Спецпроект

Домашняя атмосфера и мини-гольф на крыше. Каким должен быть офис, чтобы в нем хотелось работать?

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич
24 607
11 мая 2022 в 8:00

Если вам не повезло родиться наследником многомиллионного бизнеса или особой королевских кровей, вероятнее всего, большую часть жизни вы проводите на работе. Чтобы времяпрепровождение в офисе стало чуть более комфортным и даже приятным, современные компании придумывают разные ухищрения, от бесплатного кофе на кухне до целых тренажерных залов в соседнем кабинете. Но что, если заглянуть глубже? Каким должен быть идеальный офис в 2022 году? Попытаемся разобраться вместе со студией дизайна TENGO.

О последних трендах в мире офисного дизайна мы поговорим с основателем студии Русланом Шайдуллиным и руководителем отдела дизайна Сашей Верес.

Все начинается с планировки

Запомните: без грамотной планировки невозможно создать классный интерьер. Поэтому дизайнеры тратят много времени на то, чтобы изучить бизнес-процессы компании, как в ней взаимодействуют команды, какие у них потребности. На основе этой информации они грамотно и удобно располагают все отделы, комнаты отдыха, переговорки и open-space. Функциональное зонирование может быть выполнено при помощи как стеклянных перегородок, так и декоративных — реек, растений, маркерных досок.

Один из важных элементов современного офиса — акустический комфорт. Достигается он комбинацией решений: с помощью специальных отделочных материалов для пола, потолка и стен или мебели. Это могут быть подвесные панели или светильники из войлока над рабочими местами, мобильные тканевые перегородки.

— Хорошая идея — сделать пространство без тупиков, чтобы можно было обойти офис по кругу. Ну или хотя бы соединить все пути в одну точку, где собирается народ, чтобы расслабиться или пообщаться. При этом все коридоры насыщаются какими-нибудь интересными объектами и декором — датчики, реагирующие на движение, какой-нибудь кармашек с конфетами или красиво оформленный мудборд. Во-первых, это улучшает настроение, а во-вторых, может вдохновить на решение конкретной задачи, — говорит Руслан.

Концепция гибридного офиса

Несколько лет назад 80% площади офиса занимал open-space или стандартные рабочие места и лишь 20% — переговорки, какие-то неформальные пространства, кофе-поинты. Сейчас большинство компаний перешло на гибридный тип работы. Офис больше не является необходимым условием для успешного развития, но все еще остается центром корпоративной культуры. А значит, зоны для коммуникации расширяются и уже занимают до 40% офисных площадей. По сути, это внутренний коворкинг, где сотрудники, работающие в офисе каждый день, могут встречаться и взаимодействовать с людьми, работающими удаленно. Не имея закрепленного рабочего места, можно прийти и поработать в любой точке, сделать несколько онлайн-митингов, побрейнштормить с командой.

В таком гибридном офисе сочетаются самые разные форматы: от комнат для сна до акустических кабинок с хорошей шумоизоляцией, где можно обсудить что-то с коллегой тет-а-тет или сделать важный звонок.

— Из-за коронавируса у людей появилась возможность выбирать, где комфортнее работать — из дома или из офиса. Поэтому многие компании отдают предпочтение «горячим» местам. Они ни за кем не закреплены, так что их может забронировать отдельный человек или команда, когда им это нужно. С помощью специального приложения, небольшого устройства, встроенного прямо в стол, или просто какого-то стикера — вариантов много. Поверьте, это невероятно удобный и эффективный способ организации пространства.

За время локдаунов люди привыкли к стилю кежуал как в одежде, так и в мышлении, интерьере. Если раньше джемпер и джинсы выделяли представителей IT-сферы, то теперь возвращаться к брюкам и рубашкам не хочет абсолютное большинство. Безусловно, это сильно влияет и на оформление окружающей среды. Появляется все больше запросов на «домашние» офисы, где тепло и уютно и нет холодной строгости, как в классических БЦ.

