В июле 1976 года в роскошной филадельфийской гостинице Bellevue-Stratford Hotel на свою ежегодную конференцию собрались ветераны «Американского легиона», организации, объединяющей американских ветеранов боевых действий. Через три дня после окончания мероприятия началось нечто странное. Сначала от сердечного приступа скончался присутствовавший на встрече бухгалтер «Легиона», затем умерли еще четыре ее участника, потом еще и еще. В общей сложности в течение следующих недель погибло почти три десятка человек, оказавшихся в те злополучные дни в отеле. Более двух сотен попало в больницу. Чтобы установить причину произошедшего, понадобилось полгода. Сейчас это ЧП считается одним из самых известных примеров т. н. «синдрома больного здания», состояния, при котором на здоровье людей оказывает негативное влияние сам дом, в котором они живут или работают. Как правило, все заканчивается лишь временным ухудшением самочувствия, но в самых запущенных случаях здания способны убивать, причем делают они это незаметно для своих жертв, когда те чувствуют себя в безопасности.
На конференции в Bellevue-Stratford Hotel собралось около двух тысяч ветеранов, преимущественно пожилых мужчин. Примерно десять процентов из них в итоге начали жаловаться на похожие симптомы: боль в груди, усталость, проблемы с дыханием, лихорадку. Первые смерти списывались на сердечные приступы, ведь в конце концов почти все погибшие были людьми в возрасте с набором хронических заболеваний. Однако один из врачей, производивших лечение пострадавших в больнице, обратил внимание на то, что их объединяло присутствие на встрече в отеле. Из-за внезапных смертей своих членов забили тревогу и функционеры ветеранской организации.
Специалисты Центра по контролю и профилактике заболеваний, главного американского ведомства, занимающегося эпидемиями, поняли, что, скорее всего, в произошедшем виновата общая среда, в которой находились заболевшие. Тщательное изучение здания гостиницы позволило к январю 1977 года установить причину ЧП. Виновником гибели 29 человек оказалась бактерия, вызывавшая инфекцию, по своим симптомам сходную с пневмонией. Возбудителя из-за обстоятельств его обнаружения назвали Legionella pneumophila, а инфекцию — легионеллезом, или «болезнью легионеров».
При чем же здесь здание, если виновата оказалась бактерия? Как выяснилось, легионеллы образовали целые колонии в цистерне с водой, использовавшейся в гостиничной системе кондиционирования. Ее температура идеально подходила для размножения возбудителей, после чего через аэрозольное распыление они попали в легкие пострадавших.
Заразиться «болезнью легионеров» не так-то и просто, но для ослабленных хроническими, особенно легочными, заболеваниями организмов инфекция представляет серьезную угрозу.
Помимо кондиционеров формирование колоний легионелл может происходить и в других подходящих резервуарах, широко использующихся в быту: бойлерах, увлажнителях, обычных душах, даже в городских водопроводах. Судя по всему, именно это произошло в 2023 году во время вспышки легионеллеза в юго-восточной Польше. В течение августа — сентября там погибло более 20 человек, заразившихся при тех или иных обстоятельствах (например, при приеме душа) после использования воды из недостаточно качественно продезинфицированного водопровода.
Впервые термин «синдром больного здания» был сформулирован в отчете Всемирной организации здравоохранения в 1983 году, после чего быстро приобрел популярность. Важно подчеркнуть, что, несмотря на использование слова «синдром», о новом заболевании речь не шла. Этим термином описывали физическое состояние человека, ухудшение его самочувствия, чувство дискомфорта, возникающее вследствие нахождения в том или ином здании, причем в ситуациях, когда непосредственная причина негативного эффекта остается неизвестной. В 1980-е специалисты провели сразу несколько социологических исследований среди сотрудников различных компаний, заявивших, что до 20% персонала жалуется на симптомы, которые, по их словам, исчезают после окончания рабочего дня.
Самым спорным из симптомов являлась усталость — в общем-то довольно естественное состояние при работе, особенно интенсивной.
Однако широко встречались и иные жалобы, которые одной работой объяснить сложнее: систематические головные боли, раздражение горла и глаз, головокружение, тошнота. Необходимость формулировки специального термина для обозначения такого влияния зданий на человеческий организм связана с тем, что в каждом случае причина или даже комплекс причин могут быть разными. Более того, может отличаться и индивидуальная реакция на такие раздражители. Кто-то оказывается более чувствительным, чем его коллега, сидящий за столом рядом, или житель соседней квартиры.
Для иллюстрации можно привести пример 36-летней жительницы Японии, чьи имя и фамилия в исследовании, опубликованном в издании Industrial Health, не называются. После завершения ремонта в офисе, где находилось ее рабочее место, женщину начали беспокоить систематические головные боли и тошнота. Примерно восемь месяцев в различных учреждениях здравоохранения страны японке не могли помочь. Это отрицание состояния со стороны врачей и похожая реакция со стороны начальства привели к резкому росту уровня тревожности у женщины. Лишь очередная смена больницы и попадание на лечение к авторам исследования помогли установить причину расстройства.
