Вечером 4 августа 2020 года в порту Бейрута произошло сразу два взрыва. Мощность второго была оценена в 1,2 килотонны тротила, всего в 10 раз слабее, чем мощность первой в истории атомной бомбы «Малыш», которую в августе 1945 года, практически ровно за 75 лет до трагедии в ливанской столице, сбросили на японскую Хиросиму. В результате техногенной катастрофы погибло более 170 человек, 6 тыс. получили травмы, 300 тыс. жителей Бейрута лишились жилья. Судя по всему, как часто случается в чрезвычайных происшествиях такого масштаба, причиной инцидента стала цепочка факторов, главным из которых можно назвать вопиющую человеческую халатность.
Хроника событий. Все случилось вечером во вторник, 4 августа, в 18:07 по местному времени. Серии взрывов предшествовал начавшийся в городском порту пожар, сообщение о котором поступило бейрутским спасателям 12 минутами ранее. Прибывшие в порт специалисты чрезвычайных служб обнаружили возгорание на складе №12. По предварительным данным, пожар возник в месте хранения фейерверков. Потушить его спасатели не успели. В 18:07 раздался первый, более слабый взрыв. На снятом в это время видео заметны вспышки взрывающихся фейерверков. Спустя 35 секунд раздался второй взрыв, и вот он оказался катастрофическим. Бейрутский порт хорошо просматривался из окружающих его жилых высоток, а также из акватории бухты, в связи с чем предшествующие второй детонации события привлекли к происходящему внимание десятков свидетелей. Благодаря этому момент ЧП оказался зафиксирован в многочисленных роликах. И зрелище получилось действительно впечатляющим.
Территория вокруг места ЧП была фактически уничтожена. В эпицентре взрыва образовалась воронка диаметром 124 метра и глубиной в 43 метра, заполнившаяся в итоге водой и изменившая бейрутскую береговую линию. Частично устоял лишь высотный элеватор, своими стенами, скорее всего, защитивший часть жилых домов от разрушений. Однако и без того ливанская столица стала напоминать город во время военных действий. Пострадали тысячи зданий разного назначения. Впоследствии, по разным данным, ущерб от трагедии был оценен в $10—15 млрд, но страшнее всего были человеческие жертвы. По меньшей мере 178 человек погибло, количество пострадавших превысило 6 тыс. человек.
Произошедшее спровоцировало и политический кризис. Десятки и сотни тысяч ливанцев, возмущенных тем, что правительство допустило такую катастрофу, вышли на улицу и спустя 6 дней все-таки добились смещения кабинета министров Хассана Диаба.
Как обычно, в происшествиях такого рода помимо стандартных причин (несчастный случай или халатность) не могли не быть рассмотрены и версии внешнего воздействия, под которыми обычно подразумеваются теракты. В данном случае такой вариант казался особенно привлекательным. Ливан — страна, в которой долгое время продолжалась по сути гражданская война, — по-прежнему остается очагом напряженности в и так перенапряженном регионе. Соседство с Сирией и Израилем, наличие множества конфессиональных групп, деятельность в стране террористических группировок типа организации «Хезболла» создают благоприятную почву для разного рода провокаций. Самой популярной конспирологической версией стала как раз атака не то израильской авиации, не то вездесущего «Моссада» на склад боеприпасов как раз «Хезболлы», будто бы находившийся в бейрутском порту. Однако, похоже, в данном случае списывать все на очередную операцию израильтян все же не стоит. Вся имеющаяся информация говорит о том, что человечество еще раз узнало об опасности нитрата аммония.
Соль азотной кислоты, нитрат аммония, — из тех веществ, которые одновременно могут приносить пользу и наносить вред. С одной стороны, это популярное эффективное азотное удобрение, с другой — компонент взрывчатых веществ. При этом важнейшей особенностью аммиачной селитры является то, что она очень зависима от условий транспортировки и хранения. При нарушении техники безопасности она становится крайне взрывоопасной, и случаев, когда халатность при обращении с нитратом аммония приводила к тяжелейшим последствиям, предостаточно. К моменту трагедии в Бейруте самым известным был взрыв в китайском Тяньцзине, который по масштабам последствий соответствовал произошедшему в ливанской столице.
21 ноября 2013 года в порт Бейрута зашел сухогруз MV Rhosus под молдавским флагом. За два месяца до этого корабль вышел из порта грузинского Батуми в направлении мозамбикской Бейры с 2750 тоннами нитрата аммония на борту. В данном случае аммиачная селитра перевозилась не как удобрение, а в качестве именно взрывчатого вещества, т. е. не была специально разбавлена дополнительными веществами, делающими ее более безопасной. Компания-заказчик планировала использовать груз для проведения горных работ в африканском Мозамбике. Как MV Rhosus оказался в порту Бейрута, не до конца ясно. По одним данным, у владельца судна, российского предпринимателя Игоря Гречушкина, не было денег для оплаты прохода корабля по Суэцкому каналу. По другим — в порту столицы Ливана его ждал дополнительный груз.
Судя по всему, при проведении погрузочных работ MV Rhosus был поврежден, ему запретили выходить в море, а затем накопились долги перед портовыми властями, которые в итоге были вынуждены арестовать и корабль, и его груз. Вся селитра, почти 3 тыс. тонн, была сгружена на берег, помещена в тот самый двенадцатый склад, где и провела следующие семь лет, пока наконец не взорвалась.
Уже в 2014 году, при перегрузке нитрата аммония с борта корабля на склад, в отчете, подготовленном для управляющих портом, было отдельно отмечено, что бóльшая часть мешков с селитрой повреждена. Андреа Селла, профессор химии Лондонского университета, в интервью Financial Times рассказал, что в обычном виде при правильных условиях хранения нитрат аммония выглядит как небольшие белые гранулы. Однако при нарушении техники безопасности, при контакте с атмосферой они впитывают влагу, теряют форму и способны слипаться в твердый массив, напоминающий камень. Скорее всего, именно это и произошло за те годы, что селитра MV Rhosus провела на портовом складе. За все это время, с 2014 по 2020 годы, власти не предприняли никаких шагов по утилизации смертельно опасного груза, хотя должны были быть прекрасно осведомлены об угрозе, которую он представляет.
Далее события развивались по тяньцзиньскому сценарию. Сначала возник пожар (в бейрутском случае — при проведении сварочных работ), затем произошел первый взрыв (в Тяньцзине это был ацетилен, в Бейруте — фейерверки), от которого в свою очередь произошла детонация аммиачной селитры со всеми понятными последствиями.
В тексте о трагедии в Тяньцзине Onliner писал, что она «далеко не первая и, к сожалению, не последняя катастрофа с аммиачной селитрой в главной роли». На то, чтобы данному тезису нашлось подтверждение, понадобилось еще пять лет. В очередной раз возмутительные человеческие ошибки не были прощены, и в очередной раз цена безалаберности была измерена десятками человеческих жизней. К сожалению, скорее всего, и этот урок будет непоследним.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by