Создать квадратные метры из ничего — искусство, которым в нашей стране владеет не так уж много людей. Сергей из Витебска — один из них. Уже на протяжении долгих лет мужчина превращает чердаки в «сталинках» в стильные и уютные жилые пространства, стоимость которых оказывается значительно ниже средней по городу. Совсем недавно Сергей завершил новый проект, дополнив классическую «двушку» на последнем этаже 48 «квадратами». Модернизированную квартиру бизнесмен планирует впоследствии сдавать, а пока использует ее в качестве своеобразного выставочного образца: чтобы каждый заинтересовавшийся перевоплощением заброшенного чердака в современное жилье мог прийти посмотреть, что же это такое, и примерить на себя жизнь на мансардном этаже.
О том, как переделать темный и запущенный чердак в жилплощадь, Onliner.by впервые рассказал три года назад. Тогда Сергей показывал свою значительно увеличившуюся в размерах квартиру, расположенную в одном из красивейших домов Витебска, построенном когда-то для партэлиты и прочих видных людей. В трансформированной «сталинке» мужчина с семьей живет до сих пор и нарадоваться не может тому, что когда-то рискнул и переломил застоявшуюся систему.
Новым этапом в жизни мужчины стала покупка еще одной квартиры в том же доме: на одной площадке с Сергеем в 62-метровой двухкомнатной квартире жили иностранные студенты, которые, отучившись, поспешили вернуться на родину.
— В «двушке» напротив долгое время жили ливанцы и сирийцы: сначала — молодой хозяин, которому родители купили квартиру, как только он поступил в местный вуз, а затем — его квартиранты, — рассказывает Сергей историю «распашонки» с большой кухней. — Знаю, что собственник подумывал о том, чтобы остаться в Беларуси и вести здесь бизнес, но почему-то с этим не сложилось, и он решил продать квартиру. Поскольку мы были знакомы и неплохо общались, о предстоящей продаже он сразу же рассказал мне. А для меня такая квартира — сокровище. Помню, что свою «двушку» на последнем этаже искал несколько лет, поэтому упускать такую возможность было нельзя. Тем более что я уже знал, какой тут чердак и каких вложений он потребует. Само собой, каждый проект индивидуален и имеет свои особенности, но на знакомом поле в любом случае работать легче.
«Двушка» на последнем этаже даже спустя годы проживания квартирантов выглядит приятно, ведь главные козыри — трехметровые потолки, просторные комнаты и большие окна — остаются неизменными вне зависимости от того, кто и как их ремонтировал. Отличие от всех квартир по стояку здесь всего одно: крутая деревянная лестница в коридоре, ведущая наверх.
Сделки купли-продажи недвижимости в нашей стране по традиции проходят легко. А вот с тем, чтобы согласовать превращение «квадратов» (уже, кстати, не первое для города), пришлось помучиться.
— Помню, когда в 2007 году брался за присоединение чердака к своей квартире, законодательство было путаным и туманным: чиновники гоняли меня из кабинета в кабинет, в исполкомах проводил по восемь часов в день. С тех пор нормативная база порядком изменилась, существенно (на бумаге) облегчив жизнь таким экспериментаторам, как я. Читаешь — не нарадуешься: бери и делай, все просто сказочно. Но люди-то в кабинетах остались прежние. Поэтому, как и много лет назад, я пустился по бюрократическим кругам.
На получение разрешений на уровне администрации города ушло порядка восьми месяцев. А так как здание является памятником архитектуры, еще потребовались визы Минкульта. В общем, на сбор документов потратил полтора года.
На самом деле претензий к местным чиновникам у меня особо нет: понимаю, что в таком сложном и незнакомом деле люди просто боятся брать на себя ответственность. Вроде в документах все написано, а как оно в действительности будет? И для того чтобы перестраховаться, исполнители отправляют запросы в Минск: в случае какой-то большой проверки они смогут прикрыть себя официальным ответом из высшей инстанции. Немало запросов с просьбой о разъяснении той или иной ситуации отправил я лично.
В деле реконструкции чердака чиновничий этап хоть и выматывает, но это еще не все. Не менее любопытен опыт общения с соседями. По нынешним правилам, дать свое согласие на переделку техэтажа в жилое пространство должны две трети собственников. Сергей признается, что, когда впервые столкнулся с необходимостью уговорить соседей дать разрешение, был обескуражен реакцией некоторых: и сам не гам, и другому не дам. В этот раз все проходило уже проще: люди помнили, что витающие десять лет назад слухи о том, будто на чердаке устроят боулинг — дискотеку — дом терпимости, оказались сильно преувеличены, и спокойно ставили подписи, поддерживая затею горожанина.
— На полном серьезе и без иронии говорю: люди у нас хорошие. Просто надо честно и открыто с ними говорить, объясняя, что ты хочешь сделать. Не врать, не преуменьшать. А еще обеспечить доступ всех желающих на чердак во время проведения работ: чтобы люди не сомневались, что и в каком объеме делается, — объясняет свой подход Сергей.
