Что это вообще такое, откуда взялось такое название? Район был построен «шурави-мушавер» (советскими специалистами) еще в семидесятые годы и должен был служить «витриной социализма» для всего Афганистана. Слово «микрорайон» перекочевало в язык дари как имя собственное, превратившись в «Макрорейян» — собственно, современное название района.
Макрорейян примечателен тем, что его часто показывали в телевизионных репортажах о войне в Афганистане — мол, наши солдаты строят там дома и дороги, а бандиты-басмачи мешают им это делать, пишет белорусский блогер Максим Мирович.
Макрорейян был построен в Кабуле в семидесятые годы, а отдельные его кварталы достраивались еще и в восьмидесятые. Внутренние кварталы района назывались «блоками» — блок один, блок два, блок три и так далее. Внутри района были магазины и несколько клубов, а также центральная площадь и здание Дома культуры.
Жилые дома представляли собой типичные панельные хрущевки высотой в 4—5 этажей — в самом СССР к семидесятым годам такие здания уже почти не строились, но в Кабуле по какой-то причине было решено возводить именно их. Жить в этих домах должны были советские специалисты, а негласной целью застройки района была «демонстрация советского образа жизни» афганцам — мол, посмотрят сейчас простые афганцы на все преимущества жизни в советской хрущевке и тут же попросятся в СССР шестнадцатой республикой.
А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти кварталы изнутри.
Макрорейян находится недалеко от центра Кабула — едем туда на автомобиле.
Въезжаем в район. Очень непривычно видеть посреди восточного города типовые советские пятиэтажки — серии домов немного отличаются от, например, минских или вильнюсских панелек, но стиль зданий угадывается безошибочно.
Подстанция для питания близлежащих домов. В Макрорейяне все огорожено заборами — война, которая пришла сюда в семидесятые годы вместе с хрущевками, в каком-то смысле не закончилась до сих пор.
Внутри кварталов встречаются вот такие указатели, на них указано административное деление кварталов — Третий Макрорейян, блок 125.
Внутри Макрорейяна есть парк — его построили украинцы уже после вывода советских войск из Афганистана. Название парка по-украински, «Дитячий парк», также вошло в язык дари в качестве имени собственного.
В парке играют дети и можно увидеть велосипедистов. В центре парка — футбольная площадка. Сейчас детям можно играть в любые игры, а при режиме талибов футбол был запрещен.
Идем дальше по улицам Макрорейяна. Как и везде в Кабуле, на улицах идет бойкая торговля всем подряд — от баклажанов до модных кофточек.
Один из популярных товаров, который можно встретить везде в городе, — охлажденная бутилированная вода; воду, как правило, продают мальчишки. Электрических холодильников у них нет, и бутылочки с водой чаще всего продаются просто из тележки со льдом.
Девушка в маске изучает цены на продукты. Маски в Кабуле носят просто от пыли, которую несут сильные порывы ветра-«афганца».
А вот это газовые баллоны — магистрального газа в Кабуле до сих пор нет из-за постоянных войн, и людям приходится пользоваться привозным газом. Газовые баллоны в Афганистане не красные (привычные нам), а сине-серых оттенков, а вокруг вентиля есть еще дополнительная защита — чтобы его не сбило во время транспортировки. Такими баллонами питаются абсолютно все плиты в Афганистане.
Улицы Макрорейяна. В бывших советских «стекляшках» сейчас кипит бойкая восточная торговля.
Тележка с фруктами и лавки.
Давайте заглянем внутрь кварталов. Начиная с семидесятых годов в Кабуле неспокойно, и поэтому нередко отдельные кварталы в Макрорейяне охраняются. Охрана сидит под импровизированными навесами и следит за всеми, кто входит внутрь квартала.
Нередко дополнительные заборы есть также и непосредственно у самих зданий — они огораживают территорию возле окон первого этажа.
За загородками можно увидеть автомобили, велосипеды и даже небольшие детские площадки.
А иногда за загородками просто растет зелень.
Давайте посмотрим, как выглядят подъезды — домофонов на дверях нет, но есть замки-засовы — предположу, что на ночь все подъезды просто запираются жильцами изнутри.
Сам подъезд представляет собой стандартный «хрущевский» подъезд, неотличимый от такого же в каком-нибудь Саратове или Калуге. Под лестницей слева жители соорудили запирающуюся кладовку с дверью из гофрированного профиля.
Из необычного можно отметить решетки, которые установлены у некоторых квартир в качестве дополнительной защиты дверей. Видимо, решетки запираются на ночь изнутри — точно так же, как и дверь подъезда.
Ещё один дом, чуть победнее — окна в подъезде здесь настежь открыты, а в окне между первым и вторым этажом установлена решетка — чтобы злоумышленник не проник в подъезд с козырька. Практически все балконы застеклены, а на некоторых окнах еще и установлены дополнительные защитные решетки.
Внутри — обычный подъезд с кладовкой. Бросается в глаза полное отсутствие почтовых ящиков.
Пролет между этажами.
Въезд во двор. На заборе, что ограждает квартал, можно увидеть мотки колючей проволоки типа «егоза».
Кварталы Макрорейяна.
В восьмидесятые годы по советскому телевидению эти хрущевки показывали как «великое достижение СССР, что должно будет принести счастье народу Афганистана».
Говорили о том, что вот, мол, мы сейчас понастроим в Афганистане хрущевок, и заживут они там счастливо и богато — точно так же, как и мы.
Надежды на то, что, поселившись в хрущевки, афганцы станут жить обычной советской жизнью, оказались тщетными — нынешний Макрорейян живет своей непривычной нам, но абсолютно органичной для Афгана жизнью.
Афганская культура впитала в себя и переварила советские хрущевки — не они изменили Афганистан, а Афганистан изменил их. Здешние улицы живут привычной жизнью восточного города, которая протекала в этих горах столетия назад.
В советской «стекляшке» внутри квартала сейчас работает аптека.
Как и в любом восточном городе — хозяин аптеки очень уважаемый человек, к которому можно прийти в гости, выпить чаю, поговорить о здоровье или просто обсудить последние новости.
Посреди типовых советских кварталов появилась мечеть — сейчас в Макрорейяне функционирует несколько мечетей, куда люди приходят на намаз или просто пообщаться между собой, обсудить последние новости. По рассказам местных — сейчас на проповедях муллы уделяют большое внимание светским делам и говорят о важности жизни в мире и согласии.
Часть мечетей перестроена из бывших зданий советских клубов — СССР пытался отучить афганцев от религии, но тем самым вызвал еще большее сопротивление советской идеологии.
Минарет над хрущевками.
Базарная площадь посреди Макрорейяна.
Как и столетия назад, торговцы продают здесь живых кур, баранину.
Овощи, фрукты.
Прямо здесь можно починить обувь.
И дать немного денег нищему — в исламе это считается очень хорошим делом.
Вот так сейчас живет район, который часто показывали в СССР во времена войны в Афганистане.