«Если нарушения есть, то почему дельцов никто не наказывает?» Минчанка пожаловалась в КГК на «оконщиков-обзвонщиков» и получила ответ

20 839
22 марта 2018 в 11:29

Тема деятельности «оконщиков», «фильтрщиков», «ходоков-электриков» и прочей «нечисти» всегда вызывает интерес среди горожан. Почти каждый хоть единожды да становился жертвой обзвона и настойчивых предложений пустить специалиста для «обязательной проверки качества». Как показывает наш опрос, большинство предпочитает разойтись с телефонными операторами, беспокоящими их посреди дня, мирно — «потроллить» в удовольствие или, выслушав, отказаться от услуг. Но есть и те, кто готов и хочет бороться с наглым вмешательством в свою жизнь. Среди них — минчанка Ирина. Номер домашнего телефона девушки тоже попал в базы «оконщиков», и беседа с человеком на том конце провода вышла не очень-то приятной.

Нарушение есть, но...

— Мне звонили несколько раз с разной степенью настойчивости, — рассказывает Ирина. — Но последний звонок превзошел все мои ожидания (и развеял иллюзии о собственной эмоциональной устойчивости). Звонивший (мужчина) хамил, грубил, откровенно врал, ссылаясь на какие-то законодательные акты, и повышал голос. После такого разговора я написала заявление в милицию по факту навязывания услуг, грубого обращения и нарушения частной жизни. Почти сразу участковый мне по-дружески пояснил, что нарушений в работе «оконщиков» нет, а им (милиции) я просто добавляю головной боли.

Тогда я обратилась в КГК и получила ответ (правда, из Мингорисполкома). Текст обращения был следующим: «Прошу проверить деятельность компании ООО „Релиз Окна“ на наличие противоправных действий по ст. „Мошенничество“, а именно: представители данной компании навязчиво звонят жителям города (по неизвестно откуда попавшим к ним номерам телефонов) и крайне навязчиво, грубо, манипулируя законами и представляя лживые факты, заставляют людей согласиться на их услуги, выдавая обследование окон за обязательное мероприятие.

При отказе становятся грубы, хамят, бросают трубку — таким образом нагло вмешиваются в частную жизнь граждан и наносят им моральные страдания, вызывая гнев, возмущение и чувство несправедливости. Существует немало фактов, подтверждающих, что работники подобных компаний обманывают наименее стойких — пожилых людей, т. к. при отказе становятся чрезвычайно агрессивны, а заставляя подписывать ненужный и грабительский договор на обслуживание окон, снимают с себя всякую ответственность, поскольку используют исключительно психологические методы воздействия. Кроме того, деятельность компании попадает также под законодательство о скрытой рекламе, т. к. они маскируют платную услугу (ремонт окон) под бесплатную (обследование)».

Власти города, конечно же, рассмотрели обращение Ирины и дали обескураживающий ответ: сославшись на ст. 12 Закона «О рекламе», которая говорит о том, что на получение рекламы по телефону и иным каналам связи необходимо согласие адресата, сотрудники Мингорисполкома признали, что компания допускает нарушения, но... По факту выявленного нарушения в адрес рекламодателя всего лишь было направлено предписание. А уж компания «Релиз Окна», получив оное, провела разъяснительную беседу с сотрудниками и довела нормы действующего законодательства. Звучит издевательски, ведь поквартирный обзвон — чуть ли не ключевой механизм взаимодействия с людьми, именно по телефону дельцы договариваются о встречах, а ходоки лишь завершают театральное действо.

— Основной вопрос, который остается актуальным: если нарушения есть (как указано в ответе), то почему никто не может привлечь эти организации к ответу? Как это сделать? В милиции нарушений не нашли. В горисполкоме отделались «беседами». А как завести на этих дельцов административное, а лучше — уголовное дело? — задается вопросом Ирина.

Юрист рекомендует

— Чтобы привлечь организацию к ответственности по выявленному нарушению, стоит обращаться не в милицию и к участковому, а в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, так как вопросы, касающиеся соблюдения Закона о рекламе, находятся в их компетенции. И протокол по нарушениям могут составлять специалисты МАРТа. Ирине необходимо написать заявление в это ведомство либо обратиться в Управление торговли Мингорисполкома и уже их просить составить протокол и привлечь к административной ответственности «оконщиков».

Второе, что можно посоветовать, — обращение в суд. В моей практике подобных случаев не было, но Закон о рекламе такой механизм предусматривает: в случае распространения ненадлежащей рекламы (звонят без согласия; предлагают бесплатные услуги по диагностике, а заканчивается все подписанием дорогостоящего договора на обслуживание) физическое лицо, чьи интересы были нарушены, вправе отстаивать свои права в суде и требовать компенсацию морального вреда. В заявлении надо пояснить, что права были нарушены, потревожили покой, разбудили ребенка, заставили переживать, нужна компенсация. Тем более Мингорисполком установил факт нарушения.

Относительно грубости и хамства в телефонном разговоре: разбираться с этим, конечно, задача правоохранителей. Можно говорить об оскорблении, но доказать это будет достаточно сложно, так как у девушки нет свидетелей или записи разговора. В милицию можно обратиться, но, скорее всего, после проверки ничего не будет установлено, — поясняет адвокат Сергей Зикрацкий.

Окна ПВХ в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!