Если вы в поиске плана на выходные, а некогда тайные маршруты пройдены, то у нас есть кое-что новенькое. Редкую «птицу» Onliner отыскал в окрестностях Рогачева, где всего за 20 рублей можно переночевать на борту самого настоящего дебаркадера в окружении леса и тихих вод Днепра. Вокруг — отвесные берега, вековые сосны, грибные леса; внутри — аутентичные каюты 80-х годов, пропитанные духом «советов». Пока что место непопулярное и в будни здесь практически нет людей. Показываем находку для ретрита на природе и небанальных фоточек в Instagram.
Мудреным словом «дебаркадер» называют эдакий дом на воде, который часто использовали для перевозки и хранения грузов, а также как пристань, вокзал или санаторий. Сооружение обладает плавучестью, но, чтобы путешествовать по реке, ему нужен буксир, поэтому бóльшую часть своей жизни могучие дебаркадеры проводили у пристаней, изредка кочуя от одного причала к другому.
Один из последних сохранившихся в Беларуси дебаркадеров мы обнаружили у санатория «Приднепровский» под Рогачевом. Судя по документам, которые остались на палубе, гигант был построен в 1958 году. До конца 70-х объект служил речным вокзалом на Березине, после оказался в собственности санатория и был переправлен в бухту Днепра, где пришвартован до сих пор. Еще в 80-х судно выкупил Жлобинский БМЗ, сделал ремонт, и объект зажил активной жизнью пансионата.
По эмоциональным отзывам постояльцев можно предположить, что на борту проходили неплохие вечеринки.
Пережив 90-е, пансионат потерял шик, зачах и был выставлен на аукцион. C молотка дебаркадер выкупил предприниматель из Америки, планируя переправить диковинное сооружение в Украину. Если бы не энтузиаст из Гомеля, плавучая гостиница стала бы очередной фишкой Киева. Силами и деньгами Сергея необычное судно осталось на родине.
— В Киеве это популярный формат, спрос был. Ну а что? Удобная вещь, налоги на землю платить не надо, припарковался и принимай гостей. Вдоль набережной таких полно.
Когда я решился на покупку, его уже готовили для переправки в Украину. Однако процесс остановили, и дебаркадер остался в Беларуси, — рассказывает нынешний владелец судна.
На тот момент Сергей и не предполагал, в какую эпопею ввязывается. Бизнесмен занимался торговлей, решил попробовать и агробизнес, который только-только набирал обороты. Взял кредит и вложил в покупку более $100 тыс., а годом позже в стране бахнул кризис, и долг банку увеличился в несколько раз.
— Это был 2010 год, и для покупки дебаркадера мы влезли в большущий кредит. Для нашей семьи сумма была просто сумасшедшая, а следом случился еще и дефолт с рублем.
В считанные месяцы курс доллара вырос с 3 до 12 рублей, потом ослаб до 9. Из-за этого ставка рефинансирования по кредиту за год поднялась с 14 до 67%.
Это просто караул с такой огромной суммой, — вспоминает предприниматель. — Честно говоря, я думал, что мы это просто не вытянем.
Параллельно кризис подорвал и основной доход семьи — торговлю (Сергей держит несколько точек под Гомелем). Нужны были средства на зарплату сотрудникам, проценты банку, а выручки не было никакой. Из-за этого процесс восстановления судна затянулся на годы.
— Грубо говоря, сегодня продавали товар за две копейки, а завтра его же покупали за три.
Вообще ничего не зарабатывали. А платить работникам надо, люди же не виноваты, — рассказывает Сергей. — В ход пошли сбережения, семейные накопления. Благо есть родственники хорошие: брат одолжил денег, сумели закрыть бóльшую часть кредита.
Сергей признается, что ни о какой окупаемости речи не идет, вряд ли получится отбить даже то, что вложили. Любой доход тут же растворяется в ремонте, а работы непочатый край. Но о необычной покупке владелец не жалеет. Спорный объект не поссорил, а сплотил семью, и дебаркадер стал для гомельчан вторым домом:
— Это семейное гнездо, наш второй дом. Здесь выросли дети, мы отмечаем тут все праздники, отдыхаем с друзьями.
Мы очень любим это место и ни о чем не жалеем.
Несколько лет у владельца ушло только на то, чтобы судно стало жилым: провести электричество, воду, канализацию, сделать необходимый ремонт. Процесс стопорили бюрократические проволочки, особенности объекта, новые траты. Постепенно основной бизнес лег на плечи супруги, а Сергей с головой ушел в реконструкцию отеля. В стороне не остался никто. Со слов собственника, очень сильно помогли дети, и сегодня это настоящее семейное дело:
— Обязательно это напишите: без поддержки семьи я бы просто не справился.
Последний ремонт здесь был в 1984 году (БМЗ делал), поэтому работы масса. Пришлось многому научиться, зато теперь любое дело по плечу. Особенно когда у тебя такая команда. Вместе с детьми красили, пилили, обновляли. Сейчас дочка сделала сайт, ведет страницы в соцсетях, занимается рекламой. Я это очень ценю.
— Это сейчас здесь комфорт и коммуникации, а раньше ничего не было! Вот это были времена. Приезжали сюда с семьей, приглашали друзей и родных. За водой к роднику, яичница на костре, вокруг природа — красота. Романтика была невероятная, — ностальгирует Сергей. — Всем гостям очень нравилось, хотя неудобства определенные были. Но посмотрите, какие тут места! Я в Беларуси такого больше вообще не встречал.
Аутентичной осталась не только местная природа, но и интерьеры судна. Советскую эстетику семья решила сохранить как дань прошедшей эпохе. В каютах мягкая обивка на стенах, линолеум былых времен, аккуратная деревянная мебель; в столовой и холлах ковры и модная по тем временам резная отделка. Все осталось ровно таким же, каким было в 80-х, когда на судне бурлила жизнь.
Новый «экипаж» обновил лишь санузлы, душевую и кухню, чтобы гостям было комфортней. Со временем планируется отреставрировать палубы и первый этаж.
В данный момент на дебаркадере сдается 36 кают (все на втором этаже), но поток туристов небольшой, поэтому есть шанс пожить в необычном отеле даже в одиночку. По будням здесь почти не бывает людей, вокруг только лес и вода. Вариант для храбрых и романтичных.
— Конечно, к нам едут за свежими впечатлениями: пожить в номерах ушедшей эпохи, отдохнуть на палубе с видом на Днепр, погулять по лесу.
Таких мест в стране действительно немного, и все, кто приезжает, остаются довольны, — рассказал Сергей. — Мы совсем недавно запустились, поэтому пока гостей немного. Бывает, пара снимает комнату, а в итоге одни на всем корабле — романтика. А бывает, снимают сразу весь этаж, отдыхают чисто своей компанией. Тоже хорошо.
Что касается развлечений, то вариантов несколько. В округе находится экологическая тропа «Приднепровская», которая ведет к источнику с ключевой водой (путь проходит по хвойному лесу, через дендропарк и эффектные обрывы над Днепром). В тени деревьев волейбольная и футбольная площадки, пешеходные и веломаршруты, ну и, естественно, рыбалка, сбор грибов и ягод. А вот о еде постояльцам нужно позаботиться самостоятельно. Для удобства есть кухня с техникой и посудой, зона барбекю у пристани, большая обустроенная беседка. Кроме того, рядом санаторий, где можно гулять, заказывать напитки и закуски в баре.
— Мы думали над тем, чтобы арендовать лодки, но пока от этой идеи отказались. Уж больно большая ответственность. Люди приезжают на выходные, отдыхают, выпивают — мало ли чего, — поделился опасениями Сергей. — Но купаться можно, недалеко есть небольшой пляж.
Очень легко. По поисковому запросу «Дебаркадер» карта проложит нужный маршрут. От Минска примерно 220 километров, на машине добрались за 2,5 часа (нужные координаты: 53.083260, 30.202003). Дальше план таков: доезжаем до санатория «Приднепровский», говорим вахтеру кодовое слово «Дебаркадер», и шлагбаум волшебным образом открывается. Километр по территории санатория, и вы на месте. Дополнительную информацию можно посмотреть в Instagram героев. Цена ночевки — 20 рублей с человека. О своем набеге следует предупредить заранее.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by