Скорее всего, вы даже не подозреваете о существовании китайского города Синьтан. А между тем велики шансы, что вы или кто-то из ваших знакомых ходите в сделанных там джинсах. Именно там, в агломерации Гуанчжоу, неподалеку от Гонконга находится крупнейший в мире центр производства изделий из денима, как еще называют джинсовую ткань. Тысячи фабрик, на которых работают десятки тысяч человек, способны производить сотни миллионов изделий ежегодно. Это основа благосостояния и города, и его жителей. Однако такая специализация принесла «джинсовой столице мира» немало экологических проблем, ведь производство такой одежды считается одним из самых вредных.
Считается, что у современных джинсов есть вполне конкретный изобретатель, даже оформивший на него соответствующий патент. В первой половине 1850-х годов в Сан-Франциско прибыл некий Лейб Штраусс, уже несколько лет живший в США германский эмигрант. Сначала он занимался торговлей разными товарами, но в какой-то момент начал шить штаны из конопляной парусины. Когда та закончилась, Штраусс перешел на ее аналог — придуманную во французском городе Ним ткань деним (то есть de Nîmes — «из Нима»). Она была толстая, прочная, недорогая, а главное, ее можно было стирать. Поэтому штаны из денима очень понравились старателям, ведь в Калифорнии как раз в разгаре была золотая лихорадка. Прежде те использовали одежду из кожи, отстирывать которую гораздо сложнее.
Штраусс предпочитал окрашивать свою продукцию самым стойким красителем — индиго, отчего та приобретала синий цвет.
Он придумал и карманы с заклепками, да и в принципе тот классический образ джинсов, знакомый и сейчас. Компания Лейба Штраусса — Levi Strauss & Co. — работает и сейчас, а ее торговая марка Levi’s является ныне, пожалуй, самым известным джинсовым брендом.
Благодаря предприимчивости и новациям Лейба Штраусса, ставшего в США Ливаем Страуссом, джинсы из денима приобрели известность, но оставались уделом преимущественно шахтеров, фермеров, ковбоев и представителей им подобных профессий вплоть до конца Второй мировой войны. Настоящую же популярность в широких массах сначала молодежи, а потом и среди всех возрастов они приобрели в 1950-е годы, когда на экраны вышли сразу несколько фильмов, где кумиры десятилетия Марлон Брандо и Джеймс Дин щеголяли в синих штанах из денима.
Впрочем, в США эта популярная одежда лишь оформилась в современном виде.
Различные изделия из хлопчатобумажной ткани типа денима и его аналогов производились в Европе еще в XVI веке. Кроме французского Нима, важным центром их производства была итальянская Генуя. Название этого города тоже использовалось для именования ткани. Через французский язык оно пришло в английский уже в трансформированном виде jean, ну а там получило множественное число и дополнительную букву s для обозначения штанов. Соответственно, в русском языке фигурирует уже адаптированное англоязычное заимствование.
Сейчас джинсы носят во всем мире — за редким исключением типа КНДР, где они по-прежнему запрещены как символ западного империализма. Но основным их потребителем остаются Соединенные Штаты. Там же находился и главный центр их производства, прежде чем оно не начало смещаться в азиатские страны, где себестоимость изделий была существенно ниже. Джинсы в большом количестве выпускают в многих странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока, но по валовому производству в лидерах находится Китай — хотя бы потому, что в этой стране есть свой емкий рынок, спрос на котором требуется удовлетворить в первую очередь.
Вместе с экспортными заказами это обеспечивает работой сотни тысяч граждан страны.
Интересно, что в среде специалистов считается, что качество джинсов, произведенных в Пакистане или Бангладеш, выше, чем у их китайских аналогов. Однако в КНР есть другое преимущество: их фабрики готовы работать с небольшими, фактически индивидуальными заказами, а не отшивать сразу огромные партии для крупных брендов, как в Южной Азии. При этом значительная часть этого сегмента текстильной промышленности страны сконцентрирована в четырех городах провинции Гуандун, а крупнейшим центром изготовления изделий из денима является Синьтан.
Синьтан входит в агломерацию Гуанчжоу, одного из крупнейших китайских мегаполисов. Фактически это уже его часть, ведь относительно недавно оба населенных пункта даже связал метрополитен. Именно джинсовая тема является главной причиной того, почему в Синьтан все-таки доезжают зарубежные гости. Там построен огромный торговый комплекс под названием «Международный город джинсов», работающий с 2003 года. Это конгломерат торговых центров общей площадью в 250 тыс. «квадратов», где расположили около 3 тыс. магазинов на любой вкус, — настоящее джинсовое царство, в первую очередь рассчитанное, конечно, не на розничную торговлю, а на мелкий и крупный опт.
В «Международном городе джинсов» представлена продукция многочисленных синьтанских текстильных фабрик.
Индустрия производства товаров из денима начала развиваться в городе с 1980-х годов и в итоге выросла до колоссальных размеров. Шестьдесят процентов всего китайского производства и тридцать мирового сосредоточено там. В общей сложности в населенном пункте работает почти 2 тыс. производителей, способных выпускать сотни миллионов пар джинсов и других изделий из соответствующей ткани в год. Большинство из них — это относительно небольшие, порой семейные предприятия. Объемами они похвастаться, конечно, не могут, но их большое преимущество — гибкость и желание подстраиваться под любые требования заказчика. Однако есть у множества мелких производств и обратная сторона: к сожалению, многие из них наносили тяжелый удар по экологической ситуации в городе.
Джинсовое производство, увы, одно из самых вредных для природы среди всех отраслей легкой промышленности. Первым фактором является обязательная окраска джинсов, ведь изначально деним бесцветный. Традиционным для товара цветом является синий, хотя уже достаточно давно работающие в этой сфере компании готовы предложить покупателю буквально любой оттенок. Естественно, никто не использует для окраски дорогие естественные красители — сейчас в производстве вовсю применяются достижения химической промышленности, а они, естественно, весьма токсичные.
Второе проблемное место — стирка джинсов.
Эффект выцветания на них не выходит из моды, а значит, после окраски его нужно достигать с помощью специальных машин. На это уходит гигантское количество воды, которая после окончания процесса становится смесью все с теми же неприятными красителями. Прежде подобные отходы многие китайские производители отправляли прямо в городскую канализацию безо всякой очистки. На рубеже нулевых и десятых годов многие СМИ обошли фотографии местной реки, вода в которой стала синей из-за используемого красителя индиго. Тесный контакт с химикатами далеко не лучшим образом сказывался и на здоровье работников текстильных фабрик. Однако в последнее время в КНР стали предприниматься активные усилия по защите окружающей среды. Дошли они и до Синьтана. Власти стали требовать от местных предприятий введения мер, предотвращающих попадание в природу отходов их деятельности. В городе стали строиться специальные промышленные зоны, куда переезжали небольшие производства. В таких индустриальных комплексах стало возможно возведение единых очистных станций, что существенно улучшило ситуацию с экологией. До конца все проблемы еще не решены, однако работа проделана огромная. Так что покупатели китайских джинсов могут волноваться о том, в каких условиях произведена их одежда, уже куда меньше.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by