Стиль лофт по-прежнему популярен

Все больше компаний, в том числе в Беларуси, размещают свои офисы в бывших промышленных зданиях. Особенно это касается сферы IT, дизайна и архитектуры, рекламы и медиа. Такие пространства служат готовым фоном для идей и способствуют творческой деятельности сотрудников, да и в целом смотрятся нетривиально.

Отличительные черты стиля лофт:

  • обширные пространства с высокими потолками и большими панорамными окнами;
  • оголенные коммуникации, металлические и деревянные каркасные конструкции, балки и перегородки, служащие здесь элементами декора;
  • нарочито грубые бетонные или кирпичные стены, подчеркивающие истинное предназначение этих помещений.

Довольно аскетичные стены становятся отличным фоном для различного вида декора — от картин до граффити. Но с обилием украшательств перебарщивать не стоит, равно как и с количеством мебели: стиль лофт характеризуется минималистичностью.

Неформальное общение — это важно

Современный офис сложно представить хотя бы без зоны отдыха. Крупные фирмы идут еще дальше и оборудуют у себя тренажерные залы, игровые комнаты с приставками, террасы для вечеринок на открытом воздухе, уголки для мамы и ребенка. Можно сказать, инфраструктура представляет собой модель небольшого города.

— Такие зоны однозначно укрепляют командный дух. А, как известно, чем более здоровая атмосфера в коллективе, тем эффективнее функционирует бизнес. Тем более что в процессе таких дружеских посиделок порой рождаются новые идеи, — убеждена Саша.

По возможности в таких комнатах должно быть много естественного света — это действенный способ в борьбе с усталостью и напряжением. Мебель важно выбрать мягкую и максимально комфортную: мобильные модульные диваны, лаундж-пуфы и уютные хюгге-кресла.

Вообще во многих крупных компаниях к организации такого пространства подходят со всей ответственностью (и долей безумия, конечно). Например, в офисе Google в Цюрихе сотрудники могут поиграть в футбол и баскетбол, в Торонто — в мини-гольф прямо на крыше здания. А в Онтарио стены комнаты отдыха оборудованы как скалодром.

Офис популярной платформы Soundcloud в Берлине и вовсе оснащен каминными залами, где можно «вечно» смотреть на огонь и наконец расслабиться.

Отдельного внимания заслуживает обустройство кухни. В последние годы она значительно укрепила свои позиции в рейтинге ключевых офисных помещений. Если раньше это был скорее бонус, завлекалочка для отдыха и общения отделов, то теперь это элемент коворкинга. На крупных проектах такие помещения разрастаются до размеров ресторанов с профессиональной кухней, линией раздачи, баристой.

— Для того чтобы сделать кухню уютной, используются разные крутые фишки: от автоматов с газировкой до бесконтактных кофемашин, которые можно настраивать через приложение.

«Умный» офис

Технологии стремительно меняют пространство вокруг нас. Естественно, они добрались и до офисов. Эту тенденцию ускорил коронавирус — появился запрос на формирование бесконтактной среды.

— Пристальное внимание уделяется сенсорным устройствам, от санитайзеров до автоматических выключателей света, реагирующих на движение. К антиковидным мерам можно отнести и пропускную систему распознавания лиц, позволяющую не контактировать с поверхностями, — перечисляет Руслан.

Конечно, каждая компания может внедрять в рабочий процесс и свои инновационные фишки.

— В нашем офисе практически нет выключателей. Еще установлена система, которая регулирует мощность и теплоту освещения в зависимости от времени суток, а кроме того, реагирует на человека.


Когда стол — это лучшее вложение

В эпоху коронавируса офисы конкурируют с домом: нужно придумать, как вытащить сотрудника из-под пледа и заставить приехать «на базу». В некоторых учреждениях работникам даже разрешают носить тапочки (и нет, это не шутка). Плюс в помещениях появляется эргономичная мебель.

— Здорово оборудовать рабочие места столами с регулировкой по высоте — это лучшая инвестиция в здоровье подчиненных, — уверяет Саша. — А при выборе стульев лучше остановиться на ортопедических вариантах: они позаботятся о здоровье позвоночника благодаря правильному углу наклона и форме спинки. Если у компании небольшой бюджет, мы рекомендуем закупить часть рабочих мест с подъемными механизмами и сделать их незакрепленными. Любой сотрудник сможет забронировать такое место себе на определенное время.

Естественно, системы хранения тоже претерпели изменения. Мобильные тумбы вышли из моды еще в прошлой пятилетке. Им на смену пришли персональные шкафы, в которых можно оставить спортивную форму и другие личные вещи. Локкеры могут закрываться на обычный замок или с помощью карты доступа, их можно закрепить за каждым сотрудником либо предпочесть систему как в тренажерном зале.

Как избежать беспорядка на рабочем месте?

Как мы уже упоминали, функциональность начинается с грамотной планировки. Необходимо учитывать расстояния между рабочими местами и безопасную ширину проходов.

— Классный кейс из недавнего проекта: стоило всего лишь убрать урны из-под столов и организовать сортировочные отсеки в одном из кофе-поинтов, и около рабочих зон сразу стало опрятнее, тем более что сейчас места становятся все более гибридными и технологичными. Также стандартные тумбочки заменяются локкерными системами, распределенными где-то островками. Основная задача — уйти от персонализации рабочего места, чтобы личные вещи и весь беспорядок находились в своем домике — шкафчике.

Хороший пример расхламления рабочего стола — беспроводная зарядная станция. Сразу снимается вопрос этих бесконечных проводов на столе, да и пропадает страх потерять кабель. Любой сотрудник может забронировать там место и зарядить нужное устройство.

— Часто хаоса трудно избежать, потому что в компаниях хранятся коллекции любимых мелочей той или иной команды: статуэтки супергероев, огромное количество ярких настольных игр, кубки и награды. Это все нужно учесть, отнестись к этому с уважением и выделить особое место, стеллаж, нишу.

Что по отделке и декору?

Создавая интерьер, важно соблюдать баланс между базовой отделкой и декором, чтобы сфокусировать внимание на важных деталях. Например, следует грамотно расставлять элементы брендинга или яркие акценты навигации офиса. Трендовыми материалами сейчас являются экологичные: стекло, металл, бетон. Важную декоративную роль играют напольные покрытия: модульные, а также lvt-планки. Но главные инструменты для декорирования офиса — это живые растения, фитостены, акустические панели и потолочные композиции.

— На данный момент клиенты совсем не против новых смелых идей и сумасшедших решений вроде огромных граффити или арт-объектов.

А если релокейт?

В последнее время спрос на релокацию сильно вырос, и дизайнеры вынуждены организовывать рабочее пространство в незнакомых странах. Нередко они помогают сотрудникам адаптироваться, а руководству — снизить расходы на аренду, мебель.

— При проектировании офисов на Кипре мы все чаще сталкиваемся с террасами и верандами, так что от дизайна плавно переходим к малым архитектурным формам. Популярность набирают парковки с электрозарядками для авто и самокатов, а также велопаркинги — иногда отсутствие этих элементов может влиять на выбор того или иного работодателя, — рассказывает Саша. — Кроме того, строительные европейские нормы могут не совпадать с нашими. Например, отопление и горячая вода не всегда присутствуют в зданиях по умолчанию, приходится организовывать размещение бойлеров и другого оборудования.


TENGO — международная дизайнерская компания с профессиональной командой специалистов и офисами в Варшаве, Лимассоле, Никоссии, Киеве и Минске. Уже много лет создает дизайн-решения коммерческих и домашних интерьеров под ключ.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Тенго груп», УНП 193552672.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by