Подъезжая к Остромичам, мы то и дело сверялись с навигатором, боясь проскочить нужный адрес. Это было лишним. Проехать дом художника Николая Новика — надо еще постараться. Здание, построенное 20 лет назад, даже сегодня заставляет ударить по тормозам от удивления. «Перевернутый» коттедж на крайнем участке — местная достопримечательность. Автор признается: когда строился, соседи удивлялись, но сегодня уже привыкли. А вот у нас, повидавших многое, глаза все равно округлились. Рассказываем, что это за дом-ромб, перевернутый с ног на голову, кто его построил и за сколько его можно купить.
Долгие годы Николай Алексеевич с семьей жил в Минске — был успешным художником, писал картины для известных людей, преподавал дизайн в БГАИ. Однако уже тогда герой любил сельские мотивы. На большинстве картин, которые бережно хранятся в архиве на компьютере, деревня: покосившаяся хата с теплым огоньком окна, слегка талый снег, еще голые после зимы чернеющие силуэты деревьев.
Эти белорусские пейзажи Николай Алексеевич повторял не единожды, они украшают частные коллекции во многих странах мира. Говорят, изображение белорусской хаты есть даже у королевы Великобритании. К слову, свою последнюю копию художник написал два месяца назад (эта картина пока не продана!).
Любопытно, что на зимних пейзажах автора можно найти даже окрестности Минска. Правда, узнает их далеко не каждый — эти деревенские дома давно стерты с лица земли, а на месте ветхих хат построены густонаселенные многоэтажки.
— Приглядитесь, на горизонте виднеется железная дорога и Курасовщина.
Это рядом с выездом на брестскую трассу. Сегодня там возвышаются столбики многоэтажек, а раньше было так, — с ностальгией всматривается в собственную работу художник.
Что уж там, последние лет пятнадцать Николай Алексеевич и сам не живет в столице. После смерти жены мужчина принял решение купить участок и построиться на родине в Остромичах (агрогородок недалеко от Кобрина).
— Супруга умерла в 1998 году, это и стало переломным моментом в моей жизни, — начал рассказ собственник необычного коттеджа. — Сразу после случившегося задумался о переезде. Хотелось вернуться туда, где родился, — в Остромичи. Тем более здесь остались родные. Правда, мама умерла уже давно, отец ушел в этом феврале. Был долгожителем — в свои 96 лет еще на мотоцикле ездил, но недавно все-таки похоронили.
Однако строить обычный сельский дом художник-конструктор по образованию не планировал. Идея с перевернутым особняком давно вертелась в голове автора, позже появилась на бумаге и даже в виде макета.
— Дочка хочет забрать этот макет в Минск, но пока он здесь. Сохранился, конечно, плохо, балкон сорван, многое развалилось, но это то, с чего все начиналось, — показывает запылившуюся мини-копию дома хозяин. — Сначала был простой структурный макет, потом уже появился этот.
Сам его придумал, отрисовал, склеил в конце 90-х — начале нулевых, точно уже и не вспомню.
Друг даже использовал его, чтобы защитить диплом. Кстати, защитился.
На вопрос, как родилась идея, Николай Алексеевич разводит руками.
— Да сложно сказать. Просто хотелось чего-то необычного, показать людям, что строить можно не только типовые дома. Соседи, конечно, были шокированы.
Такие тут разговоры по деревне ходили, все обсуждали мою стройку, — вспоминает собеседник.
— Говорили всякое! Кому-то нравилось, были и те, кто осуждал, — люди разные, и у каждого свое мнение. Но шуму дом наделал точно. Это уже сейчас все привыкли.
Надо сказать, что по соседству с Николаем Алексеевичем полно новостроек — современные коттеджи, еще не достроенные дома, однако эффектней всего выглядит именно дом-перевертыш. Если бы не поизносившийся сайдинг в отделке, постройку можно было бы принять даже за новодел.
Однако несмотря на диковинный вид, ни со стройкой, ни с согласованием проекта проблем у владельца не было.
— Это же деревня, — отмахивается собственник. — Когда строился, дела никому не было. В 2005 году проект согласовал, вопросов не возникало. Может, сегодня процесс усложнился, но тогда все было легко, строил и строил. Сам дом деревянный, возведен из бруса, утеплен пенополистиролом, фасады закрыты виниловым сайдингом, кровля — металлопрофиль.
Строить помогали местные ребята. Показал им макет, чертежи, и под моим наблюдением все быстро сделали.
Насколько помню, каркас возвели всего за полтора месяца, куда дольше возился с проведением канализации — вот это заняло много времени.
Общая площадь дома — 139 квадратных метров, из них порядка 70 жилые. В необычном здании четыре уровня (с учетом отапливаемого полуподвала с окнами и полноценной мансарды). Есть газовое отопление, центральный водопровод, электричество и автономная канализация. В коттедже два санузла, есть открытый балкон.
За годы службы внутреннее убранство утратило былой шик. Но даже сегодня видно, что нестандартный снаружи дом конструктивно не менее интересен и изнутри. В одной из комнат (сегодня это мастерская художника) спроектированы трехуровневые потолки с окнами на каждом из пролетов. В спальне — скошенный потолок и многофункциональный рельеф стен: выступ используется в качестве прикроватного столика, а ниша для кровати по предварительному плану закрывалась занавеской.
Необычными получились и окна на кухне — узкие длинные рамы идут практически по всей стене комнаты.
Между собой этажи объединены крепкой деревянной лестницей, стены вдоль которой украшены картинами художника.
Крайний участок площадью 17 соток Николай Алексеевич успел выхватить бесплатно. Помимо дома-ромба, покосившегося на одну из своих граней, здесь есть гараж на два автомобиля (с ямой) и беседка — ее художник строил своими руками.
К слову, это не единственный дом в Остромичах, который спроектировал наш герой. Если завернуть вглубь деревни, то можно найти еще один необычный коттедж — его Николай Алексеевич «нарисовал» для друга.
Из-за перенесенного в 2017 году инсульта мужчине сложно справляться по хозяйству, да и доход художника в последнее время сильно сократился — оказалось, что картины сегодня никому не нужны.
— Когда-то дела шли очень хорошо. Для понимания, этот дом был построен только с продажи картин, — делится владелец. — Было много обеспеченных клиентов, заказывали целыми сериями, платили хорошо. Помню, стройка потянула много, но не жалел — все-таки проект нестандартный, оно и понятно. Однако в последние годы ситуация сильно поменялась.
Где-то с 2015 года спрос на картины упал, продать что-то сегодня очень сложно, а жить надо.
Так принял решение вернуться в Минск, а дом продать. Тем более у меня там две дочки (третья в Америке), а здесь уже мало что держит. Да и здоровье уже не то, а за домом нужен уход.
Дом-перевертыш продается за $47 тысяч по курсу. Со слов собственника, потенциальные покупатели периодически приезжают, но до предметных разговоров дело пока не дошло:
— Машины останавливаются, смотрят. Уточняли и по продаже, но пока конкретных предложений не поступало. С одной стороны, продавать жалко, с другой — к Минску я тоже привык: все-таки прожил там 30 лет, есть квартира. Поэтому чувства смешанные, но понимаю, что, наверное, надо.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by