Биография бывшего IT-бизнесмена Андрея Решетина во всем идет наперекор трендам. Будучи основателем успешной компании CactusSoft, он бросил IT, чтобы создать мебельное производство. Отверг современные стили и выбрал вычурную классику. Поехал со своим начинанием в Скандинавию, откуда к нам пришла мода на строгий минимализм, простые линии и пастельные тона, и именно там нашел своего клиента. Пока другие дизайнеры прокачивают воображение, отсматривая картинки в Pinterest, Решетин не приближается к ним на пушечный выстрел, чтобы случайно не украсть чужую идею. Onliner продолжает цикл Made in Belarus — о наших земляках, которые создают незаурядные вещи и прославляют свои имена далеко за пределами родного города.
Долгое время Андрей и его жена Вера были известными белорусскими IT-бизнесменами. Но спустя 11 лет чета продала компанию CactusSoft бельгийцам и открыла совсем другое дело — фабрику по производству крафтовой мебели с таинственным названием Black Owl.
Вот как пара объясняет это решение: обставляли дом, захотелось брутального интерьера, не смогли найти на рынке ничего похожего на свой замысел — лишь неразборные глыбы металла, которые не влезали ни в дверь, ни в окно. Тогда решили заказать у гаражных сварщиков мебель по своим чертежам. Работа была кропотливой, результат — несовершенным. Решетин как типичный перфекционист этого так не оставил и основал фабрику Black Owl.
Разработал линейку мебели в красивой и компактной упаковке. Комплекты могут доехать в любую точку земного шара и собраться с помощью гаечного ключа и отвертки.
Сейчас семья живет на две страны. В Минске у Андрея небольшой производственный цех и восемь постоянных сотрудников: два менеджера, сварщики и слесари. На случай аврала есть пара людей на подхвате, работающих по договору подряда. А сам Решетин выполняет роль дизайнера и конструктора в одном лице.
Больше 80% клиентов Black Owl обитает в Дании. Поэтому Андрей едет в Минск, чтобы контролировать производство, а затем возвращается в Данию решать вопросы с заказчиками.
Цены на продукцию Black Owl для датчан вполовину выше, чем для белорусов, ведь приходится тратить деньги на доставку и растаможку. Например, кресло Bruk в Дании стоит порядка $2000, стол Greenwich длиной 2,5 метра — около $1700.
— Для датчан это недорого. Там другой уровень жизни и авторские оригинальные вещи ценятся больше реплик, — утверждает Решетин. — А насчет белорусского рынка у меня изначально не было розовых очков.
Открывая Black Owl, я понимал, что он будет экспортным.
В месяц мы продаем 8—10 единиц мебели. Наверное, для маленькой мастерской это был бы успех, но когда я основывал фабрику, то представлял себе конвейер и фуры, уходящие караваном за горизонт.
В планах — развитие пусть и не очень обширного, но поточного производства на 80—100 единиц мебели в месяц. А пока Black Owl не обрел узнаваемость, основную прибыль фабрика имеет от изготовления стеклянных лофт-перегородок.
— В Дании наши перегородки продаются в три раза дороже, чем в Беларуси, потому что делать их под заказ в 1200 км от заказчика очень рискованно, — продолжает Андрей. — Если по приезде в Данию эта перегородка не состыкуется со стеной, ее придется выбросить и сделать с нуля. Так будет дешевле, чем отправлять обратно в Беларусь на доработку. К счастью, мы установили более 50 перегородок и ни разу не промахнулись с размером, но я планирую открыть в Дании поддерживающее производство, чтобы дать нам право на ошибку.
Кстати, словом «лофт» такие перегородки называются только у нас. В Европе их величают Crittall, в Дании — New Yorker. А в Беларуси «лофтом» называется любой интерьер с вкраплением металла.
И хотя слово «лофт» очень успешно продает вещи на белорусском рынке, я стараюсь уйти от него и считаю, что мои изделия гораздо больше вписываются в классический интерьер.
Наш маркетинг вообще ориентирован на западных клиентов. Мы не постим в соцсетях глубокомысленные «простыни» и не интересуемся у читателей, какой вариант дизайна им больше нравится, хотя в Беларуси такой подход более продаваем. Наши соцсети ведутся строго — так, как мы привыкли общаться с иностранными заказчиками во времена своей бытности в IT. Для зарубежной публики это индикатор. Обычно тот, кто хайпит в соцсетях, устраивает опросы, пишет об успехе и выходе из зоны комфорта, по факту ничего путного предложить не может.
Несмотря на экспортную направленность бизнеса, Решетин черпает вдохновение в белорусской глубинке. У Black Owl есть два аккаунта в Instagram: в одном представлены товары, в другом — живописные фото из Беларуси.
Недавно Black Owl освоила новую нишу — геометрические витражи для веранд, которыми полнится белорусская глубинка. Когда-то такой витраж мог сделать любой парень на деревне, а сегодня это — давно забытое искусство, реплики которого стоят дороже старой избы с витражами.
Решетин считает, что всеобщее счастье — это национальная идея датчан, и рассказывает, как знакомый украинец, который живет в Копенгагене и нигде не работает, получил бесплатную путевку на Мальдивы от государства. Просто потому, что каждый человек, живущий в Дании, раз в год должен съездить в отпуск.
— В Данию мы переехали потому, что жена хотела тут жить, — говорит Андрей. — У нее спокойный нордический характер, а здесь ни жары, ни лишних переживаний. Датчане живут неспешно и не парятся. Они в шоке от того, какие мы пунктуальные. Для них ответить на деловое письмо спустя неделю — это норма жизни. Мы даже выжидаем денек с ответом, чтобы они не пугались.
— Здесь мы позиционируем себя датской дизайнерской студией. Не потому, что датчане не любят Беларусь, а потому, что ничего о ней не знают. При слове «Беларусь» датчане впадают в ступор, — продолжает Решетин. — Для них это страна без репутации, белое пятно на карте Европы. А людей пугает неведение. Мне проще сказать, что я русский, — так для них понятнее.
Недавно я выиграл конкурс в номинации «Перспективный молодой датский дизайнер». Было смешно, потому что мне 46 лет и я айтишник из Беларуси.
— В Дании под любой бизнес бесплатно выделяют консультанта-эксперта, — продолжает Андрей. — И это не диванные эксперты, а люди, которые возглавляли крупные корпорации. Мой эксперт говорит, что я выбрал крайне сложную идею для стартапа. По сравнению с IT войти в индустрию дизайнерской мебели — каторжный труд. Чтобы стать узнаваемым, нужно проработать на рынке 20—30 лет. И то не факт, что получится. Поначалу меня это остудило, но потом обрадовало, поскольку дела продвигаются быстрее, чем предполагал наш бизнес-консультант.
Фабрика Black Owl вышла в плюс, но затраты на ее открытие не окупились. Решетин убежден, что маржинальность бизнеса белорусских слесарей, которые куют железные розочки и варят гаражные навесы, гораздо выше, чем у его стартапа, а сравнения с «айтишкой» он тем более не выдерживает. Но это обстоятельство не особо расстраивает создателя.
— Честно говоря, я не считал, сколько во все это вложено, — признается Андрей. — Подозреваю, что больше $100 тыс. Конечно, в IT затраты отбиваются гораздо быстрее. Но сейчас я не вижу смысла считать расходы и сравнивать их с доходами. Я хочу продвигать свои идеи, и моя голова занята дизайном, а не бухгалтерией.
От редакции. Если вы знаете соотечественников, которые создают незаурядные вещи и прославляют свои имена за пределами Беларуси, пишите на se@onliner.by.
Читайте также:
Столяр из Бреста собирается строить фантастические фигуры из дерева и ищет единомышленников
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by