Зданию католического храма на площади Свободы в Минске больше 300 лет. За три века чего с ним только не было. Костел обезглавливали, срезая башни, чтобы под обычной крышей разместить Дом физкультуры, а потом все вновь возвращали на место. Onlíner побывал там, куда не пускают посторонних: спустился в подземелья и поднялся на высоту. Пойдемте с нами.
Историк искусства Дмитрий Монич встречает нас у входа в Архикафедральный собор Девы Марии, который у католиков считается главным религиозным объектом в городе. Дмитрий — прихожанин костела, знает его с детства, а сегодня откроет нам двери, которые обычно закрыты.
У Архикафедрального собора имени Пресвятой Девы Марии, возведенного в стиле виленского барокко, есть две примечательные башни. Такие же здесь построили в 1730 году, тогда как само здание возвели чуть раньше, в 1710-м. Это была часть комплекса иезуитского коллегиума.
— Цяперашнія вежы — не арыгінальныя. Усё, што вы зараз пабачыце вышэй, было знесена ў 1950-я. Новыя вежы адбудавалі толькі ў 1990-х, — рассказывает Дмитрий.
В XVIII веке на одной из башен висели часы, привезенные из Гданьска. В архивных записях сказано, что они должны были «паказваць час і дні, каб быў вядомы ўсялякі час».
Заходим в двери, за ними — винтовая лестница. Это еще старина, как и несколько помещений по пути наверх. Потом по бетонной, а следом железной лестницам поднимаемся к первому колоколу. Всего в двух башнях висит четыре колокола.
— Званы адліваліся ў Польшчы, гэта самы вялікі з чатырох. На ім выява Маці Божай Будслаўскай — гэта нябесная заступніца Мінска-Магілёўскай архідыяцэзіі. Бачыце, з другога боку — словы на памяць аб вызваленні ад камунізму і атэізму, — показывает собеседник.
У колоколов, которые повесили в костеле в 1730-х, были имена. Самый большой называли Якубом (весил 450 пудов, то есть 7071 кг). Помимо него людей на службу в костел созывали колокола Казимир (20 пудов / 328 кг), Павел, или Тадеуш (90 пудов / 1474 кг), и Фелициан (250 пудов / 4095 кг).
— Феліцыянам звалі святога, рэліквіі якога захоўваліся тут жа, у капліцы касцёла. Гэта быў мінскі заступнік. У гонар яго называлася вуліца Феліцыянаўская, зараз Камсамольская, — уточняет наш гид.
На верхнем ярусе этой башни — самый маленький колокол из современных. К нему ведет вот такая лестница, не для трусливых.
— А гэта самы маленькі звон. Ён прысвечаны Казіміру Свёнтаку, гэта першы і пакуль адзіны кардынал у сучаснай гісторыі Беларусі, — уже наверху продолжает Дмитрий. — Словы «Усё аднавіць у Хрысце» — гэта быў дэвіз сінода 1996—1999 гадоў, падчас якога аднаўлялася структура Каталіцкага касцёла Беларусі, распрацоўвалася ўся далейшая дзейнасць, унутраныя дакументы.
Башенные окна затянуты сеткой — похоже, защита от птиц. С одной стороны к костелу вплотную прилегает крыша Дома губернатора, который раньше тоже был частью иезуитского коллегиума. В наши дни там находится музыкальный колледж.
Панорамы Минска с высоты костела открываются завидные. Уточняем у Дмитрия, кто поднимается сюда звонить в колокола.
— Званары не прыходзяць сюды ніколі, — собеседник развеивает романтику. — Тут аўтаматыка, націскаеш кнопку — і званы самі пачынаюць гойдацца. А зараз увогуле часта выкарыстоўваецца запіс. Званы часам запускаюць на нядзельныя службы ды на вялікія ўрачыстасці.
Спускаемся, на ходу осматривая еще несколько головокружительных мест. Вот, например, карниз.
— Адсюль звешваюць дэкарацыі перад святамі. Напрыклад, зараз адвент, асаблівы час перад святам Божага Нараджэння. Але чым старэйшы ты робішся, тым радзей сюды прыходзіш. Калі ў дзяцінстве ўзлезці куды наверх было цікава, то з узростам расце і страх, — говорит Дмитрий.
Еще есть балкон, откуда можно пройти к главному инструменту — органу; на этом уровне во время выступлений находится хор. Отсюда, с высоты, можно хорошо рассмотреть интерьер костела.
Двери культового здания закрыли для верующих в 1934 году. Сначала советские власти использовали храм как гараж. Сохранилось несколько фотографий на этот счет, сделанных в начале войны, — на них можно видеть машины внутри костела.
После Второй мировой здание передали добровольному спортивно-физкультурному обществу «Спартак», под нужды которого все и перестроили. Тогда убрали приметные башни, а уже в 1951-м здесь заработал Дом физкультуры. Внутренний объем храма поделили перегородками на несколько этажей. Во второй половине 1980-х там открыли секцию тхэквондо: рассказывают, занятия проходили аккурат на месте алтаря.
Есть известный снимок: женщины стоят на коленях перед входом с табличкой «Белорусский центр таэквондо». Он был сделан как раз во времена перестройки, когда верующие стали требовать вернуть здание.
Минчане вспоминают, что тогда богослужения устраивали прямо на улице. Вера победила: первую крупную службу в возвращенном костеле провели в начале 1994-го.
— Я прыходжу ў кафедральны касцёл з 1998 года — на той момант ён ужо быў адбудаваны звонку, — осматривает расписные своды Дмитрий. — А знутры цяперашняга інтэр’ера яшчэ не было. Не было галоўнага алтара, былі адкрытыя толькі некаторыя фрэскі.
Часть подвальных помещений в костеле открыта: в обширном пространстве, похожем на фойе, иногда проводят встречи.
— Нават сцэна зроблена, бо тут часам праводзяцца мерапрыемствы, — рассказывает Дмитрий. — Раней два разы на год, перад Божым Нараджэннем і Вялікаднем, ладзілі сустрэчы моладзі з усёй Мінска-Магілёўскай дыяцэзіі. Фармат такі: малітоўнае чуванне адбываецца ўначы, а падчас перапынкаў усе спускаюцца сюды на каву і гарбату.
Но в основном подземелья используют для хранения каких-то вещей.
— Ёсць успаміны, што ў гэтых сутарэннях мастак Ян Дамель пісаў свае творы. Працаваў тут як у майстэрні, бо тут была цемра і патрэбнае яму асвятленне — свечы. Гэта яму дапамагала перадаваць святло і цені, ставіць кампазіцыю, — отмечает собеседник.
Здесь Ян Дамель написал несколько картин на религиозные темы. Подробно историю минского художника XIX века Дмитрий недавно рассказывал для подкаста Onlíner.
Легенд, связанных с подземельями именно этого минского костела, нам найти не удалось. Зато реальные истории иногда даже покруче. Так, в этих сводчатых подвалах горожане прятались от бомбежек во время Второй мировой.
Предки историка Антона Рудака — тоже. Они жили в доме, что стоял рядом с сегодняшним музыкальным колледжем.
— Сястра майго дзеда, Лідзія, узгадвала, што сям’я хавалася ў сутарэннях. А пасля вайны яна туды ж хадзіла ў цір, — рассказывает молодой человек.
Дедушка Антона, Владимир Довнар, родился в 1941-м, под оккупацией. Когда храм в начале 1950-х перестраивали, он с другими мальчишками нашел неподалеку клад. Золотые монеты дети обнаружили справа от апсиды.
— Яны з сябрамі ці то прадалі тыя манеты, ці то здалі дзяржаве, а прыбытак падзялілі. За тыя грошы родзічы набылі вопратку для ўсёй сям’і, а майму будучаму дзеду яшчэ і лыжы, — делится собеседник.
Лазила ребятня и на крышу Дома губернатора.
— Неяк сябры туды на гарышча залезлі, а дзверы замкнуліся — дык дзед іх нагой выбіваў. Казаў, што там багата было розных старых рэчаў: нейкія духавыя інструменты, штандары, — говорит Антон.
Еще часть подземелий — это крипта, расположенная прямо под алтарем.
В стене здесь видны ниши, в которые обычно задвигают гробы священников и знатных людей, покоящихся прямо в костелах. Кто именно лежал в крипте минского храма, неизвестно. Но настоятель Архикафедрального костела ксендз Антоний Климантович рассказывает: сейчас стены и ниши здесь восстановленные, потому что во времена атеизма все это снесли.
В книге, специально изданной к 300-летию костела, сказано вот что. Справа от алтаря есть часовня, которую раньше называли в честь того самого святого Фелициана, покровителя Минска. В часовне находились его мощи. Куда они пропали после закрытия храма в начале ХХ века, собеседники не знают. А под часовней было захоронено тело основателя костела — Криштофа Завиши, как он и просил в завещании.
Пока же крипту под алтарем, как и другие подземелья, используют как кладовку.
Именно здесь стоят скульптуры волхвов, пастухов и других библейских персонажей, которые совсем скоро извлекут наверх, в люди, чтобы соорудить в костеле и рядом с ним традиционную рождественскую батлейку.
Если вы знаете, какие секреты хранят другие знаковые минские здания, пишите на sn@onliner.by.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by