Переделка техэтажа — большая работа. Сначала территорию, планируемую к преображению, оценит целая комиссия — чиновники из администрации, коммунальщики, архитекторы. Специалисты будут изучать состояние конструкций, их несущую способность и прочее. Затем необходимо будет составить проект, что тоже удовольствие недешевое.
— В нашей «сталинке» деревянные перекрытия, они по-прежнему находятся в отличном состоянии. И моя реконструкция не повлияла на дом негативно. Наоборот, раньше на чердаке перекрытия были засыпаны шлаком (по сути, отходами металлургической промышленности), а я заменил его на утеплитель, уменьшив весовую нагрузку на несущие конструкции.
А вообще, здесь все стены и потолок утеплены каменной ватой толщиной 15 сантиметров. Этого хватает, чтобы не мерзнуть зимой: делал ремонт во время морозов и убедился, что тепла от проходящей по мансарде трубы достаточно, чтобы комфортно себя чувствовать. К слову, утеплитель защищает и от шума: когда идет дождь, слышны только те капли, которые барабанят по мансардному окну.
На то, чтобы преобразовать пространство, Сергею понадобилось около года (меньше, чем было потрачено на сбор документов). Большинство работ (за исключением тех, которые требуют лицензии) мужчина выполнял сам: «Смысл платить рабочим $4000—5000, если могу справиться без посторонней помощи?»
В итоге мрачный когда-то чердак превратился в просторную 48-метровую комнату, благодаря ломаной форме и натуральной отделке напоминающую загородный дом. Высота потолка варьируется от 1,10 м в минимальной точке до 3,10 м в максимальной. Однако и это еще не все. По проекту, в помещении должна появиться еще одна дверь, которая будет вести в отдельную 35-метровую комнату, выходящую на другую сторону дома. Но с этим Сергей решил повременить: квартира и так из 62-метровой превратилась в 110-метровую.
Массивные балки, зонирующие пространство, — это не что иное, как родные стропила, которые были отреставрированы профессионалом. Декоративный камин у одной из стен собран из старого кирпича, который валялся на чердаке. Кусочки лепнины для оживления интерьера подарил знакомый. Гвозди — настоящие советские, которые использовались при строительстве этого дома. Видимый на стенах кирпич — родной, никакой симуляции и муляжей.
— Каких-то стоящих находок во время работ на чердаке не было, все как обычно. Единственное, обнаружил три маленьких ключика под одним из стропил (может, дети прятали их здесь от взрослых) и кусок слухового окна.
Вообще, заниматься чистовой отделкой намного интереснее, чем подготовкой к ней. Всегда хочется попробовать что-то новое. К примеру, в этой квартире мы с женой оформили потолок натуральным льном: купили полотно и «пристрелили» его степлером к деревянному каркасу. На мой взгляд, получилось отлично: экологично, интересно смотрится, легко дышится, можно по-разному декорировать. Да и вообще, я сторонник того, чтобы во время ремонта максимально использовать белорусские товары, поддерживая тем самым наших производителей.
А еще я довольно просто отношусь к ремонту: меня не передергивает из-за того, что где-то углы не 90 градусов или штукатурка не идеально ровная. Главное ведь, чтобы дома было приятно находиться…
Сергей признается, что иногда переделка одной части чердака волей-неволей тянет за собой «соцнагрузку»: перекрываешь кровлю — «накроешь» еще и соседей, меняешь трубы — захватишь и те, которые непосредственно тебя не касаются. Но не всякий проект требует больших вложений: если за «сталинкой» хорошо присматривали коммунальные службы, то «капиталить» ничего не придется.
— Так как для меня это уже не первый проект, знаю, где и на чем можно сэкономить (отказавшись или заменив), не потеряв при этом в качестве и прочности. К примеру, работая над этой квартирой, я не перекрывал общедомовую кровлю, а смонтировал, условно говоря, вторую крышу под основной, которая не допустит попадания влаги в помещение и хорошо вентилируется. Только этот шаг позволил сэкономить порядка $3500.
Когда десять лет назад я реконструировал чердак над своей квартирой, «квадрат» обошелся примерно в $500. Сейчас, имея за плечами большой опыт, удалось выйти на $200, но это с учетом того, что большинство работ я делаю сам. Предполагаю, что комментаторы мне не поверят и начнут «выводить на чистую воду», но врать мне незачем.
Кстати, когда ходил по соседям и собирал подписи, предлагал всем жильцам последних этажей бесплатную помощь в консультировании и сопровождении аналогичной реконструкции над их «квадратами». Однако с 2007 года никто ко мне так и не обратился. Не понимаю, чего люди боятся. Да, придется побегать по кабинетам, но ведь результат того стоит: увеличить квартиру можно почти в два раза, заплатив при этом минимум.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by