. Но если изучить все тонкости этого дела, понимаешь: тут переплетены и мастерство, и искусство. Нашего героя зовут Сергей, он печник с огромным стажем. Раньше рисовал эскизы печей от руки, а теперь может легко сложить любую отопительную конструкцию по картинке. Не так давно Сергей узнал, что его дед после войны тоже собирал печки. Говорит, перенять его опыт, к сожалению, не удалось, зато получилось накопить свой собственный. О самом необычном заказе, первой печке и некоторых секретах этого ремесла читайте в нашем материале.

За первую печку получил всего $60 по курсу

Мы встретились с Сергеем под Минском, в сложенном из бруса деревенском домике, которому нынешние хозяева подарили новую жизнь. Они пристроили к нему веранду, отремонтировали, а теперь решили возвести внутри самую настоящую печку-камин с хлебной камерой «по-черному», где можно будет выпекать ароматные буханки на закваске.

Сергей складывает печи уже больше 30 лет, и тонкостей в этом ремесле, по его словам, хоть отбавляй: от точных расчетов будущей конструкции и подбора кирпича до особенностей его обработки и даже физической выносливости. Порой печникам приходится перетаскивать около трех тонн кирпичей, и даже такая увесистая ноша — не предел по нагрузкам.

В этой печи будут выпекать хлеб на закваске


К делу своей жизни Сергей пришел далеко не сразу. Забегая вперед, отметим, что он имеет 22 специальности, которые официально задокументированы на бумаге. Среди них фрезеровщик, каменщик, брокер. Также мужчина имеет звание мастера спорта по стрельбе из лука. Все свои навыки он в шутку переводит в разряд хобби, а настоящей профессией называет рыбалку. Говорит, с ранних лет увлечен этим делом и готов рассказывать о ловле рыбы часами.


— В эту сферу я попал, когда мне было 18 лет. Напросился подсобником к печнику, чтобы заработать немного денег. С этого все и началось, — вспоминает Сергей, складывая кирпич за кирпичом. — Вернулся из армии и начал искать себя. Работал на разных предприятиях, успел получить специальность в сфере экономики, а в 1996-м вернулся в печное ремесло и стал активнее набивать руку. Сначала работал с напарником, а спустя время, когда набрался опыта, открыл ИП и начал собирать печки самостоятельно.


Прежде чем всерьез заняться сбором печных отопительных конструкций, Сергей освоил специальность каменщика, а затем дополнительно окончил специальные курсы, чтобы стать лицензированным мастером этого дела. К слову, в то время таких специалистов в стране можно было пересчитать по пальцам одной руки.

— Для того чтобы получить лицензию, мне пришлось сдавать экзамены в МЧС и проходить сертификацию. Сегодня эту деятельность перевели в разряд ремесленничества — в связи с тем, что печки в наше время редко выполняют отопительную функцию в домах. Требования к специалистам чуть смягчились, но они все равно есть и их нужно придерживаться.


Свою первую отопительно-варочную печь (или, на языке мастеров, «шведку») минчанин возвел 11 сентября 2001 года. Как раз в тот день, когда рухнули башни-близнецы. Конструкция Сергея стоит до сих пор в одном из небольших частных домов Столбцовского района. Первый самостоятельный заказ принес печнику всего $60 по курсу и вошел в число самых дорогих воспоминаний.

— Раньше, когда я был молодой, в моих интересах было собрать печку максимально быстро, забрать деньги и взяться за следующий заказ. Однажды я установил свой собственный рекорд: за полтора месяца в трехэтажном коттедже собрал аж пять печей — два камина с изразцами, а остальные три из кирпича. Ну а сегодня мне некуда спешить: на один объект трачу в среднем неделю. Потом обязательно отдыхаю.


Аналогов такого камина больше нет в мире

Когда мы говорим про печь, наверняка у большинства в голове возникает картинка с традиционной русской печкой, которая осталась в воспоминаниях из детства. Как уточняет Сергей, это база. С нее все начиналось, однако со временем такого рода конструкции трансформировались в нечто большее.

— Сейчас редко заказывают традиционные печи с лежанкой: они съедают много пространства. Чаще люди просят собрать им классическую печку. В моей практике были такие заказы, аналогов которым больше нет в мире.

Один из них — печь из цельного камня и дерева. Реализовать такой проект, по словам Сергея, было нелегко, поскольку один только кусок камня весил полторы тонны.

— Дизайнер на бумаге нарисовал эскиз этого камина, а техническая реализация проекта была под моей ответственностью. Помню, камень был довольно массивный и тяжелый, его пришлось поднимать на второй этаж с помощью спецсредств. С ним пришлось повозиться, однако результат порадовал всех. За всю жизнь у меня было только пару таких заказов. Собрав их, я понял: нет предела совершенству даже в печном ремесле. Сегодня, конечно, такие конструкции — редкость, но тем не менее я получаю запросы от клиентов, которые хотят реализовать в домах нечто по-настоящему эффектное и редкое. И речь, как правило, идет об изразцовых печах.


В такой плитке каждый квадрат — искусство

Когда в дело вступают изразцы, обычная печка с легкой руки мастера может превратиться в настоящее произведение искусства. На изготовление конструкции, отделанной изразцовой плиткой, уходит, по словам Сергея, довольно много времени — в среднем полгода. Если говорить про стоимость такой печи, то цифры могут смело перешагнуть за $15 тысяч по курсу. К слову, это самый дорогой вид отделочных материалов в ремесле, который не уступает по цене мрамору и камню.

— Изготовление изразцов — довольно кропотливый процесс. Сперва скульптор вручную создает гипсовую форму, по которой в дальнейшем будет отливаться плитка. Это настоящее искусство — вылепить руками уникальную коллекцию образцов, учитывая все мельчайшие детали композиции. Этим занимаются другие мастера, я же работаю с уже готовой плиткой на финальном этапе отделки печи.


Печка с изразцами делается так же, как и классическая: сперва изготавливается основа из кирпича, затем конструкция вводится в эксплуатацию. Уже после этого мастер приступает к облицовке.


Иногда Сергею попадаются довольно редкие виды изразцов, срок жизни которых исчисляется десятками лет. Это настоящие сокровища и эксклюзив. Такую роскошь могут позволить себе немногие.


— Чаще я работаю с обычной изразцовой плиткой. Смотрится она не менее эффектно, особенно когда выполнена, например, в голландском стиле.


И действительно, каждый такой идеально выверенный квадратик можно разглядывать часами: здесь тебе и пасторальные пейзажи с ветряными мельницами, и воздушные парусники на лоне природы, и аутентичные домики — упрощенные картинки, словно сошедшие с полотен знаменитых мастеров живописи.

От печей к мангалам и тандырам

Заказы у Сергея расписаны до осени: несмотря на всеобщую газификацию, тренд на настоящие печки и камины у белорусов все еще есть. Одни мечтают готовить в них ароматную выпечку, другие просто хотят любоваться эстетикой огня. По словам печника, его заказы не ограничиваются созданием только этих двух конструкций: сегодня пользуются спросом мангальные комплексы, а иногда даже тандыры. Самый длинный мангал — на 9 метров — минчанин собрал в хозяйстве недалеко от Логойска.


— Сегодня технологий изготовления печей миллион. Реализовать можно абсолютно любой проект. Другое дело, что настоящих мастеров отыскать не так просто. Мне кажется, профессия печника будет жить еще долго. Я сам живу в квартире, но с большим удовольствием езжу за город в свой дом: там тоже есть печь. В конце концов, где еще мы сможем приготовить те самые ароматные блюда с дымком, вкус которых знаком нам из детства, — подытожил Сергей.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by