Изучение ее рабочей среды показало повышенное содержание формальдегида, возникшее, вероятно, в результате ремонта.
И хотя оно было в пределах максимально допустимых значений, гиперчувствительность к формальдегиду определила возникновение симптомов, а безуспешные попытки от них избавиться, приведшие к развитию тревожности высокой степени, усугубили клиническую картину.
В описанном выше случае ирритантом (раздражителем) выступил формальдегид, но набор химических веществ, которые могут негативно повлиять на самочувствие на рабочем месте или дома, им не исчерпывается. Таковыми триггерами могут стать выхлопные газы, пестициды, токсичный клей, использовавшийся при строительстве или ремонте дома, краски, особенно с содержанием свинца, утеплители и так далее. Особенно актуальна эта проблема для стран, где контроль соответствующих органов за качеством строительных работ или используемыми материалами формальный.
Помимо химических загрязнителей, на здоровье негативно отражаются и распространенные биологические агенты.
К ним относят в том числе упоминавшиеся выше бактерии легионеллы, чье воздействие может привести даже к смерти. Впрочем, подобные случаи достаточно редки, зато куда более распространена плесень. Некоторые специалисты, занимающиеся «синдромом больного здания», утверждают, что колонии плесневых грибов, которые при определенных условиях образуются во внутренних помещениях, активно использующихся людьми, существенно увеличивают риск аллергических и респираторных заболеваний.
В большинстве случаев симптомы «синдрома больного здания» исчезают, когда пострадавший прекращает посещать этот объект. Однако некоторые опасные для здоровья и жизни дома представляют собой неочевидную угрозу, долгое время никак не сигнализирующую о себе. С конца XIX века в производстве строительных материалов стал широко применяться асбест, силикатный тонковолокнистый материал, обладающий высокой теплостойкостью. Это, а также его повышенная прочность и водоотталкиваемость привели к тому, что асбест стали добавлять в цемент, кирпичи, трубы, его начали использовать в качестве изоляционных, кровельных материалов и так далее.
Лишь в 1980-е годы стало формироваться устойчивое понимание канцерогенности этого материала, особенно в его тонковолокнистом виде.
Такие волокна, попав в легкие человека, в результате многолетнего раздражения клеток могут вызвать рак. Особенно опасен асбест для людей, имевших с ним непосредственный контакт, — например, для шахтеров, работавших на асбестовых рудниках, или строителей. Но при определенных ситуациях представляют угрозу и здания, построенные с использованием асбестовых материалов.
В настоящее время многие страны ограничивают использование асбеста вплоть до полного запрета. Не все его виды представляют непосредственную угрозу для здоровья, однако если при возведении здания использовались канцерогенные минералы, его дальнейшее использование невозможно. В таких случаях постройку подвергают сложной и дорогостоящей реабилитации или вовсе сносят, хотя и в этом случае обеспечение безопасности работ с учетом возникающей смертельно опасной пыли крайне трудоемко.
В странах же, где по-прежнему главным фактором при строительстве является экономия, где отсутствует строгий контроль над качеством строительных материалов и их безопасностью, асбест все еще применяется при возведении самых разнообразных объектов, включая жилые. Длительное нахождение в таких зданиях при определенном стечении обстоятельств может иметь самые негативные последствия для здоровья. При этом в случае их возникновения непосредственная причина заболевания зачастую так и остается неизвестной.
Единого рецепта, как свести угрозу «синдрома больного здания» к минимуму, не существует. Прежде всего потому, что каждый конкретный случай его проявления индивидуален. Свою роль может сыграть личная гиперчувствительность к тому или иному раздражителю, даже если окружающие вас коллеги или члены семьи продолжают чувствовать себя нормально. Так или иначе, большинство возникающих проблем напрямую связаны с функционированием систем кондиционирования и вентиляции. Ошибки при проектировании, установке, обслуживании могут быть чреваты ухудшением самочувствия в случае, если в дело вступают дополнительные факторы, например колонии легионелл или химические загрязнители, оставшиеся после строительных работ. Синдром может быть дополнительно усугублен воздействием психосоциальных факторов, например стрессового состояния от нагрузки на работе, неудовлетворения ею, напряженных личных отношений, конфликтов в семье.
Использование качественных и безопасных строительных материалов, инженерного оборудования с санитарной обработкой и обслуживанием помогает снизить угрозу возникновения «синдрома больного здания». Но всегда важно помнить, что любое регулярное недомогание, одолевающее в одном доме, но пропадающее в другом, может сигнализировать о системной проблеме, с которой ради собственного комфорта и безопасности лучше разобраться, попытавшись найти источник беспокойства.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by