Начался кошмар аллергиков. Почему у нас столько тополей и как победить этот надоедливый пух?

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский; Влад Борисевич
16 451
15 июня 2021 в 17:30

За окном метель. Правда, снег на этот раз ни при чем. Смело, будто настоящий повелитель улиц, в воздухе кружит тополиный пух. Миллионы пушинок разных размеров танцуют на ветру, так и норовя попасть в глаза, рот, нос. Честно признаться, раздражает, не о таком воздухе мы мечтаем. И страдать (а может, кто-то даже будет радоваться) придется еще недели две. Что не так с тополями и почему ими засажены все улицы? Разбираемся вместе со специалистом из Национальной академии наук.

Почему у нас столько тополей?

Мода на тополя появилась сразу после войны и была во многом вынужденной: разрушенные города необходимо было как можно скорее не только отстраивать, но и озеленять. Тополь для этих целей подходил как нельзя лучше: растет быстро (в год прибавляет по метру-полтора), неприхотлив, да к тому же наш, родненький, не надо везти саженцы из-за моря. (И если в послевоенные годы разнообразия в деревьях особо не было, то сейчас выращивается до десяти видов гибридов только тополя.)

— До сих пор тополя активно используют в озеленении городов по всему миру. Этому есть простое объяснение: данные деревья устойчивы к запылению, задымлению и тяжелым металлам, — объясняет старший научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Аркадий Скуратович. — На своих широких листовых пластинах тополя осаждают много копоти, сажи. То есть это большой и очень эффективный фильтр. Можно сказать, что тополь— идеальная древесная порода для города.

Правда, есть у тополей и минус — вездесущий июньский пух, который для многих является как минимум раздражителем, как максимум — мощным аллергеном.

— Тополя хороши практически всем. Конечно, кроме того, что они, когда наступает пора плодоношения, довольно сильно пылят. Но и с этим можно бороться, причем довольно просто, — уточняет специалист. — Это растение является двудомным, то есть у него есть как мужские, так и женские особи. Отличить одни от других может любой человек: ранней весной на мужских деревьях распускаются длинные и пушистые красноватые сережки. Они быстро отцветают и опадают. Да, на сережки тоже может быть аллергия, но, как правило, не такая сильная, как на пух. На этом «активность» мужских тополей заканчивается.

Женские же ведут себя очень скромно весной, выпуская тоненькие зеленые сережки. Но потом эти сережки созревают, коробочки увеличиваются в размерах и в конце концов растрескиваются, высвобождая семена. Семена сами по себе очень мелкие, имеют хохолки из волосков— тот самый пух. Причем эти волоски могут обламываться, становясь вообще практически незаметными. И если полноценную пушинку вдохнуть сложно, то небольшие волоски запросто могут попасть внутрь дыхательной системы.

Мало того что сам пух может выступать аллергеном, так он еще и ого-го какой переносчик других раздражителей: то, что раньше спокойно находилось бы в траве или на дереве, вместе с пухом путешествует по воздуху.

И что со всем этим делать?

— Решить проблему можно. Причем для этого есть сразу два способа. Первый и самый простой— использовать для посадок только мужские растения. Тополя размножаются вегетативно: нарезаются черенки и укореняются (иногда предварительно их ставят в воду, порой сразу сажают в грунт). И если срезать веточки только с мужского экземпляра, то и все саженцы тоже будут мужскими.

Второй способ более затратный, но все такой же эффективный— деревья надо вовремя обрезать. Порой озеленители высаживают женские деревья из-за их стройности и красоты: они более изящные по сравнению с мужскими, крона смотрится лучше. Но чтобы эти деревья не пылили, надо проводить их обрезку. Причем желательно начать делать это, пока дерево молодое — в возрасте 15—20 лет (40—50-летнее тоже можно обрезать, но не факт, что дерево не начнет болеть, у него не появится сердцевинная гниль, а там уже и до падения от дуновения ветра недалеко).

Для молодых тополей обрезка «под карандаш» не проблема: они быстро дают новые боковые побеги, которые всего за год вырастают на полтора-два метра, так как имеют хорошее питание (корневая система дерева к этому моменту отлично развита). Эти молодые побеги не дают семян (даже женские) до 5 лет. И если периодически проводить обрезку, то никакого пуха не будет, — называет простые способы избавления от кошмара для аллергиков Аркадий Николаевич.

В городских условиях тополь растет 40—60 лет. Безусловно, есть и исключения в обе стороны, но это, можно сказать, стандарт.

— Бо́льшая часть наших тополей высаживались после войны. То есть им сейчас как раз 50—70 лет, поэтому практически после каждого сильного ненастья во дворах падают деревья. Их время пришло, и настала пора заменить старые деревья на новые. Подходить к этому процессу надо с умом, чтобы избавить город и его жителей от пыления. Тополь — очень хорошее дерево, используется в озеленении не только у нас, и оно действительно может не доставлять проблем. А вообще, мне нравится, как сейчас работают в этом направлении в Бресте: высаживают новые сорта и виды, которые раньше в озеленении не использовались. Так город выглядит интереснее, разнообразнее и больше радует глаз, — заключает Аркадий Скуратович.

К новому сезону отключений горячей воды — водонагреватели в Каталоге

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро