Полная непредсказуемость. Как устроены необычные минские таунхаусы, где метр стоил $850

Автор: Евгения Штейн. Фото: Александр Ружечка
03 декабря 2018 в 8:00

За текучие формы, кислотные краски и элементы классической архитектуры минчане иногда сравнивают необычные дома в микрорайоне Запад с творениями Гауди. А те, кто не заморачивается архитектурными аллюзиями, называют их просто «домики хоббитов». Живут в них обеспеченные белорусы, которые 10—12 лет назад заплатили порядка $200 тыс. за голые стены в этих таунхаусах. С первого взгляда довольно сложно определить, сколько в них этажей, где вход и откуда начинаются соседи. Как устроены уникальные дома в 15 минутах ходьбы от станции метро «Кунцевщина» и почему жилые комнаты в них находятся ниже гаража, читайте в репортаже Onliner.

Коротко. О чем здесь речь

Хорошая или плохая архитектура?

В Минске не так много проектов, бросающих вызов прямым углам и евклидовой геометрии. Видимо, поэтому минчане восприняли эту застройку именно как вызов. Она сразу нашла своих поклонников и противников, регулярно попадала в топы самых нелепых минских зданий, хотя задумкой архитектурного института «Минскгражданпроект» это не было.


— Для нас застройка квартала Одинцова — Тимошенко — это попытка «сыграть не по правилам» — не по правилам академической архитектуры, — так описывали свой замысел проектировщики. — Застройка расположена на рельефе с перепадом отметок 10—12 метров. Здания своеобразно «ползут» вверх по склону, усиливая пластику рельефа. Мы решили архитектурой ничего не утверждать и не прославлять, не транслировать потребителю свое представление о смысле жизни и смысле данного пространственного построения.

Попытка «сыграть не по правилам» понравилась далеко не всем. Но несмотря на спорное архитектурное решение, второй такой частной застройки, которая имеет структуру и выдерживает единый стиль, в черте города просто нет, а представления о ее нелепости полностью рассеиваются, когда оказываешься внутри, а не снаружи.

Таунхаусы в переулке Одинцова

На первый взгляд четная и нечетная стороны переулка Одинцова имеют мало общего, но обе они состоят из трехуровневых таунхаусов, построенных по американскому принципу: спереди — въезд в гараж и вход в дом, сзади — двор, на котором принято отдыхать вдали от людских глаз. Три уровня так обыграны на рельефе, что вход осуществляется сразу на второй. Попасть на задний двор, как правило, можно только из дома. Исключение составляют крайние таунхаусы, в одном из которых мы побывали.

Спереди таунхаус кажется маленьким, как дача или избушка лесника. Но попав внутрь, понимаешь, что это иллюзия. За прихожей перед нами открывается огромный холл с красивой лестницей, по которой можно спуститься на цокольный этаж или подняться на мансардный.

Дальше — кухня, совмещенная с просторной гостиной, высота которой достигает 5,5 метра в отсеке под куполом, где висит люстра. Над кухонной частью находятся жилые комнаты, над гостиной — только необычная скатная кровля. К помещению примыкает терраса площадью около 30 квадратных метров.


Кроме кухни-гостиной, в доме пять спален и три санузла (по одному на этаже). Площадь таунхауса с учетом террасы — 230 квадратных метров. Он стоит на участке в 5,5 сотки и занимает около половины.


Гаражный навес находится на уровне второго этажа, который кажется первым, если смотреть на него с улицы. Нижний уровень — это цоколь, верхний этаж — мансардный. Своды здесь полукруглые, повторяющие геометрию необычных скатных крыш.

Как и таунхаус, двор дома трехъярусный. Вдоль ярусов и по контуру дома идет лестница. Нижний ярус двора (как раз тот, на который выходят окна цокольного этажа) — это зеленый газон, спрятанный от людских глаз — эдакий задний дворик американского образца, на котором принято проводить много времени. Придомовая территория огорожена забором с калиткой, которая, в свою очередь, ведет в общий двор с английским газоном и детской площадкой, расположенный в низине у подножья холма. Он тоже огорожен забором — попасть туда могут только жители таунхаусов.

— Эти таунхаусы были сданы в 2006 году, — рассказывает хозяйка. — Мы купили его на стадии строительства, цена квадратного метра в те времена составляла $850. Это за голые стены, здесь даже лестницы не было. Ремонт делался долго, рабочие «накосячили» везде, где смогли, все пришлось переделывать.

Застройщиком комплекса выступала компания «Арэса-сервис», а продажей занималось агентство «Мегаполис». Коттеджи сдавались без облагораживания территории, хотя застройщик обещал нам и газон, и заборы красивые. В огороженном общем дворике напротив домов нам вообще достался бурелом вперемешку со строительным мусором.

Газоны и на участках, и во дворе напротив дома каждый делал сам: выравнивали землю, высаживали траву. Нам достался самый большой участок. Только за газон мы выложили около $10 тыс. Площадку тоже делали на личные средства. Горку с турникетами поставил сосед, а мы установили качели, песочницы и прочее оборудование.

В этот двор можно попасть только из дома. Есть пожарные въезды, но они закрыты. Ни машин, ни посторонних людей внутри не бывает. Можно отпустить ребенка гулять до самого вечера, наблюдать за происходящим с террасы или из окна кухни-гостиной и не беспокоиться за безопасность чада.

Наверное, эта приватность сыграла решающую роль в нашем выборе: понравились двор, терраса, приусадебный участок, который граничил только с рощей на вершине холма, — говорит хозяйка, глядя туда, где сейчас развернулось строительство домов. — Правда, скоро на его месте вырастут многоэтажки, из окон которых наш двор и приусадебный участок будут видны как на ладони.

Впрочем, жители большинства местных таунхаусов и коттеджей с самого начала смирились с тем, что их придомовая территория просматривается из окон многоэтажек. Только некоторые дворы были недосягаемы глазу.

— Мы заселились сюда чуть ли не самыми последними. Отчасти это было продиктовано затянувшимся ремонтом, отчасти — возрастом детей. Пока младшей не исполнилось 3 года, я опасалась переселяться в дом с лестницами.

Спускаемся вниз, на первый уровень. Это цоколь, северная сторона которого благодаря перепаду высот находится под землей, а южная — на ее поверхности. Здесь расположены спальни старшей (18 лет) и младшей (8 лет) дочерей. Из окна открывается вид на придомовой участок и детскую площадку за его пределами. На цокольном уровне предусмотрен свой выход на улицу.

— Здесь у меня живет старшая. Учится на факультете мировой экономики и увлекается путешествиями. Побывала в 26 странах мира, все отмечает на карте. А здесь у нее уголок путешественника: сувениры и фотографии из разных стран. Интерьер комнаты — моих рук дело: дочь была еще маленькая, когда мы делали ремонт. Все интерьерные решения я подбирала сама, к дизайнерам не обращалась. Вряд ли они лучше нас знают, что нам нужно.

С социальной инфраструктурой в районе порядок. Хватает и школ, и садов, есть даже детский развивающий центр. Мне очень нравится, что эти, казалось бы, частные дома, расположены в городе. Если старшая дочь захочет вечером к друзьям или в кино, метро к ее услугам. А жили бы мы за городом — пришлось бы стать личным водителем для своих детей или нанять такового.

Честно говоря, понятия не имею, сколько в месяц выходит за «коммуналку». Знаю, что по электричеству мы вписываемся в норму потребления — 250 кВт. За газ выходит 5,5 кубометра в год. Налог на землю и недвижимость — около 300 рублей в год.

Коттеджи в переулках Тимошенко

В 2-м переулке Тимошенко застройка скорее коттеджная, чем таунхаусная. Дома здесь двухуровневые, нижний уровень представляет собой цоколь, одна из сторон которого находится под землей благодаря игре рельефа. На «верхний дворик» можно попасть по узкой лестнице между домами или через сам дом.

2-й переулок Тимошенко застроен по европейскому принципу: дворики находятся с лицевой стороны домов. Но при этом они не проходные: как и в случае с американским вариантом, попасть во двор можно только из дома, а в дом — через скромную дверь, отделенную от живописного двора гаражом на два автомобиля. Верхние (они же задние) дворики домов, построенных по европейскому принципу, не несут функциональной нагрузки: сюда выходит только пара мансардных окон.


1-й переулок Тимошенко находится выше 2-го, поэтому здесь воплощен американский принцип: спереди (выше) — вход, сзади (ниже) — двор. Таунхаусы здесь трехуровневые и на вид мало чем отличаются от своих «собратьев» в переулке Одинцова. Разве что площадь у них другая: судя по всему, она составляет около 300 «квадратов».

Один из коттеджей в 1-м переулке Тимошенко выставлен на продажу через сервис Onliner «Дома и квартиры». В нем три уровня, шесть комнат, три санузла, два гаража, терраса и свой дворик с газоном. За все это просят $700 тыс.

Жители коттеджей имеют далеко не средний достаток, но при этом сами чистят дорожки от снега. Как объяснила нам женщина, размахивая лопатой, это проще, чем дожидаться снегоуборочной техники, которую нанимают пару раз в год.

— Товарищества собственников здесь нет. Мы относимся к ЖЭСу, но так как владение частное, дороги приходится чистить самостоятельно. Правда, сбрасываемся по $100 каждую зиму — ну, пройдет трактор во время сильного снегопада. А в остальные дни все на совести жильцов.

Многоквартирные дома

Кроме коттеджей и таунхаусов, в состав этого пестрого жилого комплекса входят два многоквартирных дома с подземным паркингом по адресу переулок Одинцова, 3 и 5. Этажность дома №5 переменная: в нем есть трех-, четырех- и пятиэтажные секции. Дом в переулке Одинцова, 3, состоит из четырех этажей, хотя из-за перепадов рельефа и причуд архитектуры определить это довольно сложно.


— Я бы не сказал, что здесь однородная социальная среда, — признался житель 5-го дома в переулке Одинцова. — Хватает людей, которые жарят сало или селедку без принудительной вентиляции или курят на балконах. Законы были такие, что застройщик обязан был отдать пару квартир исполкому, а он, в свою очередь, — нуждающимся гражданам.

Диана снимает одну из квартир в переулке Одинцова, 3. В декабре уезжает из страны, так что квартира вновь ищет арендатора. При площади больше 90 «квадратов» в квартире всего одна спальня. Зато есть просторный санузел, огромная гостиная, кухня и хозяйственная комната, где установлены двухконтурный котел, стиральная машина и дополнительный холодильник.


— Я сама белоруска, и муж мой белорус, но мы прожили восемь лет в Литве. Четыре месяца назад вернулись в Беларусь, но муж решил организовать бизнес в США, поэтому в декабре мы планируем переехать туда.

Квартира сдается за $900 в месяц, но хороших вариантов за эту цену не так много, как кажется. Для меня главное было поставить машину. Здесь всегда можно найти парковочное место, даже после полуночи. Есть подземный гараж, но хватает мест на стоянке возле дома.

Кроме того, хотелось найти квартиру, где будет мало соседей. Чтобы в доме была тишина и машины не бросались в глаза при выходе из подъезда. Несмотря на то что здесь пять квартир на этаже, благодаря архитектурному решению за четыре месяца я не видела и не слышала ни одного соседа. В квартире полная тишина. Двор машинами не заставлен. Выпускаешь ребенка на площадку и наблюдаешь за ним из окна, не беспокоясь о последствиях.

Прогуливаясь по подъезду, мы понимаем, о каком архитектурном решении говорила Диана. Подъездный холл поистине огромный, а квартиры имеют минимальное количество общих стен. И хотя снаружи дом напоминает трущобную многоэтажку, составленную из разноцветных морских контейнеров, попадая внутрь, понимаешь, что внешность обманчива.

Интерьерные часы и сотни других подарков на Новый год в каталоге Onliner

электронные, круглая форма, стиль: современный, цифры: арабские, питание: 1 x AA (R06), радио
Снят с продажи
кварцевые, круглая форма, стиль: минимализм, цифры: индексы, питание: 1 x AA (R06)